Руководители нескольких крупных предприятий легкой промышленности из Шымкента написали официальное обращение заместителю Премьер-министра Гульшаре Абдыкаликовой с просьбой о помощи. Как заявили производители, они находятся на грани остановки из-за незаключенных дополнительных договоров с Министерством обороны. При этом первые поставки по гособоронзаказу предприятия должны сделать уже 15 апреля.
Ткачи и швейники, которые входят в созданный в 2016 году отечественный консорциум "Жасампаз" (всего 56 предприятий по РК), пояснили inbusiness.kz, что инвестировали в предприятия огромные средства, расширились и закупили новые производственные линии специально под нужды Минобороны. В рамках реализации договора заключено инвестиционное соглашение на 6,1 млрд тенге, из которых уже инвестировано 5,4 млрд, или 89%, на развитие производств. Благодаря внедрению консорциальный модели поставок в оборонном заказе было обеспечено снижение цен на вещевое имущество и их стабильность в течение трех лет, увеличена доля местного содержания в сырье до 60%. Но в отсутствие допсоглашения нечем заполнить производственные мощности.
Напомним, "Жасампаз" уже второй год обвиняет Министерство цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности (ранее Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности) в наличии коррупционной составляющей.
Тогда же министерство комментировало inbusiness.kz противостояние с консорциумом "Жасампаз", утверждая, что гособоронзаказ не может быть основой легкой промышленности.
Из обращения:
В настоящее время нарушен срок заключения договоров государственного оборонного заказа. Согласно правилам формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа Республики Казахстан (постановление Правительства республики Казахстан от 29 декабря 2009 года), где определен срок 30 календарных дней с даты утверждения государственного оборонного заказа. Постановление Правительства республики Казахстан об утверждении государственного оборонного заказа на 2019 год принято 29 января 2019 года. Установлены номенклатура, количество, цена, базисы и сроки поставок, а также утвержден бюджет. По истечении 70 дней со дня утверждения гособоронзаказа на 2019 год не заключено дополнительное соглашение между оператором и консорциумом и не начата работа по производству вещевого имущества, где поставки определены с 15 апреля 2019 года. Ежегодно в 2017 и 2018 годах оператор заключал дополнительное соглашение в рамках указанного договора на поставку продукции. В 2019 году оператор и Министерство обороны отказываются заключать дополнительное соглашение в нарушение норм Гражданского и Предпринимательского кодексов республики Казахстан, – говорится в обращении на имя Абдыкаликовой.
Сейчас под обращением подписи шести директоров фабрик, но, по словам руководителя швейной фабрики "Гаухар" Анипы Халбаевой, письмо готовы подписать все, кто обслуживает заказ от Минобороны.
"У нас государственный оборонный заказ, который выполняют по реестру около 25 предприятий. И больше половины из них состоит в консорциуме "Жасампаз", и находят разные причины, они не подписывают договор. И мы сидим без работы. Три года его подписывали, а сейчас власть меняется, пятое-десятое, и получается, что у нас 25 предприятий сидят без работы. Вот они (Azala-Textile) не могут выпускать нам ткань. Если бы все было стабильно, они бы нам столько ткани наготовили, но они не знают, то ли заключат договор, то ли нет. И то же самое есть производители фурнитуры "Казпласт". Есть предприятие, выпускающее синтепон, оно тоже обороты увеличило, дополнительное оборудование поставило и не знает, закупят это или не закупят. И сидим, и людей боимся потерять. Сейчас вынуждены выполнять всякую работу, без всякой прибыли, лишь бы только им платить зарплату", – делится директор швейной фабрики "Гаухар" Анипа Халбаева.
Банкротство светит
Только на этом предприятии работает 300 человек, причем, как уверяет директор, средняя зарплата рабочих 105-107 тысяч тенге, инженеры зарабатывают до миллиона, и задержек по выплатам не было уже несколько лет. Учитывая, что, к примеру, некоторые швейные фабрики города, существовавшие еще со времен Союза, так и не смогли выйти из кризиса, это неплохой показатель. Но теперь бизнесмены боятся потерять людей, финансы и в итоге обанкротиться.
Из обращения:
В случае не заключения очередного дополнительного соглашения на 2019 год в рамках долгосрочного договора наступят следующие отрицательные последствия:
1. Простой 56 предприятий консорциума, которые зарезервировали свои производственные мощности для исполнения гособоронзаказа до поиска новых контрактов.
2. Ухудшение финансово-экономического положения или банкротства предприятий, которые в рамках долгосрочного договора инвестиционного соглашения обещали вложить инвестиции в приобретение оборудования для производства отечественной продукции (ткани, утеплитель, фурнитура и др.) по техническим характеристикам государственного заказчика – Министерства обороны Республики Казахстан.
3. Снижение выпуска продукции на внутренний рынок и экспорт предприятиями легкой промышленности.
4. Угроза срыва гособоронзаказа по обеспечению вещевым имуществом МО РК, так как первые поставки запланированы на 15 апреля текущего года.
5. Отказ от участия в дорожной карте по развитию легкой промышленности на 2019-2021 годы в части инвестирования в новые проекты.
6. Невозможность реализации постановления Правительства Республики Казахстан по обеспечению долгосрочной тенговой ликвидности для доступного кредитования (пополнение оборотных средств) в легкой промышленности по причине отсутствия плановой загрузки через гособоронзаказ (600 млрд тенге).
7. Социальная напряженность из-за сокращения рабочих мест.
8. Снижение налоговых и иных обязательных платежей в бюджет.
9. Спад производства.
Главный конструктор фабрики AZALA-Textile Елена Перовская поддерживает коллегу, говорит, отечественные производители только-только встают на ноги именно благодаря гособоронзаказу, только начинают завоевывать отечественный рынок, а в его отсутствие казахстанцы так и будут носить исключительно китайское или белорусское
"Тут вольготно чувствует себя Белоруссия в лице "Магатекса", Чайковский. Мы сегодня кормим Белоруссию, Россию, Китай – всех кого угодно, только не казахстанского производителя. Возьмите тендерные поставки: тот же Минздрав вообще закрытая тема, туда не подступись, "КТЖ" – не подступись, тот же мягкий инвентарь для Минобороны. Только в этом году начали какие-то движения, мы им комплекты постельного делали на своем оборудовании. А все остальное закрыто. И все закупается извне Казахстана, хотя мы могли бы свою продукцию делать сами. Но сегодня мы большую часть поставляем в суровом виде, в полуфабрикате, как пряжу за рубеж. Они там отделывают, благополучно шьют комплекты и кому продают? Нам же! Это большая проблема", – считает главный конструктор фабрики AZALA-Textile Елена Перовская.
Помимо просьбы применить административный ресурс в отношении военных, выходом из сложившейся ситуации предприниматели считают создание агентства по развитию легкой промышленности. Говорят, что сейчас проблемы легпрома решают всего три человека в министерстве, которые физически не могут справиться их количеством. Плюс к этому существуют многочисленные барьеры для развития.
"Большую часть времени предприятие стоит. Но работы швейной по Казахстану очень много, и им производителей сырья было бы много, и предприятия бы стабильно работали. Понимаете, в чем дело: они хотят развиваться, но им не дают, потому, что эти товарищи, которых я называю "среднее звено", – это директора департаментов всевозможных, государство делает программы, а они хотят нас разделить и властвовать, как в сказке про веник. Им функция дана "раздавательная", когда они могут сами раздавать куски пирога – коррупционная составляющая в этом есть. И это может сказать любой предприниматель. Там, где берут и раздают, есть коррупция. А сейчас хотят нас из консорциума выдрать и отдать на распределение, чтобы мы с поклоном ходили. А эти безобразия, которые творятся в Нацгвардии, КЧС (Комитет по чрезвычайной ситуации) – они все попали в оборонный заказ. И КЧС по-своему проводит тендер, Нацгвардия по-своему, Минобороны желает по-своему. А мы хотим, чтобы хотя бы в комитете были представители, чтобы хотя бы нам самим получать заказы, и мы бы между собой это разделили, и никто бы не остался без работы", – говорит Анипа Халбаева.
Реклама – двигатель торговли
Представители легпрома подняли еще один больной для себя вопрос. Оказалось, что сейчас большая часть объема произведенной продукции уходит на экспорт, при этом казахстанцы зачастую даже не подозревают, какие качественные, красивые и дешевые вещи под казахстанскими брендами производят прямо в их городе. Производители сетуют на дороговизну рекламы, аренды в крупных торговых центрах и просят выделить на развитие хотя бы небольшую часть из предусмотренных по программе "Экономика простых вещей" 600 млрд тенге.
"Мы с 2015 года поставляем постельное белье для шведской компании IKEA и для Казахстана тоже выпустили бренд постельного белья из чистого хлопка, натуральные ткани, нет окрашивания, отбеливания свинцом, например, сделали такой экологически чистый продукт. И пытаемся развивать собственный бренд и продвигать его. Поддержка есть от государства, с одной стороны, а с другой, "экономика простых вещей" развивается, и там очень много денег пытаются дать предпринимателям, которые запускают производство, но можно поддержать же и торговлю собственными брендами и продуктами тоже. Именно казахстанских производителей. Например, реклама. В прайм-тайме на ТВ нет рекламы, о нас никто не знает. Нас только бизнесмены знают, простое население – нет. Потом, чтобы быть представленными, нужно идти в торговый центр, а там аренда очень высокая, в месяц мы платим полтора миллиона тенге за бутик 40 квадратных метров. Это в итоге сказывается на конечной цене продукта. Наши же граждане покупают этот продукт дороже. И нам приходится конкурировать с такими крупными турецкими брендами", – делится директор фабрики "АГФ-group" Гаухар Насырова.
"Если я захочу школьную форму продавать, мне скажут четыре миллиона, потому что мне и площадь больше понадобится – 100-150 квадратных метров, а это неподъемно. А турецкие предприниматели что делают: видите, везде WAIKIKI и другие, они платят по 10 долларов за квадратный метр, а все остальное им возмещает их государство. Потому что им выгодно, чтобы они уходили на экспорт. Если бы нам там где-то, хоть в Польше, дали по 10 долларов, сказали: выставляйтесь, да выставились бы. Да и в России так же. Все эти деньги идут в бюджет, неужели это трудно посчитать. Когда мы обращаемся по поводу торговых центров, нам говорят: почему государство должно кормить частников? Но извините, Турция платит же частникам. В любом случае мы и так платим частникам. Существует много программ поддержки предпринимательства, КИРИ, Казахинвест и так далее. И сейчас тоже "экономика простых вещей" 600 миллиардов выделяет, но неужели нельзя выделить из этих денег хотя бы пять-шесть миллиардов тенге, чтобы они могли продавать в хороших торговых центрах, дать им не за полтора миллиона 50 квадратных метров", – предлагает Анипа Халбаева.
Гаухар Насырова приводит пример, что из-за этого на экспорт уходит 95% произведенной ими продукции, на местный всего 5%. То есть, если для IKEA фабрика шьет 10 тыс. изделий в день, то за все время, с 2015 года произведено изделий для Казахстана всего на 100 млн тенге. В месяц продается от силы на 4-5 млн тенге – это 300-500 единиц товара.
"Допустим, выставки проводятся домашнего текстиля. Нам одно только участие обходится в 1,2 млн тенге – аренда площади, командировочные, стенды. Когда люди приходят, то они не верят, что мы из Казахстана, думают, что товар турецкий. Потому что действительно на таких выставках 90% – это турецкие производители домашнего текстиля. И они очень комфортно чувствуют себя в Казахстане, потому что их полностью спонсирует турецкое правительство, они даже сами организуют выставки у нас. А тут какой выход с собственными брендами на экспорт, если мы даже внутри Казахстана еще не можем себя представить хорошенько?! Все упирается в деньги", – сетует директор фабрики Гаухар Насырова.
При Союзе, вспоминают производители, предприятия легкой промышленности производили 25% от валового продукта РК, но и сейчас при соответствующей поддержке и в отсутствие барьеров бизнесмены считают, что способны вернуть своей отрасли былую экономическую силу.
Мира Бахытова, Шымкент