В 2020 году исполняется пять лет Евразийскому экономическому союзу. В канун юбилея в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором в том числе были подведены некоторые итоги работы за прошедший период. Казахстан на этом форуме представляла делегация во главе с почетным председателем совета Нурсултаном Назарбаевым.
Участники отметили, что за прошедшие годы удалось разработать наднациональное законодательство, которое обеспечивает свободное движение товаров, услуг, рабочей силы на евразийском пространстве. Едиными стандартами качества охвачено около 85% всех товаров. Рынок капитала находится на этапе формирования и будет включать не только сферу банковского взаимодействия, но и страховой рынок, брокерские услуги, то есть весь спектр финансовых услуг. Среди главных задач, стоящих сейчас перед ЕАЭС, – формирование общего рынка электроэнергии, газа, нефти, нефтепродуктов, а также реализация цифровой повестки.
"Утверждены основные направления ее реализации до 2025 года. Экономический эффект от этого увеличит ВВП ЕАЭС примерно на 10,6% от общего ожидаемого роста совокупного ВВП стран союза к 2025 году. Потенциальный эффект почти в два раза превышает возможный размер увеличения ВВП государств-членов в результате цифрового развития без реализации общей цифровой повестки", – говорится в сообщении Евразийской экономической комиссии.
Одной из важных целей, стоящих перед союзом, было и остается развитие торговли, как между участниками, так и с третьими странами. Облегчение процедур должно помочь увеличить товарооборот республик. В целом товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС действительно вырос, но полностью потенциал пока не реализован
Дальний родственник
Товарооборот между Казахстаном и Армений за 10 месяцев 2019 года превысил объемы торговли за полный 2015 год в 2,6 раза. Экспорт отечественной продукции вырос в 9,4 раза. Однако эти цифры не должны вводить в заблуждение: торговые отношения между странами развиты очень слабо.
В январе-октябре 2019 года общий объем казахстанского экспорта в Армению, по данным комитета по статистике РК, составил всего $6,8 млн (+64,5% к аналогичному периоду 2018 года). Импорт еще меньше – $5 млн (72,7% от прошлогодних показателей). Но и эти невысокие показатели являются рекордными – по сравнению с 10 месяцами предыдущего года товарооборот увеличился на 6,9%.
Судя по статистике, больше всего от союза выиграли армянские производители этилового спирта. За весь 2015 год Казахстан импортировал товара на $1,1 млн, за 10 месяцев 2019-го – уже $2,2 млн. Это единственная сколько-нибудь значимая статья торговли между партнерами по ЕАЭС – сделки по другим видам продукции не дотягивают даже до полумиллиона долларов.
При этом стороны неоднократно заявляли о том, что готовы развивать сотрудничество. В начале декабря прошла презентация "Казахстан – Армения: экспорт возможностей", участие в которой приняли предприниматели и политики из двух стран. Темами встречи стали не только торговые, но и инвестиционные отношения между странами.
"Пытаемся привлечь армянских бизнесменов, которые будут не только импортировать казахстанскую продукцию, но и инвестировать в Казахстан. То есть открывать свой бизнес, дочерние компании в Казахстане. На форуме присутствуют некоторые бизнесмены из Армении, которые уже ведут удачную деятельность в Казахстане в разных сферах – строительство, сфера пищевой промышленности, есть несколько участников, которые хотят открыть свои филиалы в Казахстане", – рассказал почетный консул Казахстана в Армении Арам Абраамян.
Пока же объем инвестиций Армении в казахстанскую экономику небольшой – менее $2 млн, накопившихся с 2003 года. РК в экономику партнера вкладывает больше – около $52 млн.
Нефть в обмен на тракторы
Товарооборот с Беларусью для Казахстана построен на импорте продукции. По итогам января-октября текущего года объем составил $526,4 млн – это на 3,5% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. И это уже больше, чем за весь 2015 или 2016 год. При этом меняется и характер торговли. В первый год ЕАЭС ключевыми позициями импорта были бензин, нефтепродукты и шины – суммарный объем тогда составил $135,1 млн. К 2019 году в основу легла продукция агрокомплекса (мясо, молоко, сливки), а также продукция для сельского хозяйства (тракторы).
Динамика экспорта хуже. В первые три года показатели росли, составив по итогам 2017-го $95,5 млн. На следующий год объемы упали до $87,5 млн, а по итогам 2019-го могут оказаться еще ниже. За 10 месяцев экспорт в Беларусь составил $77,6 млн – это 84,3% от уровня за аналогичный период прошлого года. В 2015 году основными видами продаваемой продукции были плоский прокат и необработанный алюминий. Сейчас – нефть и мазут. То есть на смену продукции металлургии пришла нефтянка.
И ее роль в торговых отношениях между странами будет возрастать. В начале 2020 года между странами может быть подписан договор о поставке нефти в объеме 3,5 млн тонн в год. Кроме того, белорусский рынок считается одним из перспективных для казахстанских НПЗ – сюда может продаваться бензин, которого в Казахстане с недавних пор стало в избытке.
Перспективы сотрудничества между странами плотно обсуждались в конце октября в ходе визита президента РБ Александра Лукашенко в Казахстан. В ходе визита состоялся и бизнес-форум, где было подписано соглашений на 75 млн долларов. В основном они касаются проектов в сельхозмашиностроении, агропроме, пищевой и легкой промышленности.
Одежда из Бишкека стала не нужна
Экспорт продукции в Кыргызстан по итогам 10 месяцев составил $465,3 млн – это лишь 85,7% от уровня прошлого года. Снизился и импорт, который составил $201,1 млн (97,1%). Тем не менее за январь-октябрь 2019 года товарооборот между странами оказался больше, чем за весь 2016 год. Это говорит о том, что торговые отношения между странами развиваются, хотя это развитие и застопорилось в текущем году.
В 2015-м Казахстан продавал южному соседу пшеницу и уголь – общий экспорт тогда составил $98,4 млн. За январь-октябрь 2019-го объема не набралось и $31,5 млн. На смену этим товарам пришли нефть, газ и плоский прокат: $184,1 млн по итогам 2018 года и $87,1 млн за 10 месяцев 2019-го.
Изменился за прошедшие годы и импорт. В 2015 году казахстанцы активно покупали одежду, завозимую из Кыргызстана: за год оттуда было завезено 14,7 тыс. тонн продукции на общую сумму $35,4 млн долларов. Сейчас это направление почти забыто: менее $1 млн за 10 месяцев 2019-го. Перестала поступать и электроэнергия ($130 тыс против $6 млн в 2015-м). На замену этим товарам пришли керамические плитки (больше в РК их поставляют только Россия и Китай), молоко и сливки, а также бумажная продукция.
В конце ноября прошла встреча президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с его киргизским коллегой Сооронбаем Жээнбековым. Не обошлось и без обсуждения вопросов экономического сотрудничества. Стороны намерены принять меры по сокращению торговых барьеров, а также развивать взаимодействие между бизнес-сообществом двух стран.
"Для поддержки деловых связей двух стран мы договорились создать отдельную площадку, где предприниматели на регулярной основе могли бы налаживать прямые контакты. Одним из возможных вариантов может стать внедрение практики проведения межрегиональных форумов Казахстана и Кыргызстана. Во всяком случае, такое предложение было высказано сегодня мною во время заседания Межгоссовета. Правительствам поручено проработать данное предложение", – отметил Касым-Жомарт Токаев.
Стратегический партнер
О важности торговли с Россией можно говорить много. Например, больше всего иностранных товаров в Казахстан приходит из РФ: по итогам 10 месяцев импорт превысил $10,9 млрд (+1,3%).Россия также входит в число главных рынков сбыта отечественной продукции – экспорт за январь-октябрь составил $4,4 млрд (на уровне прошлого года).
Основные торговые связи между странами стабильны, хотя и без изменения структуры торговли за пять лет не обошлось. Среди крупных: падение экспорта золота ($167,1 млн в 2015-м против $0,8 млн в январе-октябре 2019-го) и продукции неорганической химии (с $804 млн до $459 млн), а также рост продаж плоского проката (с $362,3 млн до $591,1 млн). Что касается импорта, то тут:
- Упал импорт бензина (с $503 млн до $7,1 млн).
- Снизились поставки легковых автомобилей (с $606,4 млн до $319,2 млн).
- Вырос импорт газа (со $131,5 млн до $339,6 млн).
- Увеличились поставки труб из черных металлов (с $261,9 млн до $429 млн).
Не исключено, что экспорт казахстанской продукции был бы выше, если бы не административные барьеры. Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов в конце октября заявил, что партнеры по ЕАЭС не готовы открыть алкогольные рынки для казахстанской продукции. С проблемами сталкиваются и производители продуктов питания.
"Каждая партия, например, сливок или кефира, которая экспортируется в Россию или Кыргызстан, должна получать отдельный сертификат происхождения. Это не только ложится дополнительной финансовой нагрузкой на экспортера, но и сокращает время годности нашего продукта на рынке", — сообщил Султанов.
Кроме того, казахстанские власти неоднократно говорили о негласных ограничениях и запретах, с которыми сталкиваются отечественные производители: российские сети предпочитают продавать свою продукцию, а не завезенную из соседнего государства.
Алексей Никоноров