DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
«Сбыть или не сбыть» – вот в чем вопрос владельца из Армении машины

«Сбыть или не сбыть» – вот в чем вопрос владельца из Армении машины

Как изменятся цены на ввозимые в РК б/у автомобили?

16 Январь 2020 10:05 16431

«Сбыть или не сбыть» – вот в чем вопрос владельца из Армении машины

Автор:

Олег И. Гусев

Новые правила регистрации автотранспортных средств застали почему-то автолюбителей врасплох, и после новогодних праздников тема с армянскими и киргизскими автомобилями неожиданно стала разгоняться с новой силой. Оказалось, что в Казахстане ездить за рулем «иностранца с иностранными номерами и оформленным на иностранца» – это весьма накладно.

Фото в Instagram

Раньше было все очень дешево и сердито: можно было поехать в маленькую гордую республику и купить там недорогую машину. Армения при вступлении в ЕАЭС получила возможность в течение пяти лет не применять единые таможенные пошлины на машины, а сохранить свои маленькие 10%, которые брались даже не от кубиков и года, а от стоимости ввозимого авто. (В Кыргызстане тоже были свои бонусы.)

Затем приезжаешь на ней в Казахстан и катаешься с армянскими/киргизскими номерами как парень: «и повсюду иностранец, и повсюду я вроде бы свой».

Фото в Instagram

А теперь в связи со вступлением в силу новых правил регистрации все вдруг озаботились тем, что же делать со ставшими в 2020 году «нелегалами на колесах»: продать на запчасти или натурализовать их, сделав обрезание (но не машине, а своему кошельку), заплатив за первичную регистрацию 500 МРП (1 325 500 тенге), так как все эти «иностранцы» далеко не юного возраста.

А платить придется, о чем 15 января 2020 года и рассказал журналистам заместитель министра внутренних дел РК Марат Кожаев:

«Будем принимать меры, чтобы наши граждане полностью очистку таможенную провели либо вывезли эти машины. В КоАП предусмотрено, что те владельцы машин, которые не прошли таможенную очистку, будут нести ответственность вплоть до водворения авто на штрафстоянку. Они должны растаможить эти машины, либо их автомобили отправят на штрафстоянку, а водителю выпишут штраф, по-моему, 20 МРП».

Но есть вариант, как гражданам РК избежать уплаты 500 МРП. Читаем Закон «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V ЗРК с изменениями на 25.11.2019 г.:

Статья 63. Обязательность государственной регистрации транспортных средств

1. Обязательной государственной регистрации подлежат механические транспортные средства, определяемые настоящим законом, изготовленные в Республике Казахстан или ввезенные в Республику Казахстан, за исключением механических транспортных средств, зарегистрированных в компетентном органе другого государства, участвующих в международном дорожном движении и ввозимых в Республику Казахстан на срок не более одного года.

Статья 65. Допуск транспортных средств к участию в международном движении по территории Республики Казахстан

2. Не считается находящимся в международном движении транспортное средство, которое оставалось на территории Республики Казахстан более одного года с перерывами до тридцати суток.

Смысл этих норм таков: можно в РК ездить на авто с иностранным учетом и не ставить его на казахстанский учет в том случае, если каждые 12 месяцев вы на нем будете выезжать за пределы РК на один месяц. В отпуск, например.

«Это не касается российских машин. По правилам таможенной очистки это должны сделать владельцы всех машин, которые заезжают в Казахстан, если они растаможены вне правил, которые утверждены на территории ЕАЭС. У нас это две страны – Кыргызстан и Армения. У них до 2020 года существовал льготный период растаможки, то есть там таможенные пошлины были ниже намного, чем у остальных членов ЕАЭС – России, Беларуси и Казахстана. Поэтому, получается, это должно было распространяться только на граждан Кыргызстана и Армении, которые на своих авто заезжают к нам по правилам временного ввоза и могут разъезжать далее свободно. Что касается наших граждан, они изначально должны были на эти машины провести полную таможенную очистку», – пояснил Марат Кожаев.

Таким образом, в МВД РК (и не только там) полагают, что все автомобили, ввезенные в Казахстан из стран ЕАЭС более года назад и не поставленные здесь на учет, находятся  на территории РК незаконно. И, так же как иностранных граждан, наша полиция имеет право выдворять такие иностранные автомобили за пределы страны. За счет владельца, разумеется.

И эта «новая» норма с постановкой на учет появилась не вдруг и не сейчас: Закон «О дорожном движении» с вышеуказанными статьями действует с 17 апреля 2014 года.

24 июня 2019 года союз «КазАвтоПром» выступил со своими предложениями к МВД РК и мажилису.

И еще 4 сентября 2019 года Комитет госдоходов МНЭ РК давал разъяснение по теме регистрации.

16 января 2020 года директор по стратегическому планированию союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян дал inbusiness.kz свой комментарий по теме правил регистрации авто:

«Казахстан, Россия, Армения, Беларусь и Кыргызстан становились участниками ЕАЭС и ВТО в разное время, поэтому возникла разница в сроках перехода на единый таможенный тариф. В совокупности с другими различиями тарифов это привело к тому, что ввоз автомобилей из стран – участниц ЕАЭС происходил в обход уплаты пошлин.

В результате [республиканский] бюджет столкнулся с потерями, а внутренний рынок – со снижением роста. Кроме того, отсутствие регистрации ввозимых автомобилей затруднило работу по выявлению нарушений ПДД и технического регламента, что стало угрозой безопасности дорожного движения.

Меры, которые принимает МВД, позволят защитить внутренний рынок, сократить количество нарушений ПДД и технического регламента, а также повысить безопасность дорожного движения».

Что скрывается за словами Артура Мискаряна о бюджетных потерях и снижении роста на внутреннем рынке?

Давайте посмотрим на данные по регистрации легковых автомобилей за восемь месяцев 2019 года.

А теперь посмотрим на еще одну диаграмму, дающую понимание о количестве автохлама в стране.

Мы видим, что старые автомобили продолжают пользоваться спросом. На их долю приходится 64% от общего количества регистраций в январе-августе 2019 года. Это значит, что два из каждых трех купленных населением автомобилей выпущены до 2009 года. Особенно это актуально на юге республики: в Жамбылской и Алматинской областях их доля превышает 80%, в Кызылординской – 76%. Меньше половины сделок на старые авто приходится только в двух регионах: Нур-Султане (45,8%) и Атырауской области (32,4%).

В «прошлой жизни» – додевальвационном 2014 году казахстанские автозаводы на внутреннем рынке продали 160 тыс. единиц автобусов, грузовиков и легковых автомобилей.

Но после того, как доллар стал стоить в два раза больше, казахстанской автотехники стало продаваться в три раза меньше. Например, в 2018 году было реализовано только 58 тыс. единиц, в 2019-м – около 70 тыс. А это минус рабочие места, минус поступления в бюджет, минус непотребленные коммунальные услуги и т. п.

И в этой связи возникает почти гамлетовский вопрос: так стоит нам защищать свой внутренний авторынок или нет?

И последнее: «Как изменятся цены на киргизские и армянские автомобили?»

«Сегодня рынок подержанных автомобилей постепенно выходит из тени. Потребители все чаще выбирают систему trade-in и приобретают подержанные авто у официальных дилеров. Это избавляет клиентов от рисков, связанных с юридической чистотой и техническим состоянием автомобиля. С другой стороны, этот фактор оказывает стабилизующее воздействие на цены. Поэтому ждать резких колебаний цен на вторичном рынке не стоит», – уверен директор по стратегическому планированию союза. предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян.

Олег И. Гусев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Количество регистраций в апреле упало в 40 раз по сравнению с обычными значениями.

20 Май 2020 15:48 1805

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года цены на автомобили в Казахстане выросли на 0,8%. Этот месяц стал уже 57-м подряд, в котором отмечается рост стоимости транспорта. В последний раз цены не росли в далеком июле 2015 года. То есть после перехода к плавающему курсу тенге еще не было такого периода, когда автомобили бы не дорожали.

При этом темпы роста достаточно стабильны. За четыре месяца с начала текущего года стоимость увеличилась на 2,6%. Для сравнения – в январе-апреле 2019 года показатель составлял 2,7%, в 2018-м – 2,8%. Да и в целом нынешние темпы мало отличаются от прошлогодних:

  • В январе 2019 и 2020 годов рост стоимости автомобилей составил 0,7%.
  • В феврале – 0,6%.
  • В марте – 0,5%.
  • Апрельское различие незначительное: 0,8% в 2020 году против 0,9% годом ранее.

За последние 12 месяцев цены выросли на 8,6%. Таким образом, стоимость автомобилей растет быстрее инфляции, которая за это же время составила 6,8%. И это уже привычная тенденция. Годовой рост цен на авто стабильно опережает инфляцию, начиная с декабря 2015 года. То есть примерно с момента перехода к плавающему курсу.

Наибольший рост цен – на дешевые и старые авто

Мартовское ослабление тенге стало крупнейшим за последние почти пять лет. И это также не могло не отразиться на ценах. Kolesa.kz провели анализ динамики цен на самые популярные модели на вторичном рынке. И она оказалась разнонаправленной:

  • Среди самых популярных моделей стоимостью до 3 млн тенге (как правило, это иномарки, возраст которых приближается к 30 годам, либо продукция российского автопрома вдвое моложе) произошел рост цен на ВАЗ-2114 и Audi 100 C4. Причем обе подорожали в апреле на 3,4%, а основа роста пришлась на первую половину месяца. Конкурент, Volkswagen Passat B3, наоборот, подешевел. Его средняя стоимость на вторичном рынке снизилась на 2,8%.
  • В ценовой категории от 3 млн до 5 млн тенге из популярных моделей сильнее всего подорожал Hyundai Accent 2014 года выпуска – скачок в первой половине апреля привел к тому, что по итогам месяца цены выросли на 2,2%. Toyota Camry XV40 2007 года подорожала на 0,9%, а Kia Rio подешевел на 0,1%.
  • В категории 5-7 млн тенге динамика немного иная. Toyota Corolla 2013 года подешевела на 1,5% (основное снижение пришлось на первую половину месяца), Lexus RX 330 2004 года – на 0,7% (в конце месяца). Альтернатива – Toyota Camry XV50 2012-го года выпуска – немного подорожала – на 0,2% .
  • В категории свыше 7 млн тенге цены выросли, но незначительно. Toyota Camry XV70 подорожала на 0,4%, Toyota Land Cruiser 200 – на 0,1%, а Toyota Land Cruiser Prado на столько же подешевел. При этом цены на эти модели менялись скачкообразно.

«Судя по имеющимся данным, наиболее заметный рост цен в процентном соотношении по итогам апреля произошел в сегменте до 3 млн тенге. В остальных же, за исключением пары случаев, перемены едва доходили до 1 %. С начала мая в различных регионах страны начали открываться спецЦОН. Кое-где они уже стали оказывать услуги по перерегистрации автомобилей без необходимости пользоваться онлайн-сервисом, что значительно повлияет на вторичный рынок в мае», – подытожили авторы исследования.

Новые авто продолжают дорожать

Что касается новых автомобилей, то тут ситуация несколько иная. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-апреле 2020 года казахстанцы потратили на покупку нового автотранспорта 169,3 млрд тенге – это на 4,9%, меньше, чем год назад. При этом количество сделок сократилось на 2,7% (чуть мене 18,4 тыс.). Это говорит о том, что средний чек при покупке нового автомобиля упал. Но это не значит, что цены упали – просто казахстанцы стали покупать более дешевые модели.

Например, доля Toyota в январе-апреле 2020 года составила 15,7%, тогда как год назад она была в районе 22%. Camry, еще недавно занимавшая первое место в списке самых популярных моделей, сейчас идет лишь четвертой, пропустив вперед куда более дешевые Lada Granta, Ravon Nexia и KIA Rio.

В Kolesa.kz отмечают, что мартовское ослабление тенге привело к двум волнам подорожаний. Практически сразу после падения стоимости тенге дистрибьютеры заявили о том, что цены будут расти, но купить уже имеющиеся в наличии авто можно было по старым ценам. В начале апреля ценники были увеличены вновь, причем на некоторые модели рост составил более 16%. И с тех пор значительных изменений не было. Но будут.

«Из числа популярных марок на сегодняшний день прайсы не корректировала только Hyundai. Ее представители ранее заявляли, что цены останутся прежними, пока есть запасы. Как только они закончатся, подорожают и Hyundai, предположительно на 5-7 %. То есть если базовая версия Hyundai Accent сейчас стоит 6,1 млн тенге, то после поступления свежей партии в графе «от» может значиться уже 6,5 млн тенге», – пишут в kolesa.kz.

Продажи упали до исторического минимума

Судя по всему, именно сокращение спроса сейчас и является сдерживающим фактором для стремительного роста цен на авто. Автосалоны закрыты, спеЦОН в большинстве своем тоже, а потому оформить сделку весьма затруднительно. Рынок застаивается, что и притормаживает рост цен.

«Сбыт по итогам апреля 2020 года (950 единиц) оказался ниже прошлогоднего значения в 5,9 раза (5585 ед.). Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 10 млрд тенге ($23,1 млн), что ниже показателя годичной давности в 5,3 раза. В сравнении с мартом 2020 года, когда было реализовано 6 694 автомобиля, апрельские продажи снизились на 86%», – отмечают в «КазАвтоПроме» о продажах новых авто.

Однако не исключено, что ситуация все-таки чуть лучше. Участники рынка говорят, что продажи на вторичным рынке идут, но пока они просто не нашли отражения в официальной статистике – официально сделки еще не оформлены.

«На вторичном рынке наблюдалось затишье, и это несмотря на возможность онлайн-переоформления между физическими лицами. По данным АКАБ, в апреле 2020 года в РК на учет поставлено всего 2 853 автомобиля (в 40 раз меньше, средних значений). Большую часть из них зарегистрировали в ВКО, Алматы и Карагандинской области. В мае ситуация начинает стабилизироваться. В связи со смягчением карантина во многих регионах страны открыли свои двери спецЦОН и дилерские центры. Количество регистраций растет, в том числе за счет оформления продаж в апреле. Участники рынка ожидают увеличения продаж уже в ближайшие месяцы», – пишет Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Также из данных АКАБ следует, что из 1122 проданных в апреле единиц автотехники на учет поставлено всего 213 – а это менее 20%. Таким образом, оставшиеся сделки отразятся в данных по регистрации лишь в последующие месяцы.

Алексей Никоноров

«Азия Авто» рассчитывает на переговоры с МИИР по соглашению о промсборке

Об этом сообщил гендиректор «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев.

15 Май 2020 16:39 902

«Азия Авто» рассчитывает на переговоры с МИИР по соглашению о промсборке

Напомним, что МИИР заявило, что расторгает соглашение о промсборке с предприятиями АО «Азия Авто» и АО «Азия Авто Казахстан» из-за неисполнения ими обязательств.

«Мы рассчитываем в ближайшее время по мере того, как снимаются ограничения по передвижению по Казахстану, оказаться в Нур-Султане, чтобы провести ряд необходимых встреч, поскольку эта ситуация с коронавирусом серьезным образом создала проблемы с коммуникациями. Для себя мы понимаем, что отзыв и прекращение действий такого документа, который, по сути, определяет судьбу предприятий, должны обсуждаться предварительно. Чтобы обе стороны были выслушаны, чтобы упреки и претензии, если они есть, были высказаны. Такой возможности у нас пока не было», – сказал Ержан Мандиев в прямом эфире на странице «БИПЭК АВТО» в Instagram.

Завод ориентирован на массовый продукт – производство доступных легковых автомобилей для нужд Казахстана и соседних рынок ЕАЭС.

«Задержка проекта объективно отражает текущую ситуацию, и откровенно говоря, нам и в голову не могло прийти построить некое бутафорское производство, которое можно было бы просто показывать и получать льготы, в чем нас сегодня упрекают», – говорит он.

Сколько вложили в строительство завода?

В целом, по данным компании, в проект – строительство нового завода – было вложено $74 млн. Он пояснил, из чего сложилась эта сумма. Сюда входят нематериальные активы, а именно права на технологию, техдокументацию, права на товарные знаки, на что ушло около $20 млн, здания и сооружения – порядка $38 млн, оборудование, техсредства – $10 млн и остальное – налоги, зарплата и другое.

«Это то, что касается бухучета. А то, что на картинке несколько ангаров выглядят недостаточно эффектно, но мы ведь не для видимого эффекта все это делали, а для развития проекта. Это 20 тыс. квадратных метров. (…) Инвестиции делались в разные периоды, и, соответственно, если их считать и переводить на текущие курсы, то мы выйдем на $74 млн», – говорит он.

Проект предполагает поэтапное строительство. На первом этапе это цеха сварки и окраски мощностью 60 тыс. единиц с перевозкой кузовов на действующий конвейер «Азия Авто», который позволяет производить порядка 80 тыс. авто в год.

В какую сумму оцениваются льготы?

«Мы льготы получали на протяжении длительного времени, курс тенге колебался, мы перевели льготы из тенге в доллары по курсу тех периодов и получили $374 млн – это освобождение от НДС и пошлин в 2002-2019 годах и помощь государства в 20 млн на строительство инфраструктуры. Любой профессионал скажет, это не те деньги, которые можно положить в карман», – говорит он, отмечая, что эти средства давали преимущество перед конкурентами, которое выражалось в конкурентоспособных ценах.

В обмен на льготы компания выплатила в бюджет государства $511 млн, а это на 37% больше. По словам гендиректора автосборочного завода «Азия Авто» Ерика Сагымбаева, предприятие при этом не было освобождено от соцналогов, налогов на землю, имущество, КПН.

По словам Ержана Мандиева, проект не финансировался БРК.

«В нашем проекте, кроме 20 млн долларов, которые акиматом были вложены по дорожной карте бизнеса на инфраструктуру, нет ни копейки госденег», – говорит он.

Разрыв соглашения с ведомством несет за собой лишение некоторых преференций.

«На первый взгляд, выглядит таким образом, что ввоз готовых автомобилей с уплатой всех сборов будет дешевле, чем сохранять производство в Казахстане с уплатой этих всех налогов», – говорят в компании.

Почему не экспортируют в Россию?

Задавали вопросы по экспорту. На что в компании заявили, что экспортировать в Россию им не позволяет регламент ЕАЭС.

«Когда казахстанские авто могут начать экспортироваться в РФ? Ровно тогда, когда будет запущена сварка и окраска на новом производстве. Именно в этот момент они будут признаны казахстанскими и получат свободный доступ на российский рынок», – ответили в компании.

Говоря о продажах за рубеж, Ерик Мандиев добавил, что у «Азия Авто» есть опыт поставки более 1 тыс. автомобилей в Китай. До 2017 года они вывозили, пока в 2018 году КНР не ввела нетарифный барьер.

«Сейчас темпы развития проекта зависят от того, как будут развиваться казахстанский и соседние авторынки, как быстро они будут восстанавливаться. Автомобильные рынки в период карантина сократились. Достаточно сказать, что 19 наших локаций, все автоцентры были закрыты. Мы не могли продавать автомобили, иметь выручку», – говорит он.

Отвечая также на критику в соцсетях, Мандиев сообщил, что компания не будет инвестировать в локализацию двигателей, в этом нет целесообразности, иначе автомобили повысятся в цене.

О зарубежных инвестициях

За 2002-2019 годы 14% инвестиций, или $72 млн, пришлись на Россию. Совместно с АвтоВАЗом было создано СП, а это 19 автоцентров в 12 регионах России.

«Мы с удовольствием решили попробовать силы на их площадке, все автоцентры вышли на самоокупаемость, приносят деньги. Это не убыточная инвестиция. Главная идея была в создании плацдарма для экспорта нашей продукции с нашего нового завода, это не красивые слова, а реальность», – говорит он. Сегодня это предприятие является 100% «дочкой» «БИПЭК АВТО».

Также он рассказал о том, как создавалась компанией логистика, был закуплен транспорт в виде вагонов, фур и авто, социальная инфраструктура в виде санатория «Рахмановские ключи».

Напомним, группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» ранее обратилась к правительству с просьбой решить создавшуюся ситуацию вокруг расторжения соглашения с МИИР. В состав группы входят сервисно-сбытовые сети в Казахстане и России, казахстанский автосборочный завод «Азия Авто», строящийся автомобильный завод полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан». В числе направлений деятельности холдинга – строительные подразделения (департамент строительства АО «БИПЭК АВТО Казахстан», Россика Пласт), собственные туристические площадки (санаторий «Рахмановские ключи», курорт «Нуртау»).

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: