/img/tv1.svg
RU KZ
«Сбыть или не сбыть» – вот в чем вопрос владельца из Армении машины

«Сбыть или не сбыть» – вот в чем вопрос владельца из Армении машины

Как изменятся цены на ввозимые в РК б/у автомобили?

10:05 16 Январь 2020 24137

«Сбыть или не сбыть» – вот в чем вопрос владельца из Армении машины

Автор:

Олег И. Гусев

Новые правила регистрации автотранспортных средств застали почему-то автолюбителей врасплох, и после новогодних праздников тема с армянскими и киргизскими автомобилями неожиданно стала разгоняться с новой силой. Оказалось, что в Казахстане ездить за рулем «иностранца с иностранными номерами и оформленным на иностранца» – это весьма накладно.

Фото в Instagram

Раньше было все очень дешево и сердито: можно было поехать в маленькую гордую республику и купить там недорогую машину. Армения при вступлении в ЕАЭС получила возможность в течение пяти лет не применять единые таможенные пошлины на машины, а сохранить свои маленькие 10%, которые брались даже не от кубиков и года, а от стоимости ввозимого авто. (В Кыргызстане тоже были свои бонусы.)

Затем приезжаешь на ней в Казахстан и катаешься с армянскими/киргизскими номерами как парень: «и повсюду иностранец, и повсюду я вроде бы свой».

Фото в Instagram

А теперь в связи со вступлением в силу новых правил регистрации все вдруг озаботились тем, что же делать со ставшими в 2020 году «нелегалами на колесах»: продать на запчасти или натурализовать их, сделав обрезание (но не машине, а своему кошельку), заплатив за первичную регистрацию 500 МРП (1 325 500 тенге), так как все эти «иностранцы» далеко не юного возраста.

А платить придется, о чем 15 января 2020 года и рассказал журналистам заместитель министра внутренних дел РК Марат Кожаев:

«Будем принимать меры, чтобы наши граждане полностью очистку таможенную провели либо вывезли эти машины. В КоАП предусмотрено, что те владельцы машин, которые не прошли таможенную очистку, будут нести ответственность вплоть до водворения авто на штрафстоянку. Они должны растаможить эти машины, либо их автомобили отправят на штрафстоянку, а водителю выпишут штраф, по-моему, 20 МРП».

Но есть вариант, как гражданам РК избежать уплаты 500 МРП. Читаем Закон «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V ЗРК с изменениями на 25.11.2019 г.:

Статья 63. Обязательность государственной регистрации транспортных средств

1. Обязательной государственной регистрации подлежат механические транспортные средства, определяемые настоящим законом, изготовленные в Республике Казахстан или ввезенные в Республику Казахстан, за исключением механических транспортных средств, зарегистрированных в компетентном органе другого государства, участвующих в международном дорожном движении и ввозимых в Республику Казахстан на срок не более одного года.

Статья 65. Допуск транспортных средств к участию в международном движении по территории Республики Казахстан

2. Не считается находящимся в международном движении транспортное средство, которое оставалось на территории Республики Казахстан более одного года с перерывами до тридцати суток.

Смысл этих норм таков: можно в РК ездить на авто с иностранным учетом и не ставить его на казахстанский учет в том случае, если каждые 12 месяцев вы на нем будете выезжать за пределы РК на один месяц. В отпуск, например.

«Это не касается российских машин. По правилам таможенной очистки это должны сделать владельцы всех машин, которые заезжают в Казахстан, если они растаможены вне правил, которые утверждены на территории ЕАЭС. У нас это две страны – Кыргызстан и Армения. У них до 2020 года существовал льготный период растаможки, то есть там таможенные пошлины были ниже намного, чем у остальных членов ЕАЭС – России, Беларуси и Казахстана. Поэтому, получается, это должно было распространяться только на граждан Кыргызстана и Армении, которые на своих авто заезжают к нам по правилам временного ввоза и могут разъезжать далее свободно. Что касается наших граждан, они изначально должны были на эти машины провести полную таможенную очистку», – пояснил Марат Кожаев.

Таким образом, в МВД РК (и не только там) полагают, что все автомобили, ввезенные в Казахстан из стран ЕАЭС более года назад и не поставленные здесь на учет, находятся  на территории РК незаконно. И, так же как иностранных граждан, наша полиция имеет право выдворять такие иностранные автомобили за пределы страны. За счет владельца, разумеется.

И эта «новая» норма с постановкой на учет появилась не вдруг и не сейчас: Закон «О дорожном движении» с вышеуказанными статьями действует с 17 апреля 2014 года.

24 июня 2019 года союз «КазАвтоПром» выступил со своими предложениями к МВД РК и мажилису.

И еще 4 сентября 2019 года Комитет госдоходов МНЭ РК давал разъяснение по теме регистрации.

16 января 2020 года директор по стратегическому планированию союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян дал inbusiness.kz свой комментарий по теме правил регистрации авто:

«Казахстан, Россия, Армения, Беларусь и Кыргызстан становились участниками ЕАЭС и ВТО в разное время, поэтому возникла разница в сроках перехода на единый таможенный тариф. В совокупности с другими различиями тарифов это привело к тому, что ввоз автомобилей из стран – участниц ЕАЭС происходил в обход уплаты пошлин.

В результате [республиканский] бюджет столкнулся с потерями, а внутренний рынок – со снижением роста. Кроме того, отсутствие регистрации ввозимых автомобилей затруднило работу по выявлению нарушений ПДД и технического регламента, что стало угрозой безопасности дорожного движения.

Меры, которые принимает МВД, позволят защитить внутренний рынок, сократить количество нарушений ПДД и технического регламента, а также повысить безопасность дорожного движения».

Что скрывается за словами Артура Мискаряна о бюджетных потерях и снижении роста на внутреннем рынке?

Давайте посмотрим на данные по регистрации легковых автомобилей за восемь месяцев 2019 года.

А теперь посмотрим на еще одну диаграмму, дающую понимание о количестве автохлама в стране.

Мы видим, что старые автомобили продолжают пользоваться спросом. На их долю приходится 64% от общего количества регистраций в январе-августе 2019 года. Это значит, что два из каждых трех купленных населением автомобилей выпущены до 2009 года. Особенно это актуально на юге республики: в Жамбылской и Алматинской областях их доля превышает 80%, в Кызылординской – 76%. Меньше половины сделок на старые авто приходится только в двух регионах: Нур-Султане (45,8%) и Атырауской области (32,4%).

В «прошлой жизни» – додевальвационном 2014 году казахстанские автозаводы на внутреннем рынке продали 160 тыс. единиц автобусов, грузовиков и легковых автомобилей.

Но после того, как доллар стал стоить в два раза больше, казахстанской автотехники стало продаваться в три раза меньше. Например, в 2018 году было реализовано только 58 тыс. единиц, в 2019-м – около 70 тыс. А это минус рабочие места, минус поступления в бюджет, минус непотребленные коммунальные услуги и т. п.

И в этой связи возникает почти гамлетовский вопрос: так стоит нам защищать свой внутренний авторынок или нет?

И последнее: «Как изменятся цены на киргизские и армянские автомобили?»

«Сегодня рынок подержанных автомобилей постепенно выходит из тени. Потребители все чаще выбирают систему trade-in и приобретают подержанные авто у официальных дилеров. Это избавляет клиентов от рисков, связанных с юридической чистотой и техническим состоянием автомобиля. С другой стороны, этот фактор оказывает стабилизующее воздействие на цены. Поэтому ждать резких колебаний цен на вторичном рынке не стоит», – уверен директор по стратегическому планированию союза. предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян.

Олег И. Гусев

Площадь платных парковок в столице вырастет в 10 раз

Несмотря на карантин, выручка оператора ГЧП-проекта в этом году растет в 1,5 раза, а расширение площадей рискует существенно увеличить доходы столицы.

16 Октябрь 2020 08:17 3438

Фото: Серикжан Ковланбаев

К концу текущего года площадь платных парковок в Нур-Султане вырастет в 10 раз, до 5 тыс. мест. Об этом inbusiness.kz заявили в ТОО «Парковочное пространство Астаны», являющемся оператором ГЧП-проекта по созданию, управлению и эксплуатации парковочного пространства. Компания полностью готова к запуску расширения. Более точную дату расширения площадей платных парковок в компании не назвали, сославшись на то, что вопрос находится в ведении акимата столицы. В акимате на момент написания материала не предоставили ответ на запрос inbusiness.kz.

Основная цель платных парковок – снижение нагрузки на дорожную сеть города, уменьшение транспортных потоков, а также обеспечение безопасности дорожного движения, отмечают в компании-операторе ГЧП-проекта. Партнер компании от государства в лице акимата города Нур-Султан нарастит доходы как за счет увеличения выручки от роста парковочных мест, так в перспективе и от увеличения своей доли в выручке с 5% до 25%. Еще больше глядя на практику, заработает акимат столицы через штрафы.

Автолюбители столицы – держите карман шире

Всего, согласно тарифам оператора парковочных мест, одно машино-место может максимально генерировать до 1200 тенге за один рабочий день, или в среднем около 30 тыс. тенге в месяц (при полной загрузке и 25 рабочих днях в календарном месяце). Другими словами, годовая предельная выручка от действующих в «боевом» режиме 487 парковочных мест может достигать 175,3 млн тенге. После расширения площадей платных парковок потенциальная максимальная выручка может составить до 1,8 млрд тенге.

Структура распределения выручки компании следующая: 5% доходов – выручка государственного партнера в лице акимата столицы, остальные 95% – доходы частного партнера. В настоящее время проект находится в инвестиционном периоде. Но после выхода на проектные показатели доля госпартнера вырастет в пять раз, до 25% от выручки и без учета налогов.

В рамках расширения компания инвестировала в 2020 году свыше 600 млн тенге из более чем 1,2 млрд совокупных капвложений с момента запуска проекта. Из 600 млн тенге инвестиций 30% было направлено на закуп новых паркоматов, 10% – проектирование улиц согласно правилам организации дорожного движения и еще 10% – на закуп программно-аппаратных комплексов (системы фото- и видеофиксации). Также около 30% было направлено на организацию парковочных мест, а именно установку дорожных знаков и разметок, прочие расходы с созданием платных парковочных мест составили до 20%. Бюджетных инвестиций в расширение проекта нет, подчеркнули в компании-операторе.

После выхода на проектные показатели структура распределения платы за парковку будет выглядеть следующим образом: из часовой таксы в 100 тенге 12 тенге будут налоги, 9 тенге – обустройство парковочной зоны, 10 тенге – расходы на амортизацию, 21 тенге – расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, сопровождение системы управления, 23 – возврат инвестиций, 5 тенге – оплата труда сотрудникам, 5 тенге уйдут на оплату комиссии платежному агенту и 7 тенге – выплаты государственному партнеру, а также 8 тенге – прибыль частного партнера.

Парковочные доходы растут в 1,5 раза, несмотря на карантин

Выручка ТОО «Парковочное пространство Астаны» далека от максимально возможных значений, но динамика положительная. Даже без расширения площадей платных парковок рост выручки в текущем году на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а именно 28,89 млн тенге. Примечательно, что просадка наблюдалась только в апреле, когда выручка обвалилась на 98% на фоне жесточайшего режима карантинных ограничений.

Диаграмма. Динамика выручки от платных парковок в г. Нур-Султан

Источник: ТОО «Парковочное пространство Астаны», 2020 год

Не исключено, что рост поступлений косвенно связан с расширением площадей. Ведь, несмотря на тестовый режим, прием платежей на готовых к запуску новых парковочных местах возможен и осуществляется. В ТОО «Парковочное пространство Астаны» заявили inbusiness.kz, что большая часть выручки в этом году связана с эксплуатацией действующих парковочных мест, однако не исключили и вклад ошибочных транзакций.

«На новых зонах паркоматы в рабочем состоянии, для того чтобы пользователи смогли протестировать и научиться ими пользоваться. Тестовый режим означает, что парковочная система тестирует разные виды оплат, загруженность парковочных зон, систем фото-, видеофиксации и т. д. Как правило, пользователи за один раз уже понимают принципы работы паркомата и процесс оплаты безналичным способом. Мы информируем жителей и гостей столицы о тестовом периоде», – подчеркнули в компании – операторе ГЧП-проекта.  

Примечательно, в начале текущего года ТОО «Парковочное пространство Астаны» подавало гражданский иск о применении процедуры реабилитации по обязательствам компании. Этот факт отражен в определении специализированного межрайонного экономического суда г. Нур-Султана от 20 февраля 2020 года под председательством судьи Конахбаева Б. Ш. В самой компании не прокомментировали детали данного иска, сославшись на конфиденциальность.

К слову, в 2019 году компания оплатила корпоративный подоходный налог в 1,27 млн тенге, что говорит о вероятной прибыли почти в 5,1 млн тенге. На этом фоне, согласно данным комитета госдоходов министерства финансов РК, в начале 2020 года отчиталась о вероятных убытках в 5,4 млн тенге (КПН составил минус 1,34 млн тенге).

В июне текущего года сменился собственник ТОО «Парковочное пространство Астаны», следует из справки министерства юстиции РК. Прежний владелец – Рустем Исенов реализовал 100% пакет в пользу своего некогда бизнес-партнера Ержана Толеубекова по АО УК «Республика», а также до недавнего времени занимавшего пост председателя правления АО «Цеснабанк» (ныне Jysan Bank).  Ряд основных средств компании – оператора ГЧП-проекта, по данным минюста РК, находились в залоге у АО «Цеснабанк». Вероятно, банк являлся основным кредитором компании.

«Финансовое состояние компании на сегодняшний день является стабильным, важно отметить, что она имеет все необходимые ресурсы для успешной реализации проекта ГЧП», – подчеркнули в компании – операторе проекта, комментируя цифровой след от инициированной процедуры банкротства.

Экономика штрафа

Как уже было отмечено выше, главными бенефициарами проекта, судя по сухим цифрам, являются государство в лице в лице властей столицы и бюджет столицы. Госкомпания с учетом планов по расширению площадей платных парковок в 10 раз увидит рост выручки за счет роста эффекта масштабов; второй момент – рост доли компании в выручке компании-оператора в пять раз, до 25%, после выхода на проектные показатели.

Акимат города Нур-Султана со своей стороны рискует неплохо заработать на штрафах. При стоимости одного часа парковки в 100 тенге или максимальных 1200 тенге в сутки, штраф за неуплату составляет 3 МРП, или 8334 тенге; при повторном нарушении – 5 МРП, или 13890 тенге.

Всего с момента запуска платных парковок в столице с текущей площадью в 487 машино-мест общее число нарушений превысило 200 тыс. на общую сумму более 500 млн тенге. Для сравнения, налоговые поступления за время (с 2018 года) деятельности платных парковок в бюджет и доли от выручки составили 21,7 млн тенге, заявили inbusiness.kz в компании – операторе ГЧП-проекта. По данным КГД минфина РК, с 2015 по 2020 год включительно компания официально перечислила в бюджет более 63 млн тенге.

За январь-сентябрь текущего года число зафиксированных нарушений за неуплату парковочного сбора составило 11 тыс., подчеркнули в ТОО «Парковочное пространство Астаны». Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года зафиксировано 23,18 тыс. нарушений. Общий объем выписанных штрафов за неоплату парковки на 1 сентября 2019 и 2020 годов составило 176 млн и 91,6 млн тенге соответственно, заявили в компании. Поскольку большая часть новых парковочных мест расположена поодаль от административного центра, в жилых районах, несложно предположить, что объем нарушений и штрафов в казну города за неоплаченную парковку после запуска вырастет если не на порядки, то в разы.

Султан Биманов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Двойники. У дорогих автомобилей часто бывает темное прошлое

Специалисты сходятся во мнении, что примерно 70% дорогих автомобилей на вторичном рынке имеют темное прошлое и «скрученный» пробег – самое меньшее из зол, о котором автовладелец узнает уже постфактум.

11 Октябрь 2020 08:52 5730

«Этого человека я знаю больше десяти лет, но теперь мне кажется, что все эти годы он вынашивал свой дикий, мошеннический план», – как рассказала Диана Грежнова (здесь и далее имена и фамилии героев изменены. – Ред.), история «обмена и обмана» началась зимой 2020-го, когда она решила обменять свой Porsche Cayenne на Range Rover Vogue.

Про свидетеля, имеющего право на защиту

Когда Грежнова обменивала свой Porsche Cayenne (2006) на подержанный Range Rover Vogue (2013) с доплатой в $11 тысяч, она, разумеется, знала о мошенниках, продающих автомобили с перебитыми номерами кузова (VIN) и с фальшивыми техпаспортами, но за покупку была спокойна. Сделку она совершала не с незнакомым продавцом б/у авто на каком-то рынке, а с человеком, которого хорошо знала и доверяла, который не скроется и не убежит, если что-то не так. Тем не менее зарегистрировать свою покупку ей не удалось – проверка показала, что VIN оказался перебитым, а сам автомобиль находится в залоге.

Дальше история разворачивалась по классическому сценарию: хороший знакомый сказал, что автомобиль был «чистый», а про залог он предупреждал. Тогда Грежнова аннулировала у нотариуса доверенность на Porsche Cayenne, чтобы можно было вернуть свой автомобиль, и написала заявление в правоохранительные органы. Позже она узнает, что ее Porsche был продан, спустя два месяца после того, как она отменила доверенность у нотариуса. Несколько раз ее заявления о возбуждении уголовного дела «по признакам состава уголовного правонарушения «Мошенничество», ст. 190, ч. 1, УК РК» отказывались принимать. Доказать, что был совершен «обман и злоупотребление доверием» оказалось не просто. У Грежновой нет никаких письменных доказательств о сделке: нет переписки, сообщений, нотариально заверенных документов – все обсуждалось устно.

В ответе на ходатайство адвоката следователь СО УП Медеуского района Алматы 24 июля напишет: «в настоящее время точная сумма материального ущерба не установлена, в связи с чем не имеется оснований для переквалификации состава уголовного правонарушения (…) не имеется достаточных доказательств для признания гр-на Тлена Игоря подозреваемым и проведения допроса в качестве подозреваемого, однако последний был допрошен в качестве свидетеля, имеющего право на защиту».

Темное прошлое Range Rover Vogue

Вместе с адвокатом Диана Грежнова выяснила, что «двойник ее нового автомобиля» находится в российской базе розыска.

«Я не знаю, какой из них является подлинным – российский или этот, – говорит Грежнова. – Но, по сути, купив машину с фальшивыми документами и перебитыми номерами, я лишилась денег и транспорта».

По заявлению Дианы и факту обнаружения краденой машины полицейские несколько раз отказывали в возбуждении уголовного дела. Она не может доказать следователям, что купила автомобиль с уже перебитыми номерами кузова и двигателя – версия прежнего хозяина автомобиля и ее рассказ разнятся. Следствие в тупике, а Грежнова – в безвыходной ситуации: автомобиль не хотят регистрировать.

Саму машину правоохранительные органы сначала конфисковали как вещественное доказательство, но потом автомобиль предложили вернуть под обязательство не продавать и не разукомплектовывать. Но такой вариант Диану Грежнову не устраивает, ведь за автомобиль нужно выплатить еще и выданную за него сумму залога плюс проценты, которые с каждым днем увеличиваются.

Если купил дорогой двойник

Специалисты говорят, что категорически нельзя покупать машину по доверенности – нужно сразу заключать договор купли-продажи и переоформление автомобиля на себя. Кроме того, в договоре, нотариально заверенном, нужно указать полную сумму сделки, что послужит гарантией возмещения в случае судебных разбирательств.

«На самом деле таких историй очень много, причем крайними обычно становятся добросовестные покупатели, – рассказывает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. – Несколько лет назад с подобной ситуацией столкнулся один мой товарищ, который, как бы ему ни говорили, что «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной», решил купить автомобиль Prado на $5 тысяч дешевле. Когда он его перегнал из Шымкента в Алматы, выяснилось, что его черный Prado раньше был белым джипом, угнанным в Голландии. При этом он проверял автомобиль в Шымкенте у начальника РЭО и криминалиста-сверщика».

Как рассказал Эдоков, его знакомый написал многочисленные иски в суд, указав ответчиками, кроме продавца авто, и департамент внутренних дел ЮКО, и управление дорожной полиции регистрационного пункта № 1.

Добросовестные покупатели, столкнувшись с проблемами при оформлении договора купли-продажи при регистрации машины, предъявляют претензии продавцу, который обычно отказывается возвращать автомобиль, утверждая, что с автомобилем было все в порядке.

Дело было в Актау

В июле этого года суд № 2 Актау разбирал похожую ситуацию. По материалам уголовного дела, истец купил автомашину Lexus у своего коллеги по работе, которого считал своим другом.

«Тот уверял и клялся, что машина очень хорошая, не попадала в ДТП. Она имеет чистую историю: под залогом и арестом не состоит. Поверив ему на слово, мужчина купил машину и остался доволен приобретением. Спустя время в Нур-Султане его остановили сотрудники дорожной полиции и предъявили постановление об изъятии, забрали автомобиль и отвезли на штрафную стоянку» – пишет lada.kz

По данным издания, в суде было установлено, что продавец ранее знал об угоне автотранспорта. После угона он был вывезен из Казахстана в Россию. Позже был завезен обратно уже с новыми перебитыми номерами.

«Продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, а в случае изъятия товара у покупателя продавец обязан возместить покупателю понесенные убытки. В этой связи суд вынес вердикт в пользу покупателя, обязав продавца возместить стоимость автомашины», – сообщили в пресс-службе суда № 2 Актау.

Чем закончится история Диана Грежновой, пока говорить рано. 8 октября адвокат Грежновой написал жалобу прокурору Алматы Берику Жуйриктаеву на бездействие следователей СО УП Медеуского района города Алматы (по делу Грежновой недавно поменяли следователя. – Прим.), а также на отсутствие контрольно-надзорных функций со стороны прокуратуры Медеуского района Алматы.

Катерина Клеменкова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Новости

Сегодня
10:00

В Циндао будут проверять импортные замороженные продукты после обнаружения живого COVID-19 на упаковке трески

Сегодня
09:50

Принято долгожданное решение о газификации Алматинской ТЭЦ-2 – Бакытжан Сагинтаев

Сегодня
09:35

Собранные в Китае электромобили Tesla экспортируют в Европу

Сегодня
09:20

Авиационная спасательная группа ЦВО ВС РФ провела разведку районов посадки "Союза МС-16" в Казахстане

Сегодня
09:05

Разночтения в подсчете больных коронавирусом в России объяснили «техническим сбоем»

Сегодня
08:45

Порядка 20 тыс. новых рабочих мест создано в Алматы в рамках Дорожной карты занятости

Сегодня
08:28

Сколько казахстанцев заболели коронавирусной пневмонией?

Сегодня
08:14

Международный турнир по пулевой стрельбе в Шымкенте пройдет в онлайн-формате

Сегодня
08:00

Погода в Казахстане: на севере и западе страны ожидается дождь

Все новости