Накануне этого события аким Павлодарской области обсудил данную тему с губернатором Омской области. К слову, вопрос этот с "бородой".
"Мы уже несколько лет поднимаем вопрос углубления дна Иртыша. Если в прошлом году по реке отправили около 120 тысяч тонн грузов, то в этом году этот показатель составил около 200 тысяч тонн. При этом перевозки осуществляются, только когда Иртыш полноводен. Гарантированная глубина на рабочем участке реки составляет 135 сантиметров, что в навигационный период позволяет проходить судам с грузоподъемностью до одной тысячи тонн", – отметил аким региона Булат Бакауов на встрече с российским коллегой Александром Бурковым.
Два года назад Павлодарская область заключила меморандум по поставке щебня речным транспортом с Тюменской областью, было выделено месторождение для его разработки. Но отсутствие дноуглубительных работ не дало развитие проекту.
Надо глубже
Активное движение по Иртышу приходится на время природоохранных попусков, то есть конец апреля – начало мая и по июнь. В этот отрезок времени российский флот старается сделать как можно больше ходок, так как он заходит в казахстанские воды баржами, грузоподъемность 3 тыс. тонн.
По данным АО "Павлодарский речной порт", глубина реки на отрезке в 200 км – от российской границы до Омска – составляла 1,35 метра. А чтобы грузить баржу до краев, необходим минимум в 1,6 метра. Следовательно, приходится идти на недогруз. Для сравнения: по большой воде трехтонные баржи загружаются на 2,8 тыс. тонн, в меженный период, спад воды – не более 1,4 тыс. тонн.
Специалисты считают, что естественный путь углубления реки – активное судоходство. Второй вариант – то, что делает сегодня казахстанская сторона, при помощи техники проводит дноуглубление. Омичи ссылаются на то, что данная процедура – это федеральная функция.
Российская позиция
Губернатор Омской области Александр Бурков в начале октября представил вице-премьеру РФ проект поставки зерна из сибирских регионов на мировой рынок по Северному морскому пути через порт Сабетта.
Для этого необходимо развивать судоходство в Обь-Иртышском бассейне, что откроет омскому зерну путь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также позволит снизить общую себестоимость перевозок по северному морскому направлению.
Омичам в решении данного вопроса необходимо содействие федерального центра в проведении дноуглубительных работ, позволяющих обеспечить гарантированную глубину судоходного фарватера по протяженности Иртыша от Омска до впадения в Обь. А вот дорога по воде от Омска до Павлодара россиян не заботит. По мнению заместителя председателя правления АО "Павлодарский речной порт" Толегена Кульжанова, причина – в отсутствии генерального груза, который можно поставлять из Омска в Павлодар.
"В этом году планировали доставить от соседей около 15 тысяч кубометров леса. Не удалось, но по причине, не зависящей от речников: бизнес не договорился. А гонять баржи порожняком из РФ нецелесообразно. Нет генерального груза", – пояснил он.
При этом перевозка груза по реке до 30% дешевле наземного транспорта. Да и сроки вполне приемлемые: три-четыре дня из Павлодара до Омска.
А что Китай?
Вопрос о возобновлении транзитного движения судов и перевозке грузов до границы с Китаем рассматривался на правительственном уровне. В советский период по Иртышу осуществлялись перевозки грузов из Китая в Казахстан и далее в направлении Российской Федерации. В Павлодаре уже дважды проходили встречи с представителями КНР, которых данное направление интересует. Просматривается тема доставки груза из Павлодара до пункта Тугыл на озере Зайсан. Оттуда его можно отправлять по железнодорожной дороге. Загвоздка в том, что интересующий Поднебесную продукт – прокаленный кокс, необходим в больших объемах, который пока обеспечить не могут. В противном случае китайская сторона не готова вкладываться в освоение данного маршрута, который должен проходить по Иртышу через три шлюза.
Павлодарский речпорт надеется, что встреча в Омске на высоком уровне, где вновь будет подниматься вопрос о развитии речного пароходства, сдвинет проблему с места. Речники говорят о необходимости преференций на территории порта по принципу СЭЗ, чтобы заинтересовать грузоотправителей. Павлодарская сторона готова пойти на все, лишь бы сделать дорогу по Иртышу экономически привлекательной.
Шолпан Абдрахманова