По мнению его организаторов, "он стал площадкой для выработки новых трендов профессионального образования".
"Сегодня важная встреча. Мы обсудим вопросы совершенствования профессионального образования. В этом направлении сделано многое, произошли большие законодательные изменения. Тем не менее, звучит много критики, и, надо признать, она обоснованная. Главная суть заключается в содержании образования и качестве выпускников. Как обновить это содержание, чтобы готовить востребованных специалистов, именно с теми компетенциями, которые нужны работодателям, давайте поговорим об этом", – задал таким образом тон предстоящей дискуссии заместитель акима Карагандинской области Асхат Аймагамбетов.
"Друзья мои, прекрасен наш союз!"
Своим опытом нынешней "профориентационной диагностики" поделился руководитель отдела образования Шахтинска Николай Онсович:
"Когда речь идет о будущем учащихся среднего звена, следует избрать принцип: школа и колледж – не конкуренты, а партнеры", – подчеркнул он.
По мнению большинства участников форума, сегодня необходимо создать союз "школа – колледж – вуз – работодатель" и развивать социальное партнерство между образованием и предпринимателями.
К слову, в Бухар-Жырауском и Жанааркинском районах еще в 2018 году приступили к реализации нового проекта – комплекса "школа – интернат – колледж".
Также сегодня в области действуют семь региональных центров компетенций и два межрегиональных. Один из последних (и лучший в Казахстане) недавно был открыт на базе Карагандинского технико-строительного колледжа.
Руководитель Научно-исследовательского фонда Synergy Адэль Нысанов рассказал о разработке отраслевых стандартов. Ректор Академии WorldSkills в Казахстане Манен Омаров рассказал "о важном значении этого движения" и сообщил, что первый национальный чемпионат по агрокомпетенциям AgroSkills (раньше это называлось "Лучший по профессии. – Авт.) решено провести в Карагандинской области. По его словам, на выбор повлияло то, что в регионе находятся сильные сельскохозяйственные колледжи.
Назад в будущее
На форуме предложили внедрить кластерную модель подготовки кадров и возродить учебно-производственные комбинаты при школах. Скажем честно: вслух это не провозглашалось, но все предложения участников форума так или иначе сводились к тому, что нужно вернуться к предыдущей системе профессионального и технического образования, только называться она должна, безусловно, по-новому.
Поскольку эти вопросы обсуждаются не первый год, то неплохо было бы взглянуть на то, как было организовано профессиональное обучение 30 лет назад, на примере индустриального Темиртау – города с 220-тысячным на тот момент населением.
Начнем со школьников. В городе металлургов работала станция юных техников, а на базе бывшей СШ № 18 был открыт учебно-производственный комбинат, где школьники 9-10 классов один день в неделю проходили обучение по специальностям "столяр", "электрик", "сварщик", "водитель категории В", "штукатур-маляр", "швея" и другим.
Одному из восьми городских профессионально-технических училищ – ГПТУ № 138 – дважды (в 1976 и 1980 годах) было присуждено звание "Лучшее училище металлургов СССР".
Два техникума – строительный и химико-механический, а также музыкальное, педагогическое и медицинское училища вносили свой вклад в обучение темиртауской молодежи.
Инженеров для промышленных предприятий города и области готовил завод-ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате, научные кадры для которого "ковали" Центральный НИИ черной металлургии СССР и Московский институт стали и сплавов. ВТУЗ имел четыре факультета – металлургический, механико-технологический, инженерно-строительный и вечерний. Из 26 кафедр 12 были выпускающими, а подготовка специалистов велась по девяти специальностям, основными из которых были инженеры-металлурги, механики, строители и химики.
Все студенты училищ, техникумов и ВТУЗа в обязательном порядке проходили производственную практику на закрепленных профильных предприятиях. Через 30 лет такая система на иностранный манер будет называться умными словами "дуальное обучение", и опыт по его новому внедрению мы будем перенимать у Германии. А наши колледжи будут судорожно искать предприятия, которые согласятся принять к себе студентов на практику.
"Ты возьми меня с собой"
Великий реформатор казахстанского образования и бывший министр образования и науки Ерлан Сагадиев на совещании с Премьер-министром РК в Караганде в 2017 году предложил наращивать смычку бизнеса и образования: платить из бюджета "согласным на это предприятиям" по 20000 тенге за каждого студента-практиканта:
"По дуальному обучению тоже часто поднимается проблема у нас, так сказать, десятилетиями: студенты ходят на предприятия – их туда не пускают. Действительно, они там не нужны: лишние проблемы и риски, экономических стимулов для предприятия нет. Налоговый кодекс под это менять никто не хочет, это, наверное, правильно. Поэтому мы что сделали в этом году: мы решили определенные деньги, условно говоря, заложить – 20000 тенге на каждого студента уже стоимость самой стипендии колледжа, техникума, которые они обязаны потратить на мастера производства".
А если в группе 10 человек, считал вслух Ерлан Сагадиев, то уже целых 200000 тенге должны достаться мастеру на производстве, "будь это старший повар, парикмахер, или прораб, или мастер участка ферросплавного, лично ему, если так получится".
Сейчас практически на любое предприятие из группы в 10 человек можно будет принять одного-двух практикантов, а вот за десятком студентов новоиспеченный мастер производственного обучения (без педагогического образования, заметим), пусть даже и внезапно разбогатевший на 200 тысяч, уследить уже не сможет.
Тем не менее, министр образования РК образца 2017 года надежды не терял:
"Мы думаем, что директора колледжей и преподаватели начнут искать тех мастеров на производстве, которые эти группы будут принимать. С сентября этого года эта программа начинает работать".
Как пояснила inbusiness.kz директор Карагандинского технико-строительного колледжа Светлана Балабекова, сложности с прохождением производственной практики есть, но конкретно их колледж эти вопросы решает:
"На данный момент из-за ремонта и реконструкции здания колледжа мы объединили учебно-технологическую и производственную практику, поэтому здесь, на базе, работает три группы, а еще одна группа – на производстве. Сложности с устройством на практику студентов есть у всех, но нам легче – идет сезон строительных работ, поэтому рабочие руки нужны. В то же время мы не заинтересованы, чтобы наши студенты шли на подсобные работы".
Говоря о наставничестве, Светлана Балабекова сообщила, что оно будет оплачиваться с осени нынешнего года:
"Я две недели назад была на совещании, и там нам пояснили, что те деньги, которые выделяются [учреждениям образования] для прохождения производственной практики, с сентября будут передавать предприятиям, для того чтобы заинтересовать их брать к себе на практику студентов".
То есть средства будут выделять не из республиканского бюджета, а из бюджета колледжей. Но тогда в оплате потеряют мастера производственного обучения, потому что это их учебные часы и их деньги.
Более того, еще в 2017 году магистр экономических наук Ерлан Сагадиев не усмотрел и другой, самой важной проблемы: а что же получит сам владелец предприятия от такого сотрудничества с колледжем?
"Мой работник-наставник получит деньги, а на мне будет лежать ответственность за технику безопасности, затраты на спецодежду и средства индивидуальной защиты, обязательный медицинский профосмотр и пресловутое обязательное медицинское страхование? Нет уж, увольте: это крупные предприятия себе такое могут позволить, а свой десяток-другой специалистов я и сам подготовлю", – поделился с inbusiness.kz в приватной беседе владелец металлообрабатывающего предприятия.
Итог проведенного обсуждения на форуме "Индустрия 4.0: STEM-технологии в подготовке специалистов для казахстанских предприятий" подвел Асхат Аймагамбетов:
"В принципе, поле для проведения качественной работы, перестройки программ есть. Все теперь зависит от нас".
Заместитель акима региона также дал ряд поручений, "касающихся повышения качества профессионального образования, реализации пилотных проектов и занятости молодежи". По его словам, в Карагандинской области будет создан атлас нужных профессий, в колледжах продолжат открывать новые специальности, востребованные на рынке труда, а осенью планируется провести форум работодателей.
Олег И. Гусев