/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,47 Brent 36,55
Переживет ли бизнес «второй карантин»?

Переживет ли бизнес «второй карантин»?

Телемарафон «Бизнес & государство» в прямом эфире ATAMEKEN BUSINESS.

08:05 10 Июль 2020 6380

Переживет ли бизнес «второй карантин»?

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Максим Морозов

С 5 июля в Казахстане начали действовать очередные ограничительные меры, которые должны препятствовать распространению Covid-19.

Ограничения ввели пока на 14 дней. Как пояснил министр здравоохранения Алексей Цой, эффект будет виден ближе ко второй неделе или сразу после, и тогда станет понятно, сохранят ограничения в нынешнем виде или ужесточат. В таких условиях какой-то бизнес получил возможность работать, какой-то оказался закрытым. Переживет ли МСБ «второй карантин»?

Карантин – очередной, вопросы – прежние

«С 5 июля введен запрет на деятельность ТРЦ, торговых домов, развлекательных заведений. Сильно «подрезана» сфера услуг – SPA, фитнес-центры, бассейны. Это все МСБ. С какими вопросами к вам обращаются предприниматели?» – ведущий Данил Москаленко предложил управляющему директору – директору департамента правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен» Шынгысу Темиру начать дискуссию.

«Вопросы, по сути, все те же. Самый главный – сколько продлится нынешний карантин. Люди надеются, что через неделю смогут возобновить работу, но готовятся к худшему – к продлению запрета. Бизнес волнует вопрос компенсаций за время простоя, прежде всего – кредитных. Причем нужна не только отсрочка платежей по банковским займам, но и, может быть, пролонгация договора для снижения ежемесячной нагрузки», – говорит спикер.

По его словам, все таким же актуальным остается вопрос арендной платы за коммерческую недвижимость. И если по госимуществу есть возможность волевым решением государства освободить бизнес из пострадавших отраслей от уплаты, то в отношении В2В ситуация намного сложнее.

«Нацпалата на своих площадках в регионах собирает арендодателей и арендаторов и пытается найти решение. Но если в период ЧП у арендодателей еще был запас прочности и они шли арендаторам навстречу, то сейчас такой возможности не осталось, потому что нужно погашать кредиты, оплачивать коммунальные услуги, платить зарплаты своим работникам», – рассказывает Шынгыс Темир.

Компенсация, по его словам, нужна и работникам – за потерю дохода. «В период ЧП – надо отдать должное государству – оно приняло непростое решение и выплачивало соцпособие. Были шероховатости, безусловно. Но пострадавшим отраслям нужна компенсация. Председатель правления «Атамекена» Аблай Мырзахметов и бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов ранее говорили об этом. Это логично: не даешь работать – выплачивай компенсацию. Кроме того, мы также говорим о том, что сумму 42500 тенге необходимо индексировать и вложить в нее расходы, в том числе на средства индивидуальной защиты», – говорит представитель Нацпалаты.

Бизнес становится нерентабельным

«Локдаун вас затронул?» – обратился ведущий к предпринимателю из Актобе Николаю Чабаненко.

«Очень сильно. Один из наших бизнесов – гостиничный, и в настоящее время он полностью парализован: нет клиентов. Мы были вынуждены законсервировать объект, потому что поддерживать его и платить коммуналку нереально, мы просто разоримся», – рассказал участник телемарафона.

Второй актив в портфеле – торговый комплекс. «Он построен на кредитные средства. На период ЧП банки предоставили нам отсрочку. Но почему-то очень странная картина: мы бизнес и терпим убытки, банк – тоже бизнес, но он убытки не терпит. Это не правильно. Если предоставляется отсрочка, то и проценты не должны начисляться», – уверен предприниматель.

Он рассказывает, что в ресторанном бизнесе пришлось сократить примерно 60% сотрудников. «Существующие карантинные нормы – 30 посадочных мест – не позволяют покрыть затраты. Речь идет только о летнике. Но нужно платить коммуналку и зарплаты, и к тому же цены на продукты питания подскочили. Бизнес становится нерентабельным. Сейчас работает только одно подразделение на доставку, но и то, только для того, чтобы сохранить костяк коллектива.

«Мне не понятно, как мы будем платить проценты. У нас нет госзаказов. Мы работаем в сегментах В2В и В2С. Сейчас бизнес в Актобе практически полностью парализован, все нефтяные компании стоят, ничего не происходит, все работают удаленно. Наша гостиница полностью заморожена. Работает один человек и сантехник с электриком, мы несем дополнительные расходы на службу безопасности. Находимся в режиме выживания. То же самое – по торговому центру», – описывает положение дел Николай Чабаненко.

Поддержка, которую предприниматель ждет от государства, это, во-первых, минимальный пакет «42500» на содержание сотрудников, отправленных в отпуска без содержания (хотя эта сумма «не соответствует рыночной ситуации, и если в семье кто-то, не дай бог, заболеет, то этих денег не хватит даже на закупку лекарств»).

Во-вторых, нужна не просто отсрочка по платежам, а чтобы банки не начисляли за этот период проценты. Это, как считает собеседник, особенно чувствительно при больших суммах платежей (например, его выплаты по кредиту по торговому центру составляют 26 млн тенге в месяц, и взять такие деньги сейчас ему негде).

Различия в постановлениях тормозят бизнес

«Много предпринимателей в такой ситуации?» – обратился Данил Москаленко к директору Палаты предпринимателей Актюбинской области Анар Даржановой.

Прежде всего, она заметила, что торговый дом, которым руководит Николай Николаевич, одним из первых в регионе предоставил скидку арендаторам, и достаточно большую – 70%. И то, о чем говорил предприниматель, – это по ее словам «средний градус» по региону.

Бизнес региона, говорит Анар Даржанова, столкнулся с такой проблемой: постановления главного государственного санврача Актюбинской области и главного государственного санврача республики «по основным позициям в корне отличаются».

Например, если на уровне республики разрешено работать непродовольственным магазинам площадью до 500 кв. м, то в регионе не работают все магазины. Если главный санитарный врач республики разрешает объектам общепита размещать 30 посадочных мест внутри помещения и снаружи количество посадочных мест не регламентируется, то в случае Актюбинской области количество мест и внутри помещения, и под открытым небом не должно превышать 30.

«В этом нет логики. Наш главный санврач ссылается на ситуацию в регионе. Но в таком случае пусть оговаривают, что у нас ситуация хуже, чем по республике, пусть доводы приводят», – рассказывает участница эфира. По ее словам, уже неделю после введение в действие этого постановления сотрудники региональной палаты сидят на телефоне и отвечают на звонки предпринимателей, в том числе тех, у кого объекты питания и непродовольственные магазины (их в регионе более 2 тыс.).

«Это все (расхождения в ограничительных мерах. – Ред.) становится серьезным сдерживающим фактором для бизнеса. Это подрывает доверие. Правила должны быть понятными. Мы просим, чтобы внесли изменения в постановление и привели его в соответствие с республиканским», – говорит Анар Даржанова.

Налоговые проверки идут вместе с карантином

Перечисляя меры, которые помогли бы бизнесу пережить карантинные ограничения, Николай Чабаненко указывал на прекращение всех налоговых проверок. «Одно из наших предприятий простаивает, но по параметрам оно было отнесено к среднему бизнесу. Мы получили предписание и готовимся к налоговой проверке. Нам объяснили это так: малый и микробизнес не проверяем, вы – средний, и это плановая проверка. В настоящий время она приостановлена только из-за того, что руководитель находится на больничном. Но она не отменена и не перенесена по срокам», – говорит предприниматель.

Президент Ассоциации предпринимателей и бухгалтеров Казахстана Дмитрий Казанцев поясняет, что, действительно, тех, кто попал в список налоговых проверок, будут проверять, несмотря на сложную ситуацию в стране.

«У нас действует мораторий на проверки микро- и малого бизнеса, который ввели на три года, и буквально неделю назад министр нацэкономики Руслан Даленов сказал, что, вне зависимости от всех видов деятельности, до конца года прекратить все проверки, за исключением тех, которые начались. Видимо, проверка у Николая Чабаненко началась и поэтому ее не отменяют. Но это абсурдно. Получается, какой-то бизнес посчитали пострадавшим, и его не проверяют, а какой-то – если уж начали проверять, значит, будут проверять. Нет никакой логики в таких действиях», – комментирует эксперт.

На предложение ведущего эфира дать рекомендации в этой ситуации предпринимателям, он говорит, что конкретных рекомендаций нет и рецепт только один: «Выживать самим и ни на кого не надеяться».

О скорости принятия решений

Дмитрий Казанцев заметил, что, на его взгляд, сейчас такое время, когда решения должны приниматься моментально, а не затягиваться на месяцы.

«Вы знаете, как работает система. Это страшнейшая бюрократия. На заключительном заседании Госкомиссии по ЧП 11 мая президент сказал, что чрезвычайное положение нужно признать форс-мажором. Закон подписан только на прошлой неделе. То есть прошло два месяца. Система так работает», – комментирует Шынгыс Темир.

По его словам, Нацпалата дает свои предложения в правительство, проводит опросы предпринимателей. «Срез по бизнесу мы видим, но решить каждый вопрос моментально невозможно. В этой ситуации ни у кого нет готовых рецептов, правительство само растерялось», – добавляет он.

Представитель НПП предложил Дмитрию Казанцеву «заняться этим вопросом вместе». «Вы же объезжаете регионы, предпринимателям на пальцах разъясняете эти вопросы, очень большую работу проводите. Давайте кооперироваться. Если у вас есть предложения, вы можете площадку Нацпалаты использовать, чтобы продвигать их», – обратился он к эксперту.

Дмитрий Казанцев согласился с тем, что вопрос скорости принятия решений нужно адресовать прежде всего министрам. «В том же выступлении 11 мая президент конкретно дал понять, что старые схемы, по которым мы работали раньше, бюрократия, какие-то заседания, миллион рабочих групп, которые ничего не делают, – все это должно прекратиться. Два месяца утверждать озвученное решение – это, получается, невозможность наших госорганов в момент стресса принимать адекватные и быстрые решения», – говорит он.

Спикер считает, что необходимо сначала прорабатывать правила, распределять роли и ответственность между госорганами, а потом вводить такие меры, как карантин или локдаун.

На его взгляд, ужесточать меры можно, вводить штрафы за несоблюдение масочного режима, но при этом дать всем работать. «Как люди могут без работы выживать? А у нас так: штрафовать – будем, но также – не работайте. Бизнес, я считаю, должен работать, но со строгим соблюдением санитарных требований. По сути, все, что сегодня нужно, – это повсеместное использование масок, соблюдение социальной дистанции и санитайзеры для того, чтобы обрабатывать руки. Вот три вещи нужны, за несоблюдение надо штрафовать и всем работать», – уверен Дмитрий Казанцев.

Камеры против нарушений

«С пятницы мы проводим ВКС-совещания с минздравом и представителями различных отраслей, обсуждаем возможности исполнения бизнесом требований – что реально, что нет. Если у бизнеса есть вопрос, например, к тем же бактерицидым лампам, зачем они нужны, то минздрав объясняет их эффективность, и мы предлагаем не предъявлять требование по их применению к малому бизнесу, потому что расходы большие, и оставить его только для среднего и крупного. Минздрав адекватно реагирует на все предложения, эти вопросы мы рассматриваем», – рассказывает Шынгыс Темир.

По поводу штрафов он говорит, что в период ЧП применялась другая статья Кодекса РК об административных правонарушениях – 476 («Нарушение режима чрезвычайного положения». – Ред.). «Были случаи, когда предпринимателей арестовывали за то, что работники снимали маски во время работы, покупатели заходили в магазин без маски. Это беспредел, на наш взгляд. Сейчас применяется статья 425 КоАП («Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов. – Ред.). Палата была против, для малого бизнеса штрафы выросли до 230 МРП, для физлиц – до 30 МРП. Это очень большие суммы», – говорит Шынгыс Темир.

Он рассказывает, что палата сейчас рассматривает возможность цифрового мониторинга соблюдения санитарных требований. «Может быть, будут применяться камеры для подсчета количества людей, находящихся в помещении, и проверки, надели ли они маски. Если максимальное количество людей превышено, то предпринимателю дается сигнал, и пока люди не выйдут, новые посетители зайти не смогут. И тогда проверяющим группам не нужно будет ходить по объектам, и мы очень сильно сэкономим ресурсы», – делится планами спикер.

Первый этап выдержали, второй – болезненный

Еще одним участником эфира стал генеральный директор ТОО «ПСП Серик» Серик Мергалиев. Уральский предприниматель, владеющий торговыми центрами, ресторанным и гостиничным бизнесом, был гостем телемарафона в середине апреля и рассказывал тогда о том, что его бизнес понес «более чем серьезные убытки». Его позиция такова: арендодатель должен бережно относиться к арендаторам, потому что не сможет без них выжить, и государство точно так же должно относиться к бизнесу. Сам предприниматель на период действия карантина освободил своих арендаторов от платы за торговые помещения. «На месяц-полтора-два мы можем это сделать, но дальше будет труднее: у нас есть коммунальные расходы, мы платим подрядным компаниям за работу – за клининг, охрану и т.д. Почти ничего не получаем, и пока обходимся старыми накоплениями», – рассказывал он тогда.

«Первый этап карантина мы выдержали, но второй этап будет для нас очень болезненным. Все, о чем сейчас говорили, коснулось и нас. Мы работаем в том секторе экономики, который очень сильно пострадал. У нас поступлений практически нет. И сейчас наметилась тенденция: многие арендаторы, которые долгое время ждали, чтобы разместиться в нашем торговом центре, просто массово съезжают. Им нужно платить нам минимальные ставки, в пределах 10-15% (от суммы арендной платы. – Ред.), потому что мы тоже имеем расходы – содержим торговые центры, обеспечиваем персонал средствами защиты. Затраты увеличились, а доходов нет», – поясняет предприниматель.

Он так же, как и в прошлый раз, говорит о необходимости снижения налоговой нагрузки. Прежде всего – по налогу на недвижимость и не на месяц-два, а на длительный период, на который бизнесу можно рассчитывать.

«Мы еще не знаем, сколько продлится этот карантин. На предыдущем телемарафоне мы оптимистично заявляли, что выдержим, что с арендаторов брать ничего не будем. Но на этот раз нам самим нужно выживать. К тому же у нас есть несколько инвестиционных проектов, которые необходимо закончить, это наши обязательства перед партнерами и они сейчас встают под угрозу. Вряд ли мы сможем вовремя закончить проекты», – делится Серик Мергалиев.

Налоги с ФОТ: нужно освободить всех

«Многие бизнес-ассоциации выдвигают государству предложения по поддержке бизнеса, одно из них – освобождение от налогов с ФОТ для всего бизнеса, а не для выделенных категорий (29 видов деятельности), и не на шесть месяцев, а до конца года. Эта мера действует до 1 октября и, значит, сентябрьские налоги уже надо будет уплачивать. Время летит очень быстро, поэтому надо этим вопросом озадачиться сейчас», – считает Дмитрий Казанцев.

Разные ассоциации, по его словам, предлагают освобождение от КПН и НДС. «У нас те, кто работает на упрощенном режиме, освобождены от налогов на три года, это было решено еще до нового года. Во время ЧП принято решение, что ИП, работающие на общеустановленном режиме, тоже освобождаются от налога в 10% от чистого дохода. Но ТОО, работающие на общеустановленном режиме, почему-то от налогов не освободили. Многие ассоциации предлагают ТОО также дать такое послабление до конца года», – говорит спикер.

И добавляет: «У меня все меньше веры в то, что в сентябре-октябре все это закончится. Меры поддержки необходимо вводить до конца года».

Для кого-то «режим ЧП» все еще длится

«Действительно, по ФОТ было очень странное разделение, было много вопросов по определению пострадавших отраслей, и не все отрасли вошли в список. Плюс разбивка идет по ОКЭДам, но есть смежные ОКЭДы, где бизнес тоже пострадал, но они лишились возможности воспользоваться этой мерой. Такие обращения к нам поступают, мы их отрабатываем», – продолжил тему Шынгыс Темир.

Кроме того, по словам представителя Нацпалаты, для малого бизнеса освобождение по фонду оплаты труда было на шесть месяцев, для крупного – только на три.

«Поддерживаем предложение охватить этой мерой весь бизнес и продлить ее действие, возможно, на целый год. То же – по налогу на имущество. От его уплаты освободили определенные категории, но это капля в море», – говорит спикер.

Он рассказывает, что НПП работает над общим пакетом предложений и периодически направляет его в минфин и миннацэкономики. «Наше руководство совместно с правительством принимает участие в Госкомиссии. Нам говорят: вы же понимаете, что всех освободить от налогов нельзя. Мы предлагаем: давайте сделаем это правильно, проведем корректный анализ, кто пострадал, и расширим меры поддержки», – говорит спикер.

Он считает, что необходимо расширить список оснований для признания обстоятельств форс-мажором. «Режим ЧП закончился. Но сейчас ситуация для отдельных отраслей, по сути, мало чем отличается от ЧП. Некоторые бизнесы как 16 марта прекратили работу, так до сих пор и не работают. Например кинотеатры, банкетные залы. Первый вице-премьер поддержал позицию, что карантин, локдаун, ограничительные меры надо отнести к форс-мажору, а не только ЧП. Но пока включили только ЧП», – говорит Шынгыс Темир.

И в заключение делает ремарку: признание обстоятельств форс-мажором не означает освобождение от исполнения обязательств, только – от штрафных санкций. Допускается отсрочка исполнения обязательств и контрагент может расторгнуть договор, чтобы найти другого партнера.

«Бизнес & государство» – совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и НПП «Атамекен». К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов. Проект выходит в эфир с апреля.

Елена Тумашова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как павлодарские чиновники помогают бизнесу в условиях карантина

На время изоляции в регионе, как и по всему Казахстану, ряд отраслей бизнеса либо значительно ограничены, либо совсем закрыты.

07 Август 2020 16:57 271

Как павлодарские чиновники помогают бизнесу в условиях карантина

Это, в свою очередь приводит к снижению областных показателейстатистики в сегменте малого и среднего бизнеса. Так, наиболее пострадавшими от карантина отраслями являются торговля, транспорт и логистика, а также сфера услуг. Для восстановления стабильной ситуации в региональной экономике, восстановления предпринимательской деятельности со стороны местной властиреализуется ряд мер поддержки.

Например, это государственные программы «Дорожная карта бизнеса - 2025», «Экономика простых вещей», «Енбек». Но, по сути, эти меры республиканского уровня и действовали ещё до начала пандемии коронавируса. Обычные, стандартные меры поддержки предпринимательства вроде субсидирования, гарантирования, льготного кредитования. Назвать их антикризисным планом местного розливанельзя.

Всего в Павлодарской областисначала 2020 годапо данным государственным программам было поддержано 389 проектовна общую суммукредитного портфеля около 30 млрд тенге. Большая часть проектов (301) относится к программе «Дорожная карта бизнеса – 2025». Ещё 88 проектов одобрены по программе «Экономики простых вещей».Сама программа начала реализовываться в Казахстане в прошлом году, и за это время в Павлодарской области всего было одобренооколо 140 проектов. Средидругих регионов республикиПавлодар занимает пятое место.

По мнению руководства областного управления предпринимательства и торговли, сейчас одним из наиболеесущественных вопросов для предпринимателей в данный момент является получение в банке кредитов. По понятным причинам, банки второго уровня сейчас очень осторожно выдают займы, боясь банального невозврата денег. Соответственно, проблематичнее стало получить субсидирование и гарантирование.

По состоянию на начало августа в Павлодарской области временно приостановили деятельность более 1,6 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Парализована примерно половина местной сферы услуг. И неизвестно сколько из них смогут возобновить свою деятельность после окончания карантина.

В этомгоду в регионе идёт создание, так называемых, малых индустриальных зон. Цель – до конца 2020 года учредить в каждом городе и районе области по одной малой индустриальной зоне. Особенность таких зон заключается в том, чтопредпринимателю предоставляетсяпроизводственное помещениесо всей необходимой инфраструктурой. Также они не оплачивают арендную помещений – только коммунальные услуги, а со сбытом им помогают местные исполнительные органы.

На таких площадках планируют реализовывать проекты из приоритетных отраслей экономики. Сейчас в области запущено три малых индустриальных зоны – в Экибастузе, Майском районе и Аккулы. В городе горняков она появилась в начале 2020 года. На данный момент здесь работают 18 предпринимателей – действуют проекты по изготовлению мебели, швейных изделий, мыла. Всего работой обеспечено порядка 30 человек.

В нынешнем месяце в Павлодарской области планируется открытие ещё семи малых индустриальных зон, в том числе в городах Павлодар и Аксу. Оставшиеся зоны планируют запустить в ноябре. Благодаряним,бесплатными производственными помещениями будут обеспечены 73 стартап-проекта, в результате реализации которых будет создано около 150 новых рабочих мест.

По мнению Жайыка Хасанова, руководителя управления предпринимательства и торговли Павлодарской области, малые индустриальные зоны могут стать в своём роде чем-то вроде бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей.Непосредственная близость объединяет людей, позволяет им сотрудничать и друг у друга учится. К примеру, во времядействовавшего в марте в Казахстане режима чрезвычайного положения, в Экибастузе на территории данной зоны начали массово производить медицинские маски. Тем самым они полностью закрыли потребность города горняков в этом виде медицинских изделий. Такой пример, по мнению чиновника, показывает эффективность работы подобных структур. Собранные в одном месте небольшие производства могутбыть намного более оперативными и мобильными и идеально подходят для решения срочных вопросовна вродеобеспечения масками, в которых нынешней весной катастрофически нуждалась вся страна.

«Совместная работа предпринимателей помогла оперативноорганизовать пошив медицинских масок. Каждый из них занимался каких-то определённым видом работы», - заявил Ж. Хасанов.

Предприниматели, которые не могут работать на время карантина, сейчас получили налоговые вычеты, отсрочки по кредитам банков второго уровня. Одним из наиболее пострадавших –арендаторам бутиков в торговых домах, местная власть помогла с оплатой аренды. Сейчас большинство арендаторов оплачивают только коммунальные услуги и охрану.

Чиновники не оплачивают аренду закрытых на карантин объектов, они «договорились», чтобы на время закрытия им не нужно было платить арендную ставку. Помогли торговцам за счёт других предпринимателей. По словам Ж. Хасанова, все владельцы недвижимости, как местные жители, с пониманием относятся к сложившейся ситуации.

По состоянию на 7 августа в Павлодарской области зафиксировано 3469 случаев заражения COVID-19. За месяц количество случаев заражения выросло примерно в 2,5 раза. Тем не менее, чиновники от медицины говорят о постепенном снижении на местную систему здравоохранения. Уже были закрыты экстренно мобилизованные под нужны медиков дворец спорта и санаторий. Также Павлодарская область «лидирует» среди регионов Казахстана по смертности от пневмонии.

Руслан Логинов

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

В топе проблем предпринимателей вопросы логистики и перевозок

Для сбора, систематизации и решения проблем бизнеса с 2014 года НПП РК «Атамекен» реализуется уникальный проект «Реестр проблем предпринимателей».

07 Август 2020 16:47 269

В топе проблем предпринимателей вопросы логистики и перевозок

Это платформа, где каждый предприниматель может разместить сообщение о затруднениях, возникающих в своей предпринимательской практике. Также в реестре фиксируются предложения региональных палат предпринимателей и структурных подразделений центрального аппарата НПП.

Все выявленные проблемы бизнеса размещаются в открытом доступе на официальном сайте, где можно отследить ход рассмотрения вопроса. Открытое размещение позволяет избежать повторного поступления аналогичных обращений в адрес НПП.

Если проблема повлекла либо создает условия для причинения ущерба для неограниченного числа предпринимателей, в том числе для совершения коррупционных правонарушений, и требует принятия мер законодательного характера и государственной поддержки, то эти вопросы включаются в республиканский реестр.

Региональные палаты предпринимателей по аналогии с Республиканским реестром проблем ведут свои региональные реестры проблем. Сюда включаются обращения, решить которые компетентны местные исполнительные органы.

По инициативе НПП на постоянной основе проводятся встречи с госорганами, субъектами бизнеса и представителями бизнес-сообщества. Часть проблем закреплена в дорожных картах по реализации сотрудничества с Генеральной прокуратурой, агентством по противодействию коррупции. Проблемы решаются в рамках поручений канцелярии премьер-министра совместно с министерством национальной экономики Республики Казахстан.

И положительная динамика в решении проблем бизнеса очевидна. Большая часть проблем казахстанского бизнеса за годы существования НПП решена. Так, на сегодня реестр содержит 632 проблемы, распределенных по 45 направлениям деятельности, из них решено 514, или 81%.

Ранее нами была сделана подборка топ-10 проблем, по которым наиболее часто поступали обращения в 2019 году, и эти проблемы в итоге были решены.

В этом году положительное решение по следующим вопросам:

  • пересмотр страхования растениеводческой продукции в агропромышленном комплексе путем создания более удобных форм заключения договора, уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок и увеличение перечня страховых услуг;
  • отмена авансовых платежей за поставку газа бытовым и коммунально-бытовым потребителям (МСБ);
  • внесение изменений в статью 62 Земельного РК, в части сокращения числа участников кондоминиума, согласие которых требуется для раздела земельного участка до двух третей по аналогии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (пункт 3 статьи 4);
  • введение нормы по освобождению субъектов бизнеса от НДС по регулярным автомобильным перевозкам пассажиров и багажа на три года;
  • пересмотр методики расчета тарифа (цен, ставок, сборов) на регулируемые услуги подъездных путей;
  • отменено обложение гусеничных тракторов транспортным налогом и др.

К сожалению, ряд вопросов, включенных в реестр, остаются нерешенными с предыдущих лет, в том числе:

  • на рассмотрении НПП 33 проблемных вопроса;
  • по 55 проблемным вопросам предложения НПП рассматриваются государственными органами;
  • по 17 – одобрены госорганами и начата работа по их решению;
  • по 13 – предложения НПП отклонены государственными органами, ведется поиск альтернативных путей решения.

Согласно анализу, наибольшее количество обращений предпринимателей связано с деятельностью в сфере логистики и перевозок. Далее в рейтинге вопросы в отрасли строительства, закупок, медицинской и фармацевтической деятельности, образования, АПК и сельского хозяйства, естественных монополий и разрешительных процедур.

Стоит отметить, что реализация данного проекта позволила постоянно мониторить «общую картину» по имеющимся проблемам и препятствиям бизнесу и получать информацию о состоянии предпринимательства в целом. На основе данной информации определяются отрасли, требующие принятия комплекса мер по решению проблемных вопросов предпринимателей.

В сложный период пандемии поддержка и снижение административных барьеров для бизнеса особенна важна.

В случае возникновения проблем предпринимательской деятельности любой предприниматель может обратиться в Национальную палату предпринимателей либо в региональные палаты, а также в офис бизнес-омбудсмена.


Подпишитесь на наш канал Telegram!