Какие возможности для Казахстана несет китайский энергокризис

10802

Китай для РК является приоритетным экспортным направлением.

Какие возможности для Казахстана несет китайский энергокризис

Слово "кризис" в китайском языке изображается двумя иероглифами, один из которых означает "опасность", а другой – "возможность". И нередко в периоды тяжелых экономических проблем опасности и возможности идут рядом. В середине октября в 20 китайских провинциях из 31, как сообщило новостное агентство Bloomberg, наблюдались перебои с энергоснабжением, угрожающие перейти в масштабный энергетический кризис по всей стране. Власти КНР обвиняют в этой ситуации рост цены на уголь, превысившей в середине октября 1500 юаней (около $232) за тонну, а с начала 2021 года уголь в Китае подорожал почти вдвое. Из-за роста цены на уголь энергетики были вынуждены резко повысить тарифы для промышленности, что привело к временным остановкам производства на предприятиях машиностроения, металлургии, пищевой и текстильной промышленности. В частности, приостановили работу китайские заводы, выпускающие комплектующие для Apple и Tesla, передает inbusiness.kz со ссылкой на экспертов компании Alpari.

Повышение цен на уголь также грозит резким повышением цен на сталь и другие металлы, а последнее может вызвать резкий рост инфляции в Китае и замедление экономического роста в стране, которая в текущем году до сих пор успешно восстанавливала свою экономику после кризиса, связанного с пандемией коронавируса. В целях предотвращения масштабного кризиса власти КНР приняли решение увеличить импорт угля и газа. Преодоление дефицита угля, запасы которого в Китае упали до минимальных уровней, может помочь быстро справиться с кризисом не только Китаю, но и всему миру, так как проблемы второй крупнейшей экономики мира могут замедлить рост во всей мировой экономике.

Отметим, что в Китае экономический рост начал замедляться еще по итогам II квартала 2021 года. Если в I квартале рост составил беспрецедентные за последние десять лет 18%, то во II квартале рост замедлился до 7,9% – восстановлению помешала новая волна пандемии и связанные с ней ограничения для экономики. И это притом, что никакого энергетического кризиса в Китае еще несколько месяцев назад не было и в помине, а с учетом роста цен на энергоресурсы и роста инфляции стабильности китайской экономики брошен серьезный вызов. А так как пандемия и высокая инфляция оказывают негативное влияние на экономику еврозоны, США и всех стран "большой семерки", проблемы Китая, являющегося крупнейшим торговым партнером всех стран G7 и Евросоюза, неизбежно скажутся и на экономике этих стран и регионов. Отчасти эта ситуация ударит и по экономике евразийского пространства, и Казахстана в том числе, так как Казахстан все еще сильно зависим от импорта непродовольственных товаров и вместе с ними "импортирует" и инфляцию.

Проблемы с запасами энергоресурсов в Китае создают возможности для его соседей-экспортеров – Казахстан может увеличить поставки угля в Китай, а также нарастить поставки нефти на китайские НПЗ и увеличить поставки трубопроводного газа. Если бы энергокризиса в Китае не было, а экономика Поднебесной начала бы замедляться из-за, допустим, новой волны пандемии, новых опасных вирусов или по иным причинам, для казахстанской экономики такая ситуация представляла бы риск, так как Китай начал бы экономить на потреблении энергоресурсов и, соответственно, меньше их импортировать, в том числе и из Казахстана. Однако сегодня ситуация является прямо противоположной – Казахстан сейчас имеет возможность оказать Китаю дружескую (и не бесплатную) помощь углем, нефтью и газом. Китаю, в свою очередь, выгодно увеличить импорт энергоресурсов у ближайших соседей, с которыми его объединяет, например, общая трубопроводная инфраструктура. Импорт углеводородов из Казахстана Китаю обойдется дешевле как минимум на 15-30%, чем, например, поставки нефти и СПГ из стран ОПЕК и тем более из США.

Для Казахстана Китай является приоритетным экспортным направлением. Республика экспортирует в КНР преимущественно нефть, газ и цветные металлы. В 2020 году товарооборот Казахстана и Китая увеличился до $3,3 млрд, причем доля Китая в обороте внешней торговли РК достигла почти 16%, и Китай является сегодня вторым крупнейшим торговым партнером Казахстана после России.

Напомним, что Казахстан, по данным министерства энергетики РК, ежегодно поставляет в Китай 7,5 млрд кубометров газа по газопроводу Казахстан – Китай. Пропускная способность ниток А и В этого газопровода в общей сложности составляет 40 млрд кубометров газа в год, причем на экспорт по этому трубопроводу можно поставлять до 30 млрд кубометров ежегодно. Действующий контракт между РК и Китаем о поставках газа был заключен на пять лет, до 2023 года, однако в случае увеличения потребности КНР в поставках газа контракт теоретически может быть пересмотрен в сторону увеличения поставок.

Угольная промышленность Казахстана уже помогает Китаю справляться с кризисом. В начале октября в провинцию Чжэцзян угольные компании РК поставили по железной дороге 136 тыс. тонн угля, в то время как за первые девять месяцев 2021 года Казахстан экспортировал всего 84 тыс. т угля. Ранее Китай не слишком активно импортировал уголь из Казахстана и по причине экологических соображений, и из-за дороговизны поставок по железной дороге. Однако рост цен на газ и нефть сделал поставки угля из Казахстана в КНР весьма выгодными экономически для обеих сторон. Теперь у Казахстана есть возможность наращивать и поставки угля ближайшему соседу, чтобы помочь преодолеть энергокризис. Несомненно, такого рода кризисные ситуации являются совокупностью рисков и выгодных возможностей для сотрудничества давних деловых партнеров.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться