Соответствующее предложение озвучил во вторник, 21 ноября, на заседании правительства вице-министр сельского хозяйства Ерлан Нысанбаев. Он пояснил, что анализ правоприменительной практики свидетельствует о ее лояльности к браконьерам благодаря существованию законодательной "вилки", позволяющей карать данное деяние условными сроками.
"В этой связи предлагаем в Уголовном кодексе за браконьерство исключить возможность привлечения к условным срокам и предусмотреть только реальные сроки лишения свободы за браконьерство", – заявил Ерлан Нысанбаев.
Столь жесткая позиция ведомства связана с тем, что многие лица, уже имеющие условные сроки за браконьерство и приговоренные к условным срокам, вновь попадаются на нем же. При этом используя те же "орудия", что и при первом рассмотрении дел, заведенных на них. В связи с этим МСХ также предлагает ввести обязательную конфискацию орудий преступлений с последующей передачей их на баланс государственных органов или на уничтожение, а также внедрить в систему охраны использование современных технических средств – дроны и спутниковый мониторинг.
"Данные предложения были рассмотрены на совещании по проблемам браконьерства в генеральной прокуратуре и получили поддержку", – подчеркнул вице-министр. При этом он признал, что зачастую браконьеры пользуются покровительством инспекторов и лесничих – в этой связи в июне этого года была создана оперативная группа "Сапсан", которая находится в прямом подчинении у министра сельского хозяйства.
"В результате ее деятельности в течение пяти месяцев текущего года уже выявлено 16 фактов нарушений природоохранного законодательства, материалы по которым переданы в правоохранительные органы", – заметил Ерлан Нысанбаев.
Он напомнил, что в целях усиления борьбы с браконьерством в текущем году в Казахстане законодательно ограничено количество охотничьего оружия до четырех единиц вместо десяти на одного охотника, а также введен запрет на весеннюю охоту и ограничено количество изымаемой из природы дичи в одни руки до пяти особей в сутки.
"Уже видны положительные результаты, и считаем, что срок данного запрета следует продлить до пяти лет", – заявил вице-министр. После чего перешел от браконьерства в отношении животного мира к "браконьерству" в отношении немногочисленных лесов республики. По его словам, министерство сельского хозяйства предлагает ввести запрет на долгосрочное лесопользование.
"Лесопользователи не исполняют договорные обязательства по посадке леса и противопожарным мероприятиям, а также имеется задолженность по налоговым платежам. Кроме того, в ходе проверок установлены грубейшие факты превышения объемов заготовленной древесины от разрешенного объема, которые не отражаются в бухгалтерии", – пояснил представитель ведомства.
"Только лесопользователями Восточно-Казахстанской области заготовлено и вывезено 342 тысячи кубических метров древесины за последние пять лет. При этом минимальный доход от реализации древесины только в круглом виде составляет более миллиарда тенге", – утверждает он.
Кроме того, как отметил вице-министр, после введения долгосрочного лесопользования в 2003 году практически все лесопользователи не вкладывали средства в обновление техники и до сих пор пользуются "старой гусеничной техникой, которая вредит окружающей среде, хотя все они хорошо зарабатывают". В связи с этим аграрное ведомство Казахстана, в состав которого входит комитет лесного хозяйства, предлагает ввести запрет на долгосрочное лесопользование в Казахстане, как это сделано в ряде стран: в Китае, Украине и Норвегии.
"Учитывая сказанное, считаем целесообразным рассмотреть вопрос запрета долгосрочного лесопользования по заготовке древесины и передачи проведения необходимых лесохозяйственных мероприятий самим госучреждениям, как было раньше", – заявил Ерлан Нысанбаев.
А министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов считает, что все беды лесных хозяйств связаны с тем, что лесхозы, которые в свое время были переданы в ведение акиматов, не справляются со своими задачами.
"Мы видим, что состояние этих лесхозов ухудшилось по сравнению с тем, когда они находились в ведении комитета, поэтому считаем, что, если в течение двух-трех лет со стороны акиматов не будут приняты соответствующие меры, мы вправе поставить вопрос о целесообразности нахождения лесхозов в ведении акиматов и просить передать их обратно в ведение комитета лесного хозяйства", – подытожил министр выступление своего заместителя.
Игорь Воротной