Как известно, в октябре этого года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сообщила, что входящие в нее страны достигли договоренности относительно введения глобального минимального корпоративного налога в размере 15% для фирм с доходом от 750 млн евро. В частности, государства намерены подписать многостороннюю конвенцию в 2022 году с имплементацией в 2023-м. Другая договоренность предполагает перераспределение налоговых поступлений от крупнейших международных компаний. Речь идет о переводе уплаты части налогов из стран, где расположены штаб-квартиры, в те государства, где они ведут свою деятельность и получают прибыль. В этой связи мы поинтересовались в минэкономики и минфине, какое влияние окажет введение данного налога на доходную часть казахстанского бюджета.
В минфине напомнили, что, согласно анализу ОЭСР, крупнейшие международные корпорации декларируют 25% своих доходов в "инвестиционных хабах" в то время как только 11% их физических активов и менее 5% сотрудников базируются там. Неслучайно, что доля зарубежной прибыли американских транснациональных корпораций (ТНК), задекларированных в офшорах, за последние два десятилетия выросла с 30% до 60%. Как развитые, так и развивающиеся страны также страдают от "принципа правовой и коммерческой самостоятельности" ("arm’s-length" principle), когда головная компания на бумаге распределяет прибыль среди дочерних предприятий в офшорных зонах, закрепляет за ними права на интеллектуальную собственность, которые затем лицензирует среди других дочерних компаний, расположенных в странах с высокими налогами, отмечают в МФ.
"По подсчетам ОЭСР, перераспределение налоговых прав в отношении ряда компаний позволит увеличить налоговые корпоративные поступления в развивающихся странах примерно на 1%. Сложный "эффект домино" от минимальной ставки в 15% позволит развивающимся странам взимать еще дополнительные 2-4% налоговых поступлений, однако при любом раскладе наибольшую выгоду от налоговой реформы получат именно развитые страны", – говорится в ответе министерства финансов.
В этой связи, как полагают в минфине, влияние новых глобальных правил налогообложения на казахстанский бизнес будет незначительным. Изменения, скорее, коснутся международных компаний, работающих в РК, и бизнеса казахстанцев, зарегистрированного в офшорах. Введение минимального налога в размере 15% может привести к тому, что использование офшоров станет менее привлекательным, что, в принципе, отвечает национальным интересам Казахстана и соответствует политике по вопросу борьбы с уклонением от налогов, подчеркивают в министерстве и отмечают, что обсуждение привело к решению данного вопроса посредством принятия стандартов ОЭСР. В случае принятия Казахстаном данных стандартов потребуется внесение соответствующих изменений, в том числе в налоговое законодательство РК, резюмировали в МФ.
В МНЭ считают, что, в первую очередь, мера будет иметь влияние на доходы стран, где основную деятельность ведут крупные транснациональные корпорации и где они зарегистрированы.
"В настоящее время ставка корпоративного подоходного налога в Казахстане установлена в размере 20%. То есть выше размера глобального минимального корпоративного налога. Кроме того, договоренности G20 предусматривают уплату налогов с доходов, заработанных в определенной стране, независимо от места регистрации. Отмечаем, что в Казахстане при получении доходов иностранными компаниями предусмотрено обложение корпоративным подоходным налогом у источника выплаты. То есть с доходов, заработанных в Казахстане, уже предусмотрено удержание налогов", – сообщили в МНЭ.
А также напомнили, что в Казахстане с 1 января 2022 года предусмотрено обложение НДС услуг и товаров, реализуемых через онлайн-платформы иностранными компаниями физическим лицам, находящимся на территории Казахстана.
Как объясняют в МНЭ, экономическая интеграция не предполагает проведение единой налоговой политики, так как налоги определяются исходя из внутренних экономических интересов и особенности страны. В этой связи "в среднесрочной перспективе прямое влияние глобального корпоративного налога не предполагается". Соответственно, оцифровать влияние такого налога на экономику Казахстана на данном этапе не представляется возможным, отмечают в минэкономики.
При этом, данная мера может иметь косвенное влияние на экономику Казахстана, продолжают эксперты МНЭ. По их мнению, в случае ужесточения условий налогообложения в странах с льготным налогообложением, есть вероятность перетока в Казахстан компаний, осуществляющих деятельность на территории Казахстана.
"В данном случае, при одинаковых условиях налогообложения, привлекательнее будет место осуществления основной деятельности. Кроме того, учитывая, что в Казахстане созданы оптимальные условия для создания новых проектов в сфере информационных технологий (льготное налогообложение на территориях АстанаХаб, СЭЗ "ПИТ") существует вероятность перетока IT компаний в Казахстан. При этом, получение указанных эффектов на экономику Казахстана связано с экономическими решениями других стран", – констатировали в миннацэкономике.
Майра Медеубаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!