"Самрук-Казына": будут ли активы фонда продавать со скидкой?

6906

И все ли компании нужно размещать на бирже или только наиболее подготовленные к этому?

"Самрук-Казына": будут ли активы фонда продавать со скидкой? Фото: kapital.kz

Фонд "Самрук-Казына" назначил ответственного за программу приватизации АО "НК "КазМунайГаз" и АО "Эйр Астана". Им стал Ернар Жанадил, до этого он занимал должность управляющего директора фонда по инвестициям, приватизации и международному сотрудничеству, теперь назначен управляющим директором по развитию и приватизации. Сообщение об этом размещено на сайте фонда во вторник, 22 февраля, сообщает inbusiness.kz.

В 2018 году, говорится в сообщении, Ернар Жанадил "принял активное участие в успешном выводе" на IPO, а затем на SPO нацкомпании "Казатомпром", в 2021 году "обеспечил эффективный выход" компаний группы фонда из ряда непрофильных активов.

Ернар Жанадил будет заниматься привлечением инвестиций в Казахстан. И в первую очередь отвечать за программу приватизации КМГ и Air Astana.

"В ближайшем будущем планируется вывод этих активов на IPO, доступ к которому получит все население Казахстана", – говорится в сообщении фонда.

"Важно учитывать интересы акционеров"

О предстоящем первичном размещении Ернар Жанадил рассказывал на прошлой неделе на KASE Talks. По его словам, фонд должен внести свои предложения по приватизации в правительство в марте.

Пока определены и согласованы госкомиссией при правительстве общие сроки IPO трех компаний: в 2022 году – Air Astana и "КазМунайГаз", в 2023 году – QazaqGaz (новое название НК "КазТрансГаз" после ребрендинга в конце прошлого года. – Ред.).

Точные сроки, как и параметры размещения этих компаний, будут определены с учетом макроэкономической ситуации, интереса инвесторов и условий на рынках капитала.

"Важно учитывать интересы всех стейкхолдеров, включая сами портфельные компании, потому что у них есть держатели облигаций. И также интересы текущих и будущих акционеров", – добавил спикер.

Ждать или размещать?

Недавно Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров (QAMS) озвучила предложения по выводу компаний ФНБ на фондовый рынок.

Предложения таковы:

  • Размещение акций наиболее подготовленных к IPO обществ как на зарубежных, так и на местных фондовых площадках.
  • Акции наименее подготовленных к IPO обществ должны предлагаться на внутреннем фондовом рынке в размере не более 10% от размещаемого объема с существенным дисконтом (не менее 20%) к оценочной стоимости для граждан РК.
  • Необходимо рассматривать приватизацию путем IPO компаний второго, третьего и ниже уровней, а не только холдингов.

У топ-менеджера "Самрук-Казына" иная позиция. "Вывод на IPO неподготовленных или наименее подготовленных компаний является не совсем правильным", – говорит Ернар Жанадил.

Свою позицию он объясняет, используя в качестве примера портфельную компанию фонда Qazaq Air. Она изначально создавалась для социальных целей – связать регионы страны, улучшить бизнес-сотрудничество между регионами. Стоимость ее авиабилетов учитывает дисконт, потому что для регионов нужно предлагать более низкие цены, что "не очень хорошо влияет на ее финансовые показатели".

"Поэтому выведение этой компании на IPO нецелесообразно и несет риски для населения, которое захочет участвовать, в особенности для тех, кто не может правильно читать финансовую отчетность. Эти инвесторы могут потерять деньги при потенциальном падении цены на акции. Это важно понимать прежде, чем принимать решение о приватизации таких компаний", – считает представитель ФНБ.

Мнением на этот счет поделился заместитель председателя Казахстанской фондовой биржи Андрей Цалюк. "Как свидетель, наверное, всех IPO, которые происходили на фондовом рынке Казахстана, скажу, что вовлекать народ необходимо все-таки в размещение акций наиболее успешных, больших и ликвидных компаний. Потому что инвестирование в компании, которые, по сути, представляют собой стартапы, например, горнорудные, это удел очень квалифицированных инвесторов, и это уже ближе к венчурному финансированию. Поэтому это предложение (о выводе не очень подготовленных компаний. – Ред.) не совсем правильно", – сказал он во время онлайн-встречи со спикером из ФНБ.

Почему так долго?

Вопросов к предстоящей приватизации активов фонда очень много. Один из ключевых – почему сроки затягиваются.

Первый комплексный план приватизации, принятый в Казахстане в 2015 году, был рассчитан на 2016-2020 годы, он включал активы государства и квазигоссектора, и не только из портфеля "Самрук-Казына", но и из портфелей "Байтерека" и "КазАгро". После формального завершения программы в 2020 году был утвержден второй комплексный план приватизации – на 2021-2025 годы. "Народное IPO" проводилось в 2012-2014 годах.

"Почему так долго идет процесс?" – спросил Андрей Цалюк.

Ернар Жанадил отметил, что фонд проводит работу по приватизации в рамках обеих программ (отдельные активы из первой программы перешли во вторую) и более того, занимается приватизацией и разгосударствлением активов "на протяжении многих лет".

"Когда-то в группе фонда насчитывалось почти 600 юридических лиц. Это был 2010 год, тогда в группу входили и БВУ, и ряд финансовых институтов развития. Фонд провел большую работу по реструктуризации банков, по выходу из их капитала, по передаче институтов развития в холдинг "Байтерек". В результате, насколько я помню, к 2017 году, количество компаний с 600 сократилось до 360, – напомнил спикер. – Потом пошла комплексная программа приватизации. С того времени количество юрлиц сократилось еще на 80 компаний. Мы выходили из непрофильных активов, Это были и санатории, и сервисные компании, кейтеринговая компания была, например. И множество других активов, в том числе убыточных".

В то же время, признает Ернар Жанадил, в некоторых случаях работа по приватизации шла медленно. "Но это больше касается крупных активов фонда – КМГ, QazaqGaz, который тогда был в структуре КМГ, "Самрук-Энерго", КТЖ. Помимо субъективных причин по каждой компании, влиял ряд внешних факторов – циклы низких цен на нефть, пандемия коронавируса", – поделился спикер.

Почему ранее отложили подготовку?

В 2019-2020 годах фонд уже готовился к первичному размещению двух активов, но "ввиду кризисных явлений" во втором квартале 2020 года активная работа в этом направлении приостановили. Такое решение принято с учетом мнений международных банков и локальных брокеров, отметил Ернар Жанадил.

По его словам, притормозить подготовку "Эйр Астаны" пришлось из-за пандемии. Ситуация с коронавирусом повлияла на рынок воздушных перевозок, он сильно просел. "Мировые авиакомпании либо банкротились, либо получали хорошие дотации от своих правительств. "Эйр Астана" за это время не получала никакой финансовой поддержки и занималась своим антикризисным планом", – пояснил спикер.

Выход "в люди" "КазМунайГаза" отложили из-за обвалившихся в марте 2020 года цен на нефть. Напомним, тогда члены ОПЕК и страны, не входящие в картель, не сумели договориться по поводу сокращения добычи. Это подтолкнуло цены на нефть марки Brent к снижению, котировки упали на 30% и были недалеки от $31 за баррель. Добавим, что тенге тогда тоже отреагировал падением: курс продажи в обменных пунктах оторвался от официального значения 382,05 и устремился к 400 тенге за доллар, что на тот момент считалось психологической отметкой, а в какой-то момент доходил в отдельных обменниках до 475 тенге за единицу американской валюты.

"Было бы бессмысленно тогда выводить "КазМунайГаз" на IPO, – пояснил Ернар Жанадил, имея в виду обрушившиеся котировки черного золота. – Хотя определенная работа по подготовке к IPO к тому времени была проведена. Тем не менее президент поставил задачу, и мы обязаны ее выполнить".

Заметим, представители QAMS, например, считают, что "не нужно ждать удобного окна и выгодной цены для вывода компаний фонда на фондовый рынок".

"Своим" или "чужим"?

Отдельный блок вопросов касается выбора площадки для размещения каждой компании.

Андрей Цалюк заметил, что в предыдущей программе "Народное IPO" очень хотели принять участие иностранные инвесторы, просили выпустить депозитарные расписки, например, по "КазТрансОйлу". "Представители Bank of New York Mellon приезжали на KASE, хотели взять этот проект. Но тогда у нас стояли на смерть и говорили: нет, это наше, народное, IPO", – заметил зампред правления биржи.

"Передача активов в конкурентную среду осуществляется разными способами – IPO/SPO, открытый двухэтапный конкурс, электронный конкурс, аукцион, прямая адресная продажа. Мы стараемся избегать прямой адресной продажи, потому что там уже намного меньше прозрачности. Способ приватизации, как правило, определяется с учетом мнения авторитетных международных консалтинговых фирм. Это закреплено в законе о ФНБ. Учитываются все факторы – размер компании, рентабельность, сектор экономики, уровень долговой нагрузки", – рассказал Ернар Жанадил.

По его словам, для отдельных компаний, в том числе КМГ и "Эйр Астаны", рассматривается вариант классического IPO. К некоторым компаниям может быть применен вариант "Народного IPO" – с размещением только в Казахстане.

"Такие компании, как КМГ или, например, "Казатомпром", в плане стоимости являются слишком большими в соотношении с размерами казахстанского рынка. Если выводить их только на местные площадки, то это не позволит реализовать сразу значительную долю компаний, не позволит обеспечить ликвидность акций", – поясняет спикер.

В целом план приватизации правительства включает 25 активов группы фонда, из которых восемь – крупные и 17 – некрупные. Причем, например, в группу КМГ входят 80 компаний, у "Самрук-Энерго" порядка 20 компаний внутри, у QazaqGaz – девять активов. "Фактически это не 25 активов, а порядка 180 компаний, которые мы сейчас будем либо выводить на IPO, либо привлекать для них стратегического инвестора", – отметил представитель фонда.

Скидка или имидж?

Вопрос, который сильно волнует потенциальных розничных инвесторов, – будут ли акции размещаемых компаний продаваться со скидкой для казахстанских инвесторов. Напомним, например, акции "КазТрансОйла" – пионера "Народного IPO" – предлагались во время подписки в конце 2012 года по цене 725 тенге. Тогда, как сообщала биржа, по 76% заявок физлиц сумма не превышала 200 тыс. тенге. Второго участника программы – KEGOC – разместили в 2014 году по цене 505 тенге за акцию.

Ернар Жанадил считает, что продажа акций компаний на местном рынке с дисконтом может стать "негативным бенчмарком" при последующем размещении этих компаний на международных площадках.

"Если низкая цена из-за первичного дисконта или отсутствия ликвидности закрепится на KASE или AIX, то потом будет крайне сложно продавать эту историю международным инвесторам по более высокой цене, например, в Лондоне", – говорит спикер.

Кроме того, по его словам, международный листинг не предполагает, что одновременно с ним можно провести размещение на локальной площадке с продажей акций только физлицам и по более низкой цене.

"Ведь речь идет о международном листинге, по крайней мере, для КМГ и "Эйр Астаны". Предоставление дополнительного дисконта для населения может нести имиджевые риски и негативные последствия для стоимости листингуемых компаний. Международные инвесторы не согласились бы на такое", – добавляет спикер.

Кроме того, "нужно учитывать интересы второго акционера". В случае "Эйр Астаны" это "дочка" британской корпорации, компания BAE Systems (Kazakhstan), ей принадлежит доля в 49% в казахстанском авиаперевозчике. "Самрук-Казына", соответственно, владеет пакетом из 51% акций.

В любом случае, по словам члена правления ФНБ, итоговое решение по размещению и по условиям будет приниматься правительством как акционером фонда.

При этом, подчеркивает Ернар Жанадил, согласно казахстанскому законодательству, не менее 20% от общего количества размещаемых акций должно быть предложено инвесторам на локальных биржах. Но фонд "примет все меры" для обеспечения большей доли в размещении для казахстанских розничных инвесторов.

Рыночно или искусственно?

Что касается того, будут ли поддерживать стоимость акций после их размещения, например, с помощью опциона greenshoe (риск падения котировок на вторичном рынке ниже цены размещения есть всегда), то, по словам представителя ФНБ, говорить об этом пока рано.

Это будет обговариваться с инвестбанкирами в зависимости от рыночной ситуации в конкретный период времени. Такое, к слову, практиковалось с "Казатомпромом": инвестбанк получил небольшое количество бумаг для возможности корректировки ситуации при необходимости, но этого не потребовалось, так как "бумага повела себя очень хорошо".

"Более того, "Самрук-Казына" сохранит доли в компаниях и, как и другие акционеры, будет работать над увеличением прибыльности и доходности котируемых акций", – пояснил Ернар Жанадил.

Добавим, что ранее председатель правления Halyk Finance Фархад Охонов поделился мнением, что во время предыдущей программы "Народное IPO" правительство, предложив физическим лицам дисконт и пристально следя за дивидендами (дивидендная политика КТО и KEGOC во многом стала социальным вопросом), "разбаловало" граждан.

"Почему я говорю – "разбаловало", потому что не весь рынок ценных бумаг представлен подобными компаниями. Опасность такого подхода заключается в том, что розничный инвестор будет думать так: "В этот раз, как и в прошлый, мне дают хорошую историю, государство меня не обманет, никто не даст цене на акцию упасть", – пояснил свою мысль спикер.

По его мнению, в этот раз у программы "Народное IPO" не должно быть цели научить розничных инвесторов работать на фондовом рынке, и ценообразование бумаг размещаемых компаний должно быть рыночным.

Купит ли акции пенсионный фонд?

Будет ли ЕНПФ покупать акции указанных компаний при их размещении (как это было возможно для 14 частных пенсионных фондов в первую программу "Народное IPO")?

Отвечая на этот вопрос, Ернар Жанадил отметил, что Единый накопительный пенсионный фонд уже приобретал акции компаний фонда, например, атомной нацкомпании.

"Я совсем недавно разговаривал с одним из руководителей Нацбанка (НБРК управляет портфелем пенсионных активов – Ред.), они довольны той доходностью, которую получили от "Казатомпрома". На 31 декабря прошлого года стоимость акции достигала $45, на закрытии года зафиксировали 500% доходности от этой бумаги. Понятно, все идет в копилку населения. Тем не менее "Самрук-Казына" не имеет полномочий комментировать политику пенсионного фонда – как и куда инвестировать. Это вопрос к руководству ЕНПФ".

Планы на 2022 год: когда им суждено сбыться?

В середине декабря прошлого года вице-министр финансов Данияр Жаналинов называл третьего кандидата на размещение в 2022 году – "Тау-Кен Самрук".

Ернар Жанадил рассказал, что "Тау-Кен Самрук" была в плане приватизации. "Тем не менее по итогам анализа инвестиционной привлекательности, проведенного с независимым консультантом, мы пришли к выводу, что сейчас невыгодно продавать или выводить компанию на IPO. Вместо этого лучше сделать приватизацию ее отдельных активов", – сообщил спикер.

В портфеле этой компании есть аффинажный завод, почти 30-процентная доля в "Казцинке" и два разрабатываемых месторождения – Шалкия и Алайгыр. "Сейчас там строятся горно-обогатительные комбинаты. Они должны ввестись в эксплуатацию и выйти на проектную мощность, чтобы "Тау-Кен Самрук" стала самодостаточной зрелой компаний, готовой к IPO. Плюс там идут геологоразведочные работы совместно с большими мировыми корпорациями, – пояснил Ернар Жанадил. – В настоящее время проводится работа по исключению национальной горнорудной компании из плана приватизации, вместо нее хотим включить ее отдельные дочерние компании".

Три кандидата: какие проблемы нужно решить

В 2023 году, как говорил вице-министр финансов, планировалось приватизировать "Казпочту", "Самрук-Энерго" и "Казахстан Темир Жолы".

Что касается КТЖ, то, как сказал Ернар Жанадил, у ж/д перевозчика имеются большие инфраструктурные активы – магистральные железнодорожные сети, – "по которым необходимо решить вопрос". Также необходимо решить проблему большой долговой нагрузки КТЖ и вопросы тарифообразования.

"И только после этого мы сможем рассматривать возможность проведения IPO. Поэтому к размещению в 2023 году компания явно еще не будет готова", – прокомментировал спикер.

По поводу приватизации "Казпочты". "Изначально была рекомендация консультанта привлечь стратегического инвестора. И мы действительно проводили эту работу через открытый двухэтапный конкурс. Но, к сожалению, предложенная цена не устроила фонд. В итоге мы предложили правительству перенести продажу на два года. В течение этого времени начнем реализацию стратегических инициатив по улучшению операционной деятельности компании, чтобы это позволило увеличить ее стоимость. Сейчас мы этим заняты", – рассказал топ-менеджер.

По "Самрук-Энерго", по его словам, проблема заключается в том, что из 6 ГВт мощности, которая имеется в ее портфеле, большая часть – угольная. В то время как "рыночная конъюнктура на текущий момент больше нацелена на принципы ESG, уход от традиционной, "грязной", энергетики".

"Для того чтобы компания была в спросе у инвесторов при выходе на IPO, нам необходимо нарастить ее "зеленый" портфель активов. Поэтому сейчас прорабатываем вопрос передачи ГЭС, которые находятся у министерства финансов, в периметр "Самрук-Энерго". Также необходимо решить вопрос по газификации АлЭС (перевод ТЭЦ в Алматы на газ. – Ред.), хотя бы начать, чем мы сейчас уже занимаемся. И, понятно, строительство ВИЭ-проектов", – поделился Ернар Жанадил.

С учетом этой подготовки, по его словам, размещение "Самрук-Энерго" нацелено на 2023-2024 годы. "Планируем скоро внести предложения в правительство. В качестве способа приватизации хотим предложить IPO, пока такой вариант не указан", – заключает спикер.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться