О перспективах работы с китайскими компаниями abctv.kz рассказал руководитель управления индустриально-инновационного развития области Нурболат Сейтмагамбетов.
– О каких итогах можно говорить?
– Это был первый визит павлодарской делегации в Китай. Первый контакт был в Астане в рамках работы нашего офиса. Какие-то конкретные цели по подписанию "железных" проектов, естественно, не могли ставить. В первую очередь, хотели для себя понять, насколько китайская сторона серьезно настроена на развитие нашего сотрудничества. Результат, надо сказать, превзошел ожидания.
– В чем?
– Например, заполнение свободных площадей СЭЗ "Павлодар", импорт сельхозпродукции, развитие углехимии получили хороший отклик. Более того, был подписан ряд документов, пусть и носящих характер меморандума, но тем не менее. По нашим оценкам, ближайшие месяцы порядка пяти-семи проектов получат толчок для развития.
– Какие-то уж очень приблизительные сроки.
– До конца года ожидаем приезд нескольких китайских делегаций, причем это будут конкретные компании. В частности, компания LONGY Group, которой павлодарская сторона предложила взять в управление нашу экономическую зону. Данная компания занимается развитием индустриальных зон в Китае, у них в планах открытие на протяжении Шелкового пути отдельных индустриальных зон.
– Вроде наша управляющая компания неплохо справляется?
– Да, но они (китайские специалисты. – Прим. авт.) в этом вопросе продвинулись дальше нас. Второй момент – если эта компания зайдет, то понятно, что мы их не просто так запустим, а поставим конкретные индикаторы. Например, в течение года, условно, принести 100 миллионов тенге инвестиций. И, конечно, если они придут сюда, то обязательно приведут с собой несколько компаний. По сельскому хозяйству большой интерес был проявлен. Губернатор провинции Шэньси, где население составляет 36 миллионов человек, подтвердил, что они готовы к сотрудничеству. Китайцы готовы закупать баранину, конину, корма, проявили интерес к нашему меду. Был затронут и экологический вопрос, аким области (Булат Бакауов. – Прим. авт.) предложил в качестве плацдарма наши зольные и угольные отвалы. Последних у нас три миллиарда тонн. Уже в октябре ждем одну из компаний, которая готова изучить данный вопрос. В качестве объекта по изучению экологических проблем было предложено озеро-накопитель Былкылдак. Вопрос стоит в его очистке. Как известно, на дне его находятся тонны ртутных отложений.
– О готовности китайцев слышим давно, но движения пока нет. Более того, руководитель управления сельского хозяйства отметил, что китайская сторона считает наше производство недостаточно чистым. Во всяком случае, таково было их мнение после посещения местного мясокомбината. Вроде как они готовы брать нашу продукцию, но мы не соответствуем их качеству. Какие требования они предъявляют?
– Чтобы разрешить данную ситуацию, было предложено прийти, посмотреть, принести свои стандарты и вместе внедрять их здесь. Коль скоро мы хотим экспортировать в Китай, то давайте с вашим участием мы это сделаем.
– А по объемам мы готовы?
– Да, тут вопрос интересный. Понятно, что мы их потребность не закроем, но то, что можем реализовать, почему нет? Например, отправлять пшеницу в Китай нецелесообразно, пошлины большие. А вот муку – пожалуйста, пошлина 15%. Естественно, мы предложили поставить в области элеватор или модернизировать те, что имеются. Заходите, делайте муку, которая вам нужна, и отправляйте на экспорт. Предложили поработать по плодоовощной продукции, например сахарной свекле. У нас имеются все предпосылки для ее выращивания, почему бы тогда не поставить завод по производству сахара. Мы готовы осваивать новые площади, увеличивать урожай. Наши крестьяне проявили интерес в этом вопросе. В делегации были представители крупных крестьянских хозяйств, они вели определенные переговоры.
– А что касается угля и электроэнергии? Как их можно задействовать в торговых отношениях с Китаем? Помнится, была даже идея строительства энергомоста Экибастуз – Китай.
– Насчет энергомоста сказать ничего не могу. Основной вопрос стоял о переработке угля с помощью китайских компаний. Например, получение газа. У них такие компании с передовыми технологиями имеются. К примеру, во время посещения акимом Экибастуза города Хэцзинь было достигнуто соглашение, что представители исследовательского института одной из крупнейших китайских корпораций по выработке кокса, угольного газа и бензола планируют приехать к нам для изучения промышленности и потенциала применения углехимии.
– Какой, на Ваш взгляд, самый перспективный проект из тех, что проговаривались?
– Наверное, в рамках деятельности своего управления выделил бы углехимию, так как это открывает огромные перспективы.
– Насколько китайская сторона готова инвестировать в Казахстан?
– Прежде всего, у них есть потребность в нашей продукции. Представьте, в двух провинциях, которые мы посетили, проживает 75 миллионов человек – это 4,5 Казахстана. Поэтому они готовы вложиться в наше производство, так как им не надо искать рынок сбыта. Для них, если так можно сказать, это вынужденная мера иметь дополнительные мощности.
– Возможно, еще рано так далеко забегать, но если эти предприятия будут созданы, то каков будет их статус – совместные предприятия?
– Моя личная точка зрения, чтобы лучше СП, чтобы наши предприятия набирали компетенцию, учились.
– А что можете сказать по тем китайским проектам, которые уже вроде состоялись, но и движения не ощущается?
– По кремниевому заводу в Экибастузе в октябре должны закончить проект с учетом увеличения мощности. По информации китайской стороны, следующий шаг – размещение заказа на изготовление оборудования. И в апреле-мае будущего года уже "выйти в поле". Вроде все по плану идет.
– А как с экологией быть, хуже не станет в регионе?
– Глава региона несколько раз говорил на встрече, что один из наших главных критериев к предприятию – чистота экологии.
– Говоря о новых предприятиях, в том числе СП, власти акцентируют внимание на новых рабочих местах. Но реальность такова, что заполнять их на самом деле некому, специалистов хороших не хватает уже на действующих предприятиях. Кто будет работать на новых?
– Хороший вопрос. На фоне большинства областей в этом вопросе наш регион выглядит достаточно неплохо, у нас хорошее образование. На сегодня 12 тысяч студентов учатся по необходимым специальностям. Тем не менее, проблема есть. Приведу пример по предприятию Giessenhause (проект СП ООО "СибИнвестГрупп и немецкой компании LVG GmbH), где будут изготавливать легированный алюминий. Там установлено оборудование, которого до сих пор не было в Казахстане. Было решено брать сотрудников и отправлять их в Германию, Австрию учиться работать на нем в течение двух-трех месяцев. Вот и выход.
– И все же насколько экономически целесообразны такие поездки? Большая делегация – это немаленькие деньги из местного бюджета.
– Если хоть один из этих проектов выстрелит, то это окупит все с лихвой. Надо сказать, что объем затраченных средств относительно небольшой. К примеру, бизнес ездил за свой счет, в каких-то моментах китайская сторона помогла. Отдача от поездки будет, уверен.
Марина Попова