Как отечественные СМИ "заговорили" на казахском языке

9247

На что стоит обратить внимание и как монетизировать редакции.

Как отечественные СМИ "заговорили" на казахском языке

Какие доходы получают СМИ, вещающие на госязыке, являются ли соцсети пятой властью? Эти и другие вопросы участники медиасообщества обсудили на форуме создателей казахоязычного онлайн-контента Qazforum.

Посол США Уильям Х. Мозер отметил, что сам стал свидетелем того, насколько популярным стал казахский язык, особенно среди молодого поколения.

"Когда я работал в Алматы 20 лет назад, я редко слышал казахскую речь, а сейчас казахский становится языком постоянного общения. В Казахстане существует порядка 500 различных редакций, которые вещают на казахском языке. Эта цифра говорит сама за себя", – сказал дипломат.

О читаемости казахского контента и его востребованности рассказал генеральный директор MEDIA HOLDING "ATAMEKEN BUSINESS" Канат Сахариянов. Он привел пример, какие материалы на портале inbusiness.kz были самыми популярными. Качество делового контента на государственном языке растет, как и спрос на него. В большей степени казахоязычную аудиторию интересуют социальные новости. Отвечая на вопросы участников форума, он сообщил, что медиахолдинг, как и любой участник рынка, ищет эффективные способы монетизации своей продукции, чтобы вывести ее на полную окупаемость.

Своим видением по развитию газетного рынка поделился главред республиканской газеты "Айкын" Нурмухамед Байгараев. Печатные издания уже не пользуются огромным спросом, и это мировая тенденция. Но выжить в цифровую эру все же можно. Развивать аналитику, подавать материалы вкусно и качественно – это и есть одно из условий трансформации газет, их переход на новые реалии. Вступать в конкуренцию с сайтами и порталами – проигрышное дело, считает он, поскольку оперативная информация быстро устаревает. Редактор отметил тренд на увеличение в Казахстане казахоязычного медиаконтента, связав это с ростом населения. Бюджет издания, по его словам, на 30-40% состоит из средств рекламодателей.

Ситуация в печати на юге несколько другая, считает директор медиахолдинга "Отырар" Айгерим Жумагулова.

"У нас нет такой угрозы, что все (читатели) сидят в социальных сетях. Большинство людей еще интересуются нашей работой, мы пользуемся спросом. Есть спрос и на газеты. Вместе с тем растет и число сайтов", – говорит она.

По ее данным, 60% бюджета холдинга формируется за счет рекламных потоков, 40% – госзаказ.

Говоря о госзаказе, участники форума отметили, что это палка о двух концах. С одной стороны, сложно представить содержание редакции без госзаказа, с другой стороны, он вредит качеству массмедиа, делая его непривлекательным.

Затронули участники форума и тему соцсетей.

"Говорят, что соцсеть – эта пятая власть, мессенджеры – шестая. Я не очень хорошо к этому отношусь, у любого большого явления должны быть свои стандарты, прежде всего профессиональные. Никаких этических кодексов, никаких стандартов нет. Лайкозависимость корежит традиционную прессу", – говорит политолог Айдос Сарым.

Он также советует прессе больше печатать материалов на животрепещущие темы.

"Я покупаю все газеты, захожу фактически на все значимые сайты, я не вижу материалы на казахском языке, которые были бы направлены на футурологию, на какие-то серьезные дискуссии, связанные с будущим. Истории у нас достаточно, до сих пор спорим: Чингисхан – казах, не казах. При этом мы видим, что негативизм нарастает. А происходит это, потому что нет внимания к будущему. У людей нет планов на полгода, люди не знают, что будет через три дня, получит зарплату – не получит. Понятно, что такое общество не способно активно созидать, заниматься бизнесом", – говорит он в кулуарах форума.

Одной из тем обсуждения стала статья 130 Уголовного кодекса "О клевете", которую недавно президент РК пообещал перевести в разряд административных.

Журналист Амангельды Батырбеков не так давно едва не угодил по этой статье за решетку. По словам Айдоса Сарыма, скоро парламент рассмотрит изменения в законодательство по этому вопросу.

Qazforum продлится до конца рабочего дня. Редакторы, производители видеоконтента, пресс-секретари поделятся тонкостями бизнеса, развития цифровых платформ, а также секретами коммуникаций.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться