/img/tv1.svg
RU KZ
Крушение Ан-28: версия с обстрелом пока вызывает вопросы в суде

Крушение Ан-28: версия с обстрелом пока вызывает вопросы в суде

На заседании Илийского районного суда Алматинской области были представлены фрагменты «обстрелянного» самолета. Но прокурор усомнился в том, что это останки оборудования Ан-28.

16:08 18 Сентябрь 2020 6094

Крушение Ан-28: версия с обстрелом пока вызывает вопросы в суде

Автор:

Римма Гахова

В суде обсуждают версию обстрела с земли. Inbusiness.kz следит за процессом, этот репортаж со второго слушания.

Напомним, что 3 октября 2017 года через 12 минут после взлета исчез с радаров самолет малой авиации Ан-28 авиакомпании East Wing. Он выполнял полет по оказанию медицинской помощи по маршруту Алматы – Шымкент. На борту находились пять человек. Позже самолет санавиации обнаружили горящим под Алматы. Все пять человек погибли на месте. На скамье подсудимых – руководитель авиакомпании East Wing Виталий Масалитин. Его обвиняют в «нарушении правил безопасности или эксплуатации воздушного транспорта» и «допуске к управлению воздушным судном лица, не имеющего права управления».

Неучтенный вещдок

На судебное разбирательство, которое состоялось 17 сентября, участники со стороны обвиняемого принесли кислородные баллоны воздушного судна, предположительно обстрелянные пулями. Увесистые металлические предметы можно было взять в руки, осмотреть повреждения, углубления и даже просунуть пальцы в образовавшиеся отверстия. Собственно, из-за этих отверстий члены экспертной комиссии по расследованию и отозвали свои подписи. Изначально они не рассматривали возможность внешнего воздействия на самолет, но доказательства от East Wing заставили их изменить свое мнение.

В качестве эксперта на заседание был приглашен профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Академии МВД РК Аджимарат Исаев. Профессор буквально пустил «по кругу» разрушенные кислородные баллоны, указывая на следы разрушений, не отраженных в экспертном исследовании.

«На поверхности видно попадание посторонних предметов. Есть следы скольжения, углубления на корпусе. Обмотка баллонов разорвана. Кроме того, я нашел два повреждения округлой формы шириной 1,5-2 см на фюзеляже. Скорее всего, к детонации и разгерметизации привел удар снаряда. Жизненного пространства в кабине Ан-28 не так много. Оторванные части металлического корпуса баллона могли нанести телесные повреждения пилотам», – пояснил он.

При этом уточнил, что пока нельзя утверждать, что это огнестрел. Для подтверждения версии нужна дополнительная экспертиза, а именно спектральный анализ фрагментов.

«Обычно при попадании пули возникают так называемые следы обтирания. Это частички масла и копоти, которые появляются при обтирании снаряда о поверхность. Но так как самолет горел, то и все следы обтирания пропали в огне. Единственное, что могло сохраниться, так это частички меди или свинца, которые может показать спектральный анализ», – сказал профессор.

В ответ гособвинитель Главной транспортной прокуратуры Алматинской области Малик Давлетов сообщил, что происшествие произошло 3 октября 2017 года в 18 часов 35 минут. По его данным, в этот день на Илийском полигоне специальные учения производились с 9 до 13 часов. После этого никаких выстрелов не было.  

Прокурора возмутил сам факт того, что фрагмент самолета занесли в зал суда.

«Кто вам предоставил этот фрагмент? Все останки самолета переданы на ответ-хранение, и их нельзя трогать без разрешения органов», – заметил он.

Участники заседания со стороны Масалитина стали уверять, что именно эти фрагменты не являются вещдоками. В ходе экспертизы они не были описаны, об этих фрагментах ничего не сказано в отчете. Но прокурор был непреклонен. Он считает, что обвиняемый мог так любой баллон принести и показать. Пока не будет доказательств того, что это действительно фрагмент Ан-28, о дополнительной экспертизе не может быть и речи.

Бракованный самописец

На заседание суда также был приглашен председатель экспертной комиссии Нурлан Жумасултанов. По его мнению, черный ящик мог дать более ясную картину произошедшего, но лента в самописце оказалась бракованной.

«Когда произошла катастрофа, мы были на месте на следующий день. Самописец вывезли в Москву, пытались расшифровать. Обычно лента в аппарате пишет порядка 120 часов. Но в данном черном ящике лента оказалась короткой, установлена была неправильно. Поэтому информация не записалась», – сообщил Жумасултанов.

У любого транспортного средства при проектировании выстраивается математическая модель, так сказать, прогноз поведения машины. После неудачи с расшифровкой черного ящика эксперты решили воссоздать ситуацию через моделирование. Для этого они обратились в конструкторское бюро Антонова, которое находится в Киеве. Антонову была предоставлена запись с локаторов, как самолет шел в сторону Шымкента, по какой траектории падал. По расчетам сотрудников КБ, у самолета возникли технические неполадки с одним из двигателей, потом был перезапуск второго двигателя. Но, как заметил Жумасултанов, такой самолет может взлетать и садиться на одном двигателе и планировать с выключенными двигателями с высоты в тысячу метров более одиннадцати километров.

«В отчете КБ было много оборотов «вероятно», «возможно», «скорее всего». Этот документ не может быть материалом для обвинения, – считает Нурлан Жумасултанов, – К тому же, когда мы делали осмотр, пришли к выводу, что двигатели работали. На них были намотаны линии электропередач, значит они вращались».

По словам председателя экспертной комиссии, анализ фрагментов воздушного судна, проведенный East Wing, может дать новый импульс в расследовании дела. Только вот сочтут ли «обстрелянные» кислородные баллоны доказательством?

Для справки:

16-20 октября 2017 года на Илийском полигоне проходил один из этапов стратегических учений ОДКБ, получивший название «Нерушимое братство – 2017». В совместных операциях приняли участие военнослужащие из всех стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности – России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.  

Римма Гахова, Алматы


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новые подробности из зала суда по делу о крушении самолета АН-28

22 Октябрь 2020 17:25 880

Прокурор ходатайствует о привлечении министерства к ответственности.

В суде обсуждают приобщение приказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК от 15 октября 2020 года к материалам дела о крушении самолета малой авиации Ан-28. Inbusiness.kz следит за процессом, этот репортаж с очередного слушания.

Напомним, что 3 октября 2017 года потерпел крушение самолет малой авиации Ан-28, который выполнял полет по оказанию медицинской помощи по маршруту Алматы – Шымкент. Все пять человек, находящихся на борту, погибли. Изначально специалисты с уверенностью заявляли, что воздушное судно было технически неисправно, это и привело к трагедии. Но в ходе расследования появилась новая версия: Ан-28 мог попасть под обстрел. Эксперты Аджимарат Исаев и Рахимжан Абдукаримов заявили, что на кислородных баллонах воздушного судна есть следы попадания посторонних предметов, предположительно снарядов, удары которых привели к детонации и разгерметизации баллонов. В результате от баллона мог отлететь редуктор и нанести телесные повреждения пилотам. Принимая во внимание то, что маршрут Ан-28 проходил прямо над полигоном «Илийский», где время от времени проводятся учебные стрельбы, шальная пуля вполне могла попасть в самолет. Эта версия не была рассмотрена членами комиссии по расследованию, по их словам, их уверили в том, что учебные стрельбы к моменту авиакатастрофы были завершены. Но в сентябре текущего года после доказательств, представленных Исаевым и Абдукаримовым, они отозвали свои подписи. 15 октября 2020 года министерство индустрии и инфраструктурного развития РК издало приказ о возобновлении расследования о крушении самолета санавиации.

«Отчет министерства не может быть использован как доказательство по уголовному делу. И я в самом начале разбирательства ходатайствовал о том, чтобы этот документ исключили. Теперь его авторы издали приказ аннулировать отчет вместе с результатом», – прокомментировал ситуацию адвокат одного из пилотов Сергей Державец.

Гособвинитель главной транспортной прокуратуры Алматинской области Малик Давлетов возражает против приобщения приказа к уголовному делу. Он считает, что МИИР РК основывается на непроверенных данных защиты.  

«В ходе судебного процесса отработаны все вероятные причины крушения, в том числе воздействие внешних факторов на самолет. Из заключения судмедэкспертизы известно, что смерть находящихся в самолете лиц наступила от травматического шока, который является прижизненным. Каких-либо телесных повреждений, указывающих на действие огнестрельного оружия, нет, колото-резаных ран не обнаружено. Вместе с тем МИИР РК издает приказ, основанный на заключении защиты. По их данным, попадание пули в кислородный баллон привело к его разгерметизации и взрыву, что повлекло смерть пилотов. МИИР РК не проверило доводы стороны защиты, возобновило расследование на основании непроверенных материалов. Министерство нарушило Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Ходатайствую об отмене приказа о возобновлении процесса и привлечении МИИР РК к ответственности», – сообщил прокурор в ходе заседания. 

Родственники погибших в крушении самолета считают, что возобновление расследования ни к чему не приведет, поскольку есть четкие исчерпывающие заключения судебных экспертов. По их мнению, министерство пытается таким образом «надавить» на суд.

Вместе с тем результаты исследования судмедэкспертизы вызывают вопросы. Эксперты Института судебной экспертизы Наталья Селивохина и Сабит Жансугуров затрудняются сказать, где именно погибли пилоты: на земле или в небе. Специалисты уверены в одном – в момент смерти летчики не дышали дымом.

«Когда мы вдыхаем воздух, гемоглобин хватает дым. В данном случае пилоты не дышали продуктами горения», - пояснила Наталья Селивохина.  

То есть, когда они умерли, еще ничего не горело? Версия о том, что летчики получили травмы от фрагментов кислородного баллона, тоже имеет место быть. В ходе заседания, эксперт Сабит Жансугуров упомянул о том, что у пилота Геннадия Цоя была выявлена осколочная рана в левой височной части черепа размером 30 мм на 10 мм.  Следует отметить, что кислородный баллон находился над головой пилота с левой стороны. В заключении гистолога Рейн Жубай указано, что у Цоя также была обнаружена мобилизация гликогена в печени, что говорит о его стрессовом состоянии или кровоизлиянии в мозг при жизни. 

Судмедэксперты отметили, что никаких инородных предметов в телах в виде железных осколков и пуль никто не находил. Но редуктор – достаточно крупный фрагмент баллона, он мог ударить пилота по голове и отлететь в сторону.

В ходе заседания эксперты по взрывам и пожарам отметили, что никаких следов взрывчатых веществ и частиц пороха на месте крушения они не обнаружили. Поврежденных кислородных баллонов специалисты тоже не увидели. На них не обратили внимание и другие члены комиссии по расследованию, как будто этих фрагментов самолета вовсе не было. В общем не все так просто в этом деле, как кажется на первый взгляд.

Римма Гахова, Алматы

Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Летать теперь дешевле, но некуда

15 Октябрь 2020 10:13 881

Услуги пассажирского воздушного транспорта подешевели в сравнении с прошлым годом на 9%. При этом авиакомпании в текущем «коронавирусном» году перевезли на 40% меньше пассажиров, чем годом ранее.

За январь-сентябрь 2020 года авиакомпании страны перевезли 3,8 млн человек – на 40,4% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Непосредственно в сентябре авиаперевозки составляли 608,5 тыс. пассажиров – на 13,1% больше по сравнению с августом текущего года, однако на 19,7% меньше, чем в сентябре прошлого года, сообщает портал energyprom.kz.

Пассажирооборот за девять месяцев составил 5,9 млрд пкм, сократившись в 2,2 раза за год. В сентябре пассажирооборот составил 941,8 млн пкм – на 46,5% больше, чем в августе, но на 35,5% меньше, чем в сентябре прошлого года.

Международная ассоциация воздушного транспорта понизила свой прогноз перевозок на 2020 год. В настоящее время IATA ожидает, что в 2020-м трафик снизится на 66% по сравнению с 2019 годом. Предыдущая оценка предполагала снижение на 63%. Спрос на пассажирские перевозки в августе продолжал сильно падать по сравнению с нормальным уровнем, пассажирооборот снизился на 75,3% по сравнению с августом 2019-го. Восстановление пассажирских авиаперевозок было остановлено в середине августа из-за возобновления государственных ограничений перед лицом новых вспышек COVID-19.

Грузоперевозки воздушным транспортом по итогам девяти месяцев составили 15,5 тыс. тонн – на 18,7% меньше, чем в прошлом году. В сентябре перевезли 2,5 тыс. тонн груза – на 18,2% больше, чем в августе.

Грузооборот за январь-сентябрь составил 39,2 млн ткм – на 33,7% меньше, чем в прошлом году. В сентябре грузооборот достиг 4,9 млн ткм – на 30,8% больше, чем в августе.

По итогам девяти месяцев доходы авиакомпании заметно уступили прошлогодним показателям: в денежном выражении сокращение составило 54,3%, до 135,8 млрд тг. Такая отрицательная динамика наблюдается впервые за последние четыре года.

Для сравнения: в аналогичном периоде годом ранее показатель достигал 297,1 млрд тг – плюс 14,2% к предыдущему году.

В сентябре текущего года стоимость услуг пассажирского воздушного транспорта снизилась на 8,7% по сравнению с сентябрем прошлого года.

Среди 17 регионов страны цены выросли лишь в четырех: Западно-Казахстанской (на 36,1%), Атырауской (на 13,1%), Карагандинской (на 5,6%), и Костанайской (на 4,5%) областях.

Еще в четырех регионах цена осталось неизменной: в Акмолинской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях.

Значительно упали цены в столице (на 36,5%), Шымкенте (на 36,3%) и Мангистауской области (на 24,7%).


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!