/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 354,08 РТС 1 646,81 Hang Seng 28 800,87 KASE 2 382,60 FTSE 100 7 655,21 Пшеница 571,00
Погода:
-9Нур-Султан
-5Алматы
DOW J 29 354,08 РТС 1 646,81
Hang Seng 28 800,87 KASE 2 382,60
FTSE 100 7 655,21 Пшеница 571,00
Когда Иртыш станет глубже?

Когда Иртыш станет глубже?

Вопрос дноуглебления реки будет рассматриваться во время встречи глав двух государств в рамках Казахстанско-российского форума межрегионального сотрудничества, который пройдет в Омске 6-7 ноября.

21 Октябрь 2019 12:47 2135

Когда Иртыш станет глубже?

Автор: Шолпан Абдрахманова Фото: Шолпан Абдрахманова

Накануне этого события аким Павлодарской области обсудил данную тему с губернатором Омской области. К слову, вопрос этот с «бородой».

«Мы уже несколько лет поднимаем вопрос углубления дна Иртыша. Если в прошлом году по реке отправили около 120 тысяч тонн грузов, то в этом году этот показатель составил около 200 тысяч тонн. При этом перевозки осуществляются, только когда Иртыш полноводен. Гарантированная глубина на рабочем участке реки составляет 135 сантиметров, что в навигационный период позволяет проходить судам с грузоподъемностью до одной тысячи тонн», – отметил аким региона Булат Бакауов на встрече с российским коллегой Александром Бурковым.

Два года назад Павлодарская область заключила меморандум по поставке щебня речным транспортом с Тюменской областью, было выделено месторождение для его разработки. Но отсутствие дноуглубительных работ не дало развитие проекту.

Надо глубже

Активное движение по Иртышу приходится на время природоохранных попусков, то есть конец апреля – начало мая и по июнь. В этот отрезок времени российский флот старается сделать как можно больше ходок, так как он заходит в казахстанские воды баржами, грузоподъемность 3 тыс. тонн.

По данным АО «Павлодарский речной порт», глубина реки на отрезке в 200 км – от российской границы до Омска – составляла 1,35 метра. А чтобы грузить баржу до краев, необходим минимум в 1,6 метра. Следовательно, приходится идти на недогруз. Для сравнения: по большой воде трехтонные баржи загружаются на 2,8 тыс. тонн, в меженный период, спад воды – не более 1,4 тыс. тонн.

Специалисты считают, что естественный путь углубления реки – активное судоходство. Второй вариант – то, что делает сегодня казахстанская сторона, при помощи техники проводит дноуглубление. Омичи ссылаются на то, что данная процедура – это федеральная функция.

Российская позиция

Губернатор Омской области Александр Бурков в начале октября представил вице-премьеру РФ проект поставки зерна из сибирских регионов на мировой рынок по Северному морскому пути через порт Сабетта.

Для этого необходимо развивать судоходство в Обь-Иртышском бассейне, что откроет омскому зерну путь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также позволит снизить общую себестоимость перевозок по северному морскому направлению.
Омичам в решении данного вопроса необходимо содействие федерального центра в проведении дноуглубительных работ, позволяющих обеспечить гарантированную глубину судоходного фарватера по протяженности Иртыша от Омска до впадения в Обь. А вот дорога по воде от Омска до Павлодара россиян не заботит. По мнению заместителя председателя правления АО «Павлодарский речной порт» Толегена Кульжанова, причина – в отсутствии генерального груза, который можно поставлять из Омска в Павлодар.

«В этом году планировали доставить от соседей около 15 тысяч кубометров леса. Не удалось, но по причине, не зависящей от речников: бизнес не договорился. А гонять баржи порожняком из РФ нецелесообразно. Нет генерального груза», – пояснил он.

При этом перевозка груза по реке до 30% дешевле наземного транспорта. Да и сроки вполне приемлемые: три-четыре дня из Павлодара до Омска.

А что Китай?

Вопрос о возобновлении транзитного движения судов и перевозке грузов до границы с Китаем рассматривался на правительственном уровне. В советский период по Иртышу осуществлялись перевозки грузов из Китая в Казахстан и далее в направлении Российской Федерации. В Павлодаре уже дважды проходили встречи с представителями КНР, которых данное направление интересует. Просматривается тема доставки груза из Павлодара до пункта Тугыл на озере Зайсан. Оттуда его можно отправлять по железнодорожной дороге. Загвоздка в том, что интересующий Поднебесную продукт – прокаленный кокс, необходим в больших объемах, который пока обеспечить не могут. В противном случае китайская сторона не готова вкладываться в освоение данного маршрута, который должен проходить по Иртышу через три шлюза.  

Павлодарский речпорт надеется, что встреча в Омске на высоком уровне, где вновь будет подниматься вопрос о развитии речного пароходства, сдвинет проблему с места. Речники говорят о необходимости преференций на территории порта по принципу СЭЗ, чтобы заинтересовать грузоотправителей. Павлодарская сторона готова пойти на все, лишь бы сделать дорогу по Иртышу экономически привлекательной.

Шолпан Абдрахманова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Павлодарские перевозчики не поделили пассажиров

Поводом разбирательств между городскими автобусами и маршрутными такси стал интервал движения.

09 Декабрь 2019 15:29 1458

Павлодарские перевозчики не поделили пассажиров

Фото: Шолпан Абдрахманова

Руководство автопарков пожаловалось, что маршрутки забирают у них большую часть пассажиров.

По данным экспертов Палаты предпринимателей, ежедневно до 300 автобусов малого класса выходят на маршруты, оставляя коллег – большие автобусы — без пассажиров. В итоге те терпят убытки.

Руководитель сектора пассажирского транспорта отдела ЖКХ Марат Асылбеков в ходе встречи в Региональной палате предпринимателей отрицал конфликт интересов владельцев разных автопарков, так как автобусы малого класса обслуживают только 12 из 33 городских маршрутов. Три года назад их якобы вообще оттеснили на второстепенные улицы. 

Директор ТОО «Павлодарский автокомбинат» Александр Панченко, один из крупных перевозчиков в городе, считает, что автобусы малого класса должны занимать в маршрутной сети не более 30%.

«Я считаю, что количество автобусов малого класса необходимо уменьшить еще на 30%. В них запрещено перевозить стоящих пассажиров, но они продолжают это делать. В связи с большим количеством маршруток у нас просто не остается пассажиров», – заявил руководитель автопарка.

В итоге местные власти с 1 декабря мониторят движение маршрутных такси. Аким города Кайпат Нукенов лично проехал по городским маршрутам в утренние часы и час пик и, по его словам, претензий от транспортников не услышал. Также не увидел на остановках и большого скопления горожан в ожидании транспорта.

В Павлодаре восемь официальных предприятий-перевозчиков. Ежедневно на маршруты выходит 538 машин, из них 165 автобусов большого класса, 109 трамваев и 264 автобуса малого класса.

Держи интервал

Камнем преткновения является интервал движения. Чтобы не оставить без пассажиров большие автобусы, было решено увеличить его для малого класса с пяти до восьми минут. И это вызвало серьезное недовольство со стороны маршрутных такси.  

Городские власти организовали встречу с перевозчиками, чтобы урегулировать спорные вопросы.

По словам водителя маршрутного автобуса ТОО «ТФ «Таксомотор» Данияра Кусаинова, от такой «реформы» прежде всего страдают пассажиры, которые вынуждены ездить в переполненном общественном транспорте.

Директор автобусного парка № 1 Вадим Ковальчук считает, что если все водители будут соблюдать правила, то проблем не будет ни у кого.

«Автобусы большого класса ходят до одиннадцати вечера,  малого класса снимаются в восемь-девять вечера. Мы все правила соблюдаем, но из-за того, что автобусы малого класса работают вне графика, у нас снизился пассажиропоток, мы теряем деньги, наши коллективы также должны кормить семью и выплачивать кредиты», – отметил директор автопарка.

Руководитель ТОО «Таксомотор» Виктор Янковский согласился с тем фактом, что в часы пик по многочисленным обращениям пассажиров уменьшил интервал между маршрутками до двух минут. 

«Мое предложение, как перевозчика, оставить интервал движения прежним», – подытожил руководитель парка.

По мнению акима города Кайрата Нукенова, прежде всего, необходимо установить на автобусах малого класса GPS-треккеров, и открыть единую диспетчерскую, с помощью которой можно будет отследить тот транспорт, который отклоняется от графика.

Ну а чтобы окончательно определиться с временным промежутком, местные власти дали еще 10 дней на проведение мониторинга, чтобы окончательно поставить точку в вопросе об интервале движения.

К слову, у городских властей входит в правило нововведения, связанные с общественным транспортом, вводить в зимний период. Так, несколько лет назад один из бывших акимов области решил убрать с центральных улиц автобусы малого класса. Пассажирам был предложен новый их график движения в декабре.

С января следующего года автобусы малого класса ждет еще одно изменение: они должны будут так же, как и автобусы большого класса, трамваи, возить все льготные категории пассажиров. Транспортным компаниям такие перевозки возмещаются из городского бюджета.

Шолпан Абдрахманова

Автоперевозчиков в Усть-Каменогорске заставят подвинуться

На рынке пассажирских автоперевозок Усть-Каменогорска в преддверии внедрения системы электронного билетирования и модернизации автотранспорта начался жесткий передел, утверждают предприниматели.

17 Сентябрь 2019 12:10 3995

Автоперевозчиков в Усть-Каменогорске заставят подвинуться

На рынке городских автобусных перевозок в Усть-Каменогорске в последние дни особенно жарко. Конкурс по внедрению электронного билетирования таки состоялся, и выиграла его белорусская компания из Минска, которая предложила свои услуги за 1,7 млрд тенге, несмотря на то, что восточноказахстанские компании предлагали цену вдвое меньше. Модернизация пассажирского автотранспорта, по словам акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара, тоже не за горами – до конца сентября намечено заключить договор с Банком развития Казахстана на 4,4 млрд тенге для покупки 85 автобусов. Но и это еще не все. Представители городской власти подали в суд на двух крупнейших автоперевозчиков – ТОО Voska и ТОО «АЦ БЭСТ», которые обеспечивают выше 70% городских перевозок, с иском о расторжении договоров на обслуживание маршрутов. Якобы они не исполняют договорных обязательств. Те уверены, что их просто хотят вытеснить. Более того, автоперевозчики, возможно, и получат долгожданные субсидии, но только после внедрения системы электронного билетирования. Многих предпринимателей волнует вопрос: а кто же останется после такой «зачистки»?

Акция протеста жителей Ахмирово

Масла в огонь на днях подлили жители поселка Ахмирово, который находится в черте Усть-Каменогорска. Они перекрыли трассу и заблокировали движение, выразив протест против того, что самый востребованный автобус № 42, который обслуживает ТОО Voska, якобы появляется редко, часто переполнен, интервалы движения доходят в обеденные часы до 60 минут, да и невежливое поведение водителей и кондукторов вывело из терпения. Представители ТОО Voska вместе с жителями были приглашены на совещание в акимате Усть-Каменогорска.

«Регулярность по данному маршруту за восемь месяцев составила 74,2%, а если брать с 1 по 12 сентября, то 64%. В свое время, 27 июня 2019 года, перевозчик, ТОО Voska, нам прислал уведомление о том, что с 8 июля 2019 года они отменяют проезд для пенсионеров и детей от семи до 15 лет без предоставления льгот. Полная стоимость билета для них  – 90 тенге. В свою очередь мы актами и своим уведомлением сообщили автоперевозчику о том, что с 10 августа мы расторгнем договор в одностороннем порядке в связи с нарушением законодательства. На это был подан иск в судебном порядке нашим автоперевозчиком, но суд не состоялся по причине того, что иск ими же был отозван, оставлен судом без рассмотрения. На сегодня нами подан иск на ТОО Voska. Первые слушания пройдут 1 октября», – рассказал на совещании заместитель руководителя ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска» Нуржан Жапбаров.

Директор компании-автоперевозчика Марат Калелов попытался выразить свои претензии к исполнительным властям, объяснив, что график они все же соблюдают. В тот злополучный день из 11 автобусов маршрута № 42 на линии работали девять. Это не противоречит условиям договора между ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска» и компанией Voska. Но у автоперевозчика есть проблема: компания не может удержать водителей, кондукторов, и только за последнее время ее штат уменьшился на 75 человек. Причины – это финансовое положение компаний-автоперевозчиков. Сейчас они даже не просят повышения тарифа, который в Усть-Каменогорске составляет 90 тенге за одну поездку в автобусе.

Автоперевозчики говорят о необходимости субсидирования этого рынка, потому что есть существенная разница между существующим тарифом и реальными затратами на каждого пассажира. По их словам, еще на момент его утверждения в 2017 году было доказано, что эти затраты составляют свыше 175 тенге на одного пассажира. Но приглашенные теперь на совещание жители и сам аким слушать такое отказались.

«Повышайте зарплату своим людям, и они не будут уходить!» – отрезали жители Ахмирово.  

Субсидий не будет, но они будут

В свою очередь Жаксылык Омар повторил слова акима ВКО Даниала Ахметова, что у власти есть неопровержимые доказательства того, что автоперевозчики якобы занижают свои реальные доходы. Мол, они говорят, что перевозят 90 тысяч пассажиров  в день, а по данным ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» из Алматы, свыше 270 тысяч человек в день. Еще в июле общественники заявляли о некорректности самого исследования, но Жаксылык Омар по этому поводу не сказал ничего. Впрочем, если власти убеждены, что предприниматели нарушают в этой части налоговое законодательство, то почему ни одного из автоперевозчиков не привлекли к ответственности? Зато на совещании Жаксылык Омар несколько раз повторил, что субсидий автоперевозчикам не видать. И обмолвился: «Пока не видать».

«Про субсидирование – мы еще раз скажем, что никаких субсидирований не будет! Никаких субсидирований не будет! Они просят нас 900 миллионов субсидировать! Это на 2019 год. А через год будет два миллиарда? Через пять лет – 10 миллиардов? Мы будем кормить этих перевозчиков тогда. Я не смогу ремонтировать школы, построить детские сады, не смогу выплачивать педагогам заработную плату, – распалялся аким. – Сейчас будет электронное билетирование, тогда будет все прозрачно. Если да, наши уважаемые перевозчики правы, если действительно нужно субсидировать, то это сразу видно будет. Мы будем субсидировать. Но я вам еще раз скажу, несколько раз уже говорил – про субсидирование речи не должно быть!»

По информации Жаксылыка Омара, в Алматы до внедрения системы электронного билетирования власти субсидировали перевозчиков на семь миллиардов в год, а после – всего на четыре. Но градоначальник не захотел вспомнить, что автоперевозчики из Усть-Каменогорска, в отличие от своих алматинских коллег, такое субсидирование никогда и не получали! Зато несколько раз отметил, что повышения тарифа тоже не будет, потому что «90 тенге – это и так один из высоких тарифов по Казахстану».

На ваше место придут другие

В очередной раз повторив, как мантру, что повышения тарифов и субсидий не будет, аким Усть-Каменогорска предложил автоперевозчикам «сдаться» и уйти с рынка, если те не могут больше работать.

«Если вы не в состоянии, уважаемое ТОО Voska, если у вас нет сил и средств, откажитесь! Есть другие компании, которые придут. Из Алматы просятся, из Павлодара, из других городов. Они готовы зайти на наш рынок и обслуживать наше население», – сказал он. 

По словам Жаксылыка Омара, отдел акимата обязан был подать в суд на перевозчиков, и дело вовсе не в лоббировании интересов других автоперевозчиков.

«Вы же отменили льготы, у нас есть факты, – сказал он. – Мы подали в суд, у нас будет судебное разбирательство по отмене льготы. Конечно, некоторые придут и спросят: а почему городской акимат судится? Наверное, хочет забрать маршрут, отдать своим родственникам или знакомым? Вот такой разговор будет. А почему я подал в суд? Потому что я обязан. А не оттого, что я не люблю Voska. Выполняйте, пожалуйста, свои договорные обязательства. У всех есть проблемы – и у «Марат М», и у «РОСТ», и у «БЭСТ» (компании-автоперевозчики в Усть-Каменогорске. – Прим. авт.).  

Кто останется на рынке?

Уже несколько лет между автоперевозчиками и акиматом Усть-Каменогорска идет конфликт. Он то стихает, переходит в латентную форму, то вспыхивает вновь. При этом власти не раз выражали намерение создать городской муниципальный автопарк. Теперь при нынешнем градоначальнике это будет выглядеть так. По информации Жаксылыка Омара, из 85 новых элитных больших автобусов, которые будут обслуживать основные маршруты, 20 появятся до конца октября этого года, а 65 автобусов – в марте 2020 года.

«Сейчас создано ТОО с государственным участием – New Bus. Это транспортная компания, которая относится к городскому акимату, – добавил Жаксылык Омар. – По электронному билетированию выиграла компания из Минска, она уже работает. Конкурс провело областное Управление транспорта и автодорог. Были и казахстанские, но они не прошли. А это компания с собственной программой, собственными специалистами. В октябре начнут установку – сначала с трамваев. Согласно договору, у них установка системы электронного билетирования – I квартал 2020 года».

Что касается конкретного злополучного маршрута № 42, то аким Усть-Каменогорска заявил о создании специальной рабочей группы, которая изучит все жалобы жителей и проведет мониторинг деятельности всех компаний. Проблема-то в другом – предпринимателям ясно, что если даже исполнительные власти соберут кучу жалоб от населения, то отвечать за это будет автоперевозчик, хотя они появились вследствие того, что акимат отказывался их услышать долгие годы.

«Почему сейчас речь идет только о ТОО Voska и ТОО «УЦ «БЭСТ»? Весь сыр-бор в том, что мы открыто говорим: систему электронного билетирования, за которое заплатят 1,7 миллиарда, можно было сделать за 800 миллионов тенге. А почему конкурс на предоставление маршрутов не проводится уже полтора года? – прокомментировали ситуацию inbusiness.kz в ТОО Voska. – У многих нет уверенности, что они останутся работать. Вместе с тем одной из больших компаний-автоперевозчиков владеет дочь крупного областного чиновника, и этой компании прощают многое и сейчас расширяют ее присутствие на рынке. Президент Касым-Жомарт Токаев говорит, что отношение к бюджету должно быть щепетильным, но какая необходимость сейчас выделять деньги на покупку автобусов? Мы сами готовы покупать, но есть законодательство о транспорте, выполняйте его! Там предусмотрено выделение субсидий, дайте их перевозчикам, и они сами купят. У нас электронное билетирование внедрено в Нур-Султане и Алматы. Там дают субсидии. В Караганде нет электронного билетирования, но в этом году выделили шесть миллиардов для субсидирования перевозчиков».

По данным руководства ТОО Voska, только за последние несколько лет они обновили свой подвижной состав на 80%, вложив 5 млн долларов.

«Власти ВКО нам обещали: кто обновится на 50%, ему продлят без конкурса на 10 лет маршруты. Мы обновились, пишем письмо, но с нами договоры не продлили. ТОО «РОСТ» на маршрут № 44 взяло в аренду автобусы, им продлили на 10 лет без конкурса. Всем понятно, что происходит, – заключили в ТОО Voska. – Наше предприятие, которое работает на рынке много лет, разрушают целенаправленно. Проблема-то рынка автоперевозок комплексная, а из нас делают врагов!»

Напомним, противостояние акиматов и автоперевозчиков в настоящее время происходит все чаще в разных регионах страны. Так, пассажироперевозчики Шымкента заявили о разорении еще летом этого года.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: