Академия педагогических наук Казахстана разработала концепцию повышения качества среднего образования в РК, которая должна лечь в основу реформ, намеченных в этой области со стороны министерства образования и науки. В ходе пресс-конференции в Алматы представители академического сообщества рассказали о том, что будет включать в себя концепция и как в республике планируется закрепить приоритет 12-летнего среднего образования.
Президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов сообщил, что в основе реформ будут такие принципы, как защита прав и интересов учителей и учащихся; прозрачность процесса повышения качества образования; системность перехода на новое содержание образования и его осуществление во взаимосвязи всех участников процесса. В Казахстане в школах работают более 275 тыс. учителей, среди них более 56 тыс. являются учителями высшей категории, подчеркнул он.
"Сейчас во всех школах, кроме малокомплектных, работают более 50 тыс. учителей высшей категории. Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу" по своим программам подготовил тренеров, которые должны были работать наставниками в своих школах. Но так как эта работа не оплачивается, то они ее выполняют формально. Мы предложили министерству образования и науки РК 10 тыс. опытных учителей-методистов выбрать наставниками и, доплачивая им в месяц по 40 тыс. тенге, поручить в течение года повысить квалификацию шестерым учителям. Тогда они будут качественно повышать квалификацию в течение года 60 тыс. учителям. Для этого этим 10 тыс. наставникам надо будет оплатить в течение года 4,8 млрд тенге. Получается, что квалификацию всех учителей школ, где обучаются около 90% учащихся Казахстана, можно качественно повысить в течение двух-трех лет через институт наставников", – заметил Аскарбек Кусаинов.
Доктор педагогических наук, профессор КазНУ им. Аль-Фараби Шаркуль Таубаева заметила, что, несмотря на проводимые работы, результаты международных и внутренних исследований показывают, что Казахстан улучшил за 2006–2016 годы общий рейтинг по Индексу глобальной конкурентоспособности на три показателя. Однако при этом показатель "Здоровье и начальное образование" снизился на восемь пунктов – в 2006 году было 86-место, в 2016 году – 94-е место. "Высшее образование и профессиональная подготовка" – на шесть пунктов: в 2006 году – 51-е, в 2016 году – 57-е место. По результатам международной программы оценки и умений учащихся PISA, казахстанские ученики 15-летнего возраста по читательской грамотности в 2009 году заняли 59-е место, а в 2012 году – 63-е место, по математической грамотности – 53-е и 49-е места, а по естественнонаучной грамотности – 58-е и 52-е места. Эти результаты оказались намного ниже, чем средний результат по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Отличник народного просвещения Казахстана Аягуль Миразова заметила, что внутренним показателем качества образования является ЕНТ. Так, если в 2012 году школу закончили 125576 человек, то из всех выпускников около 1% освобождены от сдачи ЕНТ за хорошие показатели в олимпиадах или за другие достижения. Не приняли участия в ЕНТ 25% учащихся от общего количества, сдавали ЕНТ 75% выпускников, из них не прошли пороговый уровень 36,8%, что составляет 27,6% от всех выпускников школ. Итого не сдавали ЕНТ и не прошли пороговый уровень 52% от всех выпускников школ. В 2013 году этот показатель составил 51%, в 2014 году – 47,3%, а в 2015 году – 48,2%. Из этого следует, что почти половина выпускников школ показывают знания ниже удовлетворительного.
Финансирование растет, а качество падает
Аскарбек Кусаинов отметил, что в Казахстане до сих пор сохраняется знаниецентрическая парадигма образования. Поэтому система среднего образования Казахстана характеризуется такими показателями, как перенасыщение учебными предметами, потерей целостности и системности содержания образования, большим объемом учебной нагрузки и как итог – снижением качества образования.
"Изучение в большом объеме сложных для усвоения предметов в начальной школе крайне отрицательно сказывается на психофизиологическом и умственном развитии детей, а также ограничивает их стремление на получение качественного образования. Анализ действующих учебников, электронных учебников показывает слабую связь между учебными модулями на основе концептуального единства; отсутствие единой концепции по созданию линейных учебников и инновационного учебно-методического комплекса. Прослеживается нарушение целостности учебных материалов, которые создаются разными авторами или авторскими коллективами, и слабая организация самостоятельного освоения учеником новой информации на основе интерактивных методов обучения", – отметил Аскарбек Кусаинов.
Он сообщил, что, к примеру, в учебных планах начальной школы Японии, Южной Кореи и Финляндии, которые являются странами-лидерами в области образования, на изучение предметов, формирующих духовно-нравственные ценности и физические качества, выделяется около 50% времени, а в Казахстане – 40%.
Еще одна серьезная проблема – качество учебников. Аягуль Миразова заметила, что создание качественной учебной литературы – это крайне сложный научный процесс, например, во Франции он занимает от трех до пяти лет, а в Казахстане каждый год штампуют по несколько новых учебников.
Реформы не потребуют дополнительных средств
При этом, как отметили эксперты, финансирование науки в Казахстане в последние годы существенно растет. Оно осуществляется на основе базового, грантового и программно-целевого финансирования. Если в 2011 году было выделено 28,8 млрд тенге, то в 2012 году – 49 млрд тенге, то есть рост составил более чем 70%. В 2015 году ежегодный объем бюджетного финансирования был доведен до двух миллиардов долларов, причем 60% из них направлены на исследовательские работы. Однако для проведения исследований в области образования деньги выделяются в основном по остаточному принципу. Так, в 2007 году для проведения фундаментальных исследований было выделено 2,675 млрд тенге, из этой суммы только 28 млн тенге (1,05%) выделено на исследования в области образования, в 2009 году для проведения фундаментальных исследований выделено 6,1635 млрд тенге, из этой суммы только 44,1 млн тенге, (0,7%) на исследования системы непрерывного образования, из них 12 млн тенге – на изучение проблем 12-летнего образования; а в 2012 году из выделенных 6,808 млрд тенге только 120 млн тенге были выделены на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области образования.
"В Казахстане не обеспечивается преемственность в управлении системой образования. Начиная с 1991 года по настоящее время, то есть в течение 26 лет, в должности министра образования и науки работали 14 человек. В среднем один министр работал 21 месяц, то есть год и девять месяцев. Каждый министр вносил свои предложения по реформированию системы образования. При этом не учитывался тот факт, что сфера образования является достаточно консервативной, в силу чего невозможно провести новые реформы в короткие сроки. Инициативы каждого нового министра не всегда были продолжением идей прежнего министра, в результате многие начатые реформы оставались незавершенными, что отрицательно влияло на качество образования. Не уделяется должное внимание деятельности директоров школ, как управленцев среднего звена, непосредственно реализующих образовательный процесс в контексте современных вызовов. Таким образом, факты свидетельствуют о снижении качества образования вследствие отсутствия последовательной образовательной политики", – подчеркнул президент Академии педагогических наук Казахстана.
Как сообщили представители педагогического сообщества, этапы реализации новой концепции образования будут определены, когда будут одобрены основные ее идеи и разработана комплексная программа повышения качества среднего образования Республики Казахстан.
Комплексная программа, которая будет подготовлена на основе этой концепции, будет дополнительной к государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы только в части среднего образования с целью повышения ее качества указанием конкретных мероприятий для ее реализаций и сроков их выполнения. Она будет осуществляться в пределах выделяемых средств из республиканского бюджета в МОН РК. Финансирование мероприятий программы из местного бюджета будет осуществляться в пределах средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы общего среднего образования. Таким образом, на ее реализацию дополнительных средств не требуется, отметили эксперты в ходе совещания.
Аскар Муминов