Напомним, что меморандум, предусматривающий размещение казахстанских товаров на площадке компании "Zhejiang JUMORE E-Commerce Co Ltd", занимающейся трансграничной электронной торговлей в формате B to B, национальная палата предпринимателей Казахстана "Атамекен" подписала в сентябре прошлого года. В пятницу же, 28 июля, в ходе III Форума отечественных товаропроизводителей Казахстана заместитель председателя правления НПП Нуржан Альтаев подвел предварительные итоги работы этого китайского "е-окна" не только в Европу, но и в мир (на площадке Jumore ведут торговлю 160 стран) с казахстанскими производителями.
"Вы уже обратили внимание, наверняка, что на выставке представлен стенд электронной торговой площадки Jumore, – сказал Нуржан Альтаев, обращаясь к участникам форума. – Уже около 70 казахстанских предприятий выставили свои товары на этой электронной площадке, и мы предполагаем, что до конца года около 1000 казахстанских товаров будет выставлено на этой оптовой электронной торговой площадке, оборот которой составляет порядка 200 миллиардов долларов в год. Понятно, что для нас это очень хорошая площадка".
По его словам, в течение трех дней работы форума и сопровождающей его выставки "Сделано в Казахстане" представители Jumore будут консультировать казахстанских производителей, которые при этом смогут зарегистрировать на этой площадке свои товары.
"Мы договорились с президентом этой компании о том, что в 2017 году регистрация и участие казахстанских предприятий на этой площадке будут бесплатными, хотя обычно там участие платное", – подчеркнул представитель руководства правления НПП.
При этом он подчеркнул, что опыт электронного вхождения на рынки других стран Казахстан может использовать и в сотрудничестве с сетями других государств, в частности Российской Федерации.
"Фишка нынешней выставки "Сделано в Казахстане" в том, что мы пригласили на нее торговые сети Российской Федерации, пригласили электронные торговые сети", – подчеркнул он.
Одновременно зампред правления НПП заверил участников форума, что в настоящее время на площадке недавно созданной компании "Казах Экспорт" завершается работа над созданием единой экспортной стратегии Казахстана. Которая должна положить конец "разброду и шатаниям", царившим до этого в вопросах поддержки выхода отечественных производителей на новые экспортные рынки.
"Сейчас на базе "Казах Экспорт" она до конца года будет разработана и принята, думаю, в ближайшее время мы сможем ее презентовать", – заверил Нуржан Альтаев. Помимо этого, по его словам, руководство НПП достигло договоренности с министерством сельского хозяйства республики о создании совместной рабочей группы, которая рассмотрит возможность устранения административных барьеров при экспорте отечественной сельхозпродукции.
"Недавно проходила встреча премьер-министра с производителями нашей страны в Северо-Казахстанской области, и там экспортеры баранины жаловались, что на получение ветеринарного сертификата, который нужен для экспорта, надо затратить семь-восемь дней, а предприниматели экспортируют свежеохлажденное мясо с коротким сроком хранения, – пояснил зампред правления палаты такой акцент на сельхозпродукции. – И если ты семь-восемь дней получаешь сертификат, у тебя остается всего два дня на продажу, но это просто непозволительная роскошь для нас. И таких вопросов много, как раз экспортная стратегия, которая сейчас разрабатывается, должна дать ответ на все эти вопросы".
А заместитель председателя правления национального управляющего холдинга "Байтерек" Ануар Омарходжаев напомнил, что эта структура также, возможно, выйдет на внешние рынки – для диверсификации своих средств, направляемых на поддержку отечественного производителя.
"Холдинг "Байтерек" является финансовым оператором государственных и правительственных программ, и, соответственно, он ориентировался в большей степени традиционно на бюджетное финансирование, – напомнил Ануар Омарходжаев. – С этого года мы будем приступать к постепенному замещению государственных источников финансирования с внешних и внутренних рынков капитала, что предполагает расширение взаимодействия как с отечественными, так и с внешними инвесторами", – подчеркнул он.
По словам представителя руководства "Байтерека", такая диверсификация финансирования позволит запустить холдингу новые программы поддержки отечественных производителей, тем более что в настоящее время подобные программы с привлечением внешнего финансирования уже осуществляются его дочерними структурами.
"На сегодня мы успешно уже реализуем ряд таких программ, как "Даму Оптима" – программа финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства за счет займов Азиатского банка развития и Европейского банка реконструкции и развития, – напомнил Ануар Омарходжаев. – Убежден, что ежегодное проведение выставки "Сделано в Казахстане" фондом "Даму" совместно с национальной палатой предпринимателей Казахстана "Атамекен" позволит нашим производителям найти своего покупателя и открыть новые перспективные рынки", – заключил он.
Игорь Воротной