/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
«Сбыть или не сбыть» – вот в чем вопрос владельца из Армении машины

«Сбыть или не сбыть» – вот в чем вопрос владельца из Армении машины

Как изменятся цены на ввозимые в РК б/у автомобили?

16 Январь 2020 10:05 14223

«Сбыть или не сбыть» – вот в чем вопрос владельца из Армении машины

Автор:

Олег И. Гусев

Новые правила регистрации автотранспортных средств застали почему-то автолюбителей врасплох, и после новогодних праздников тема с армянскими и киргизскими автомобилями неожиданно стала разгоняться с новой силой. Оказалось, что в Казахстане ездить за рулем «иностранца с иностранными номерами и оформленным на иностранца» – это весьма накладно.

Фото в Instagram

Раньше было все очень дешево и сердито: можно было поехать в маленькую гордую республику и купить там недорогую машину. Армения при вступлении в ЕАЭС получила возможность в течение пяти лет не применять единые таможенные пошлины на машины, а сохранить свои маленькие 10%, которые брались даже не от кубиков и года, а от стоимости ввозимого авто. (В Кыргызстане тоже были свои бонусы.)

Затем приезжаешь на ней в Казахстан и катаешься с армянскими/киргизскими номерами как парень: «и повсюду иностранец, и повсюду я вроде бы свой».

Фото в Instagram

А теперь в связи со вступлением в силу новых правил регистрации все вдруг озаботились тем, что же делать со ставшими в 2020 году «нелегалами на колесах»: продать на запчасти или натурализовать их, сделав обрезание (но не машине, а своему кошельку), заплатив за первичную регистрацию 500 МРП (1 325 500 тенге), так как все эти «иностранцы» далеко не юного возраста.

А платить придется, о чем 15 января 2020 года и рассказал журналистам заместитель министра внутренних дел РК Марат Кожаев:

«Будем принимать меры, чтобы наши граждане полностью очистку таможенную провели либо вывезли эти машины. В КоАП предусмотрено, что те владельцы машин, которые не прошли таможенную очистку, будут нести ответственность вплоть до водворения авто на штрафстоянку. Они должны растаможить эти машины, либо их автомобили отправят на штрафстоянку, а водителю выпишут штраф, по-моему, 20 МРП».

Но есть вариант, как гражданам РК избежать уплаты 500 МРП. Читаем Закон «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V ЗРК с изменениями на 25.11.2019 г.:

Статья 63. Обязательность государственной регистрации транспортных средств

1. Обязательной государственной регистрации подлежат механические транспортные средства, определяемые настоящим законом, изготовленные в Республике Казахстан или ввезенные в Республику Казахстан, за исключением механических транспортных средств, зарегистрированных в компетентном органе другого государства, участвующих в международном дорожном движении и ввозимых в Республику Казахстан на срок не более одного года.

Статья 65. Допуск транспортных средств к участию в международном движении по территории Республики Казахстан

2. Не считается находящимся в международном движении транспортное средство, которое оставалось на территории Республики Казахстан более одного года с перерывами до тридцати суток.

Смысл этих норм таков: можно в РК ездить на авто с иностранным учетом и не ставить его на казахстанский учет в том случае, если каждые 12 месяцев вы на нем будете выезжать за пределы РК на один месяц. В отпуск, например.

«Это не касается российских машин. По правилам таможенной очистки это должны сделать владельцы всех машин, которые заезжают в Казахстан, если они растаможены вне правил, которые утверждены на территории ЕАЭС. У нас это две страны – Кыргызстан и Армения. У них до 2020 года существовал льготный период растаможки, то есть там таможенные пошлины были ниже намного, чем у остальных членов ЕАЭС – России, Беларуси и Казахстана. Поэтому, получается, это должно было распространяться только на граждан Кыргызстана и Армении, которые на своих авто заезжают к нам по правилам временного ввоза и могут разъезжать далее свободно. Что касается наших граждан, они изначально должны были на эти машины провести полную таможенную очистку», – пояснил Марат Кожаев.

Таким образом, в МВД РК (и не только там) полагают, что все автомобили, ввезенные в Казахстан из стран ЕАЭС более года назад и не поставленные здесь на учет, находятся  на территории РК незаконно. И, так же как иностранных граждан, наша полиция имеет право выдворять такие иностранные автомобили за пределы страны. За счет владельца, разумеется.

И эта «новая» норма с постановкой на учет появилась не вдруг и не сейчас: Закон «О дорожном движении» с вышеуказанными статьями действует с 17 апреля 2014 года.

24 июня 2019 года союз «КазАвтоПром» выступил со своими предложениями к МВД РК и мажилису.

И еще 4 сентября 2019 года Комитет госдоходов МНЭ РК давал разъяснение по теме регистрации.

16 января 2020 года директор по стратегическому планированию союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян дал inbusiness.kz свой комментарий по теме правил регистрации авто:

«Казахстан, Россия, Армения, Беларусь и Кыргызстан становились участниками ЕАЭС и ВТО в разное время, поэтому возникла разница в сроках перехода на единый таможенный тариф. В совокупности с другими различиями тарифов это привело к тому, что ввоз автомобилей из стран – участниц ЕАЭС происходил в обход уплаты пошлин.

В результате [республиканский] бюджет столкнулся с потерями, а внутренний рынок – со снижением роста. Кроме того, отсутствие регистрации ввозимых автомобилей затруднило работу по выявлению нарушений ПДД и технического регламента, что стало угрозой безопасности дорожного движения.

Меры, которые принимает МВД, позволят защитить внутренний рынок, сократить количество нарушений ПДД и технического регламента, а также повысить безопасность дорожного движения».

Что скрывается за словами Артура Мискаряна о бюджетных потерях и снижении роста на внутреннем рынке?

Давайте посмотрим на данные по регистрации легковых автомобилей за восемь месяцев 2019 года.

А теперь посмотрим на еще одну диаграмму, дающую понимание о количестве автохлама в стране.

Мы видим, что старые автомобили продолжают пользоваться спросом. На их долю приходится 64% от общего количества регистраций в январе-августе 2019 года. Это значит, что два из каждых трех купленных населением автомобилей выпущены до 2009 года. Особенно это актуально на юге республики: в Жамбылской и Алматинской областях их доля превышает 80%, в Кызылординской – 76%. Меньше половины сделок на старые авто приходится только в двух регионах: Нур-Султане (45,8%) и Атырауской области (32,4%).

В «прошлой жизни» – додевальвационном 2014 году казахстанские автозаводы на внутреннем рынке продали 160 тыс. единиц автобусов, грузовиков и легковых автомобилей.

Но после того, как доллар стал стоить в два раза больше, казахстанской автотехники стало продаваться в три раза меньше. Например, в 2018 году было реализовано только 58 тыс. единиц, в 2019-м – около 70 тыс. А это минус рабочие места, минус поступления в бюджет, минус непотребленные коммунальные услуги и т. п.

И в этой связи возникает почти гамлетовский вопрос: так стоит нам защищать свой внутренний авторынок или нет?

И последнее: «Как изменятся цены на киргизские и армянские автомобили?»

«Сегодня рынок подержанных автомобилей постепенно выходит из тени. Потребители все чаще выбирают систему trade-in и приобретают подержанные авто у официальных дилеров. Это избавляет клиентов от рисков, связанных с юридической чистотой и техническим состоянием автомобиля. С другой стороны, этот фактор оказывает стабилизующее воздействие на цены. Поэтому ждать резких колебаний цен на вторичном рынке не стоит», – уверен директор по стратегическому планированию союза. предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян.

Олег И. Гусев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Ограничения по машинам с газобаллонным оборудованием не повлияют на потребление автогаза

Его доля на рынке автомобильного топлива будет оставаться весомой, несмотря на увеличение реализации через биржи.

24 Февраль 2020 10:06 2037

Ограничения по машинам с газобаллонным оборудованием не повлияют на потребление автогаза

Фото: kolesa.kz

Ограничения по паркингу машин с газобаллонным оборудованием в закрытых стоянках, введенные с нового года, не отразятся на потреблении сжиженного нефтяного газа на казахстанском рынке автомобильного топлива. Такое мнение в телефонном комментарии inbusiness.kz высказал президент товарной биржи «Каспий» Эрик Танаев. 

«Потребители автогаза – это частные лица, таксисты и грузоперевозчики. Я не думаю, что грузовые газели, обычно заезжающие в торговые центры, сильно повлияют на потребление. Все таксисты сидят на газе, потому что без него себестоимость перевозки сильно увеличивается. Из-за запрета въезда в паркинги снижения в потребности в автогазе не произойдет, хотя отдельные СМИ говорят о переходе автоперевозчиков на бензин. Но объемы потребления газа автотранспортом, выгружающимся в закрытых помещениях, не настолько велики, особенно в регионах. Возможно, это больше затронет Нур-Султан или Алматы, где количество жилых комплексов и торговых центов с крытыми паркингами в значительной степени превалирует. Скорее, это скажется на снижении роста потребления, но никак не вызовет общее падение спроса, который ежемесячно увеличивается по республике в целом», – считает он.

Напомним, с середины февраля на товарных биржах Казахстана продается 25% всего поставляемого на внутренний рынок сжиженного нефтяного или углеводородного газа, который используется в основном в качестве автомобильного топлива. Реализация всех объемов через электронные торговые площадки (ЭТП) планируется начать со следующего года. 

Продажи автогаза на товарных биржах в оптовых партиях начались в прошлом году с 5% от объема внутренних поставок. В итоге ценообразование на этом рынке меняется. Министерство энергетики продолжает устанавливать оптовые объемы и цены на автогаз, которые на заводах получают газосетевые организации и в дальнейшем реализуют их автозаправочным станциям, однако сейчас только на 75%. Остальная доля рынка проходит через ЭТП, где формируется рыночная цена. Поэтому часть поставок проходит по биржевым ценам, а большая доля – по предельным ценам, что иногда создает дифференциацию отдельных сегментов. 

Комментируя вопрос о наличии нехватки удешевленного автогаза в Актобе и Мангистау, Танаев отметил, что в этих двух регионах его потребление велико, однако дефицита там нет. 

«У нас на прошлой неделе были торги. Достаточно большой объем по просьбе акимата области был выделен «CNPC-Актобемунайгаз» уже вне плана поставок. Производитель дополнительно выложил объемы на продажу, и особо ажиотаж не наблюдался, даже не было сделок, по крайней мере, на нашей бирже. В случае наличия активного спроса, уверен, сделки бы непременно были заключены, хотя бы на часть объема», – проинформировал он. 

По сведениям биржевика, выделяемые объемы на внутренний рынок постепенно увеличиваются с продажами сжиженного нефтяного газа на торговых площадках. В прошлом году министерством выделялось 110 тыс. тонн ежемесячно, в этом году цифра увеличилась до 128 тыс. тонн в месяц, при этом около 33 тыс. тонн с поставкой на март проходят через ЭТП. 

«Актобе и Мангистау – это два разных региона, и у них специфика разная. Если взять Мангистаускую область, то у них, насколько я понимаю примерно ситуацию, там порядка пяти-шести крупных газосетевых организаций (ГСО), которые получают по прямым договорам газ по предельной цене и потом реализуют его в адрес 300 автозаправочных станций, с учетом определенной маржи. Если рассмотреть другие регионы, в том числе Актобе, то мы увидим крупные газосетевые организации, имеющие свои сети заправочных станций по большей части. Следовательно, газ, приобретаемый ими, реализуется через свои сети, в этой связи структура себестоимости конечной цены различается», – пояснил он в беседе. 

При этом Танаев предположил, что розничная цена на сжиженный нефтяной газ имела тенденцию к повышению из-за его частичной реализации через биржу, но не в том размере, в котором пытаются это показать в ряде регионов. Реализация газа через ЭТП в первую очередь выгодна производителям, поскольку предельная цена, устанавливаемая государством, не позволяла иной раз покрыть себестоимость, отмечает он. По его словам, основная цель – перераспределить этот дисбаланс получаемых доходов от оптовых реализаторов в сторону производителя. 

«Мы провели анализ влияния биржевых торгов на конечную розничную цену. К примеру, по определенному региону тот объем, который выделен на область по предельной цене порядка 43,5 тыс. тенге с НДС, суммируя с объемом газа, приобретенным оптовиками посредством электронных торговых площадок, не должен был приводить к такому повышению. В 2019 году 85-87% поставляемого автогаза прошло по прямым договорам по регулируемой цене, и лишь только 12% прошло через биржи. При этом итоговая общая средневзвешенная цена по ряду регионов поднялась на 6-7%. Вместе с тем, повышая розницу на 8-12 тенге за литр, мы имеем повышение более чем на 15%. Да, возможно, часть розницы не смогла получить через ГСО по более низкой цене, купили ее на ЭТП подороже и переложили затраты на конечного потребителя, не желая снижать привычную норму рентабельности», – полагает представитель биржи «Каспий». 

По его мнению, повышение акцизов на бензин также сможет повлиять на спрос на автогаз, побуждая водителей оставаться в этом виде топлива или переходить на него. Поэтому потребление сжиженного нефтяного газа в стране как минимум сохранится на прежнем уровне, прогнозирует он. 

Между тем отметим, что ранее экс-министр энергетики Канат Бозумбаев заявлял, что Казахстану лучше использовать сжиженный нефтяной газ в газохимии, нежели сжигать его в авто. 

Напомним, ранее inbusiness.kz писал о последствиях ограничений, введенных правительством с начала года для автомобилей с газобаллонным оборудованием. В результате запрета бизнес столкнулся с потерей клиентов и потенциальной прибыли, а частные владельцы таких авто – с невозможностью пользоваться подземными паркингами торгово-развлекательных и бизнес-центров, жилых домов. После консультаций с алматинскими бизнесменами в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» решили обратиться в правительство с предложением поправок в постановление, регламентирующее ограничения. Детализация регулирования в этой сфере необходима во избежание коррупционных рисков в вопросах контроля и эксплуатации транспорта на газе, считают в НПП.

Данияр Сериков

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Первые представляют сегмент подержанных машин, второй нацелен на покупателей, желающих приобрести авто с конвейера.

13 Февраль 2020 11:17 7694

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Спрос на автомобили был всегда, вопрос только в доступности. Есть ошибочное мнение, что конфликт покупателей машин из Армении мешает казахстанскому автопрому.

Первое. Автомобили, ввезенные или произведенные на территории Казахстана, должны соответствовать техническим требованиям – должны быть леворульными (принято с 2007 года), на спидометре должен быть километраж (не мили), есть несколько опций в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 018, принят с 2011 года), автомобили должны иметь определенный набор опций (не менее двух подушек безопасности, крепления ISOFIX, дневные ходовые огни, система курсовой устойчивости, принято с 2016 года), экологический класс не ниже Евро-5 (принято с 1.1.2018 года).

Остальные каждый производитель устанавливает сам в зависимости от предпочтений покупателей и возможностей производителей. В Казахстане чем «нашпигованнее» автомобиль, чем больше у него опций, тем интереснее для потребителя. Соответственно, стоимость автомобиля выше, то есть одна и та же модель с разными опциями и разного возраста будет разная по стоимости.

Второе. Когда говорят «свежепригнанная», это не значит, что автомобиль новый. Нельзя сравнивать новый автомобиль и старый, это совершенно разный сегмент, и стоимость, соответственно, у таких автомобилей разная. Автомобили, ввезенные из Республики Армения – это в основном автомобили, бывшие в употреблении. Средний возраст таких автомобилей 5-10 лет. Многие из них не соответствуют техническим требованиям РК и ЕАЭС. Поэтому и цена на такие автомобили была низкая. Также в Армении при вступлении в ЕАЭС до текущего года действовал льготный режим по таможенной очистке, к слову сказать, в Казахстане тоже был такой период, который действовал с 1 июля 2010 года по июль 2011 года.

В этот период граждане Армении могли завозить для себя автомобили по пошлинам ниже, чем на всей территории ЕАЭС, и также эксплуатировать для себя на территории Армении. Когда такой же льготный режим действовал в Казахстане, министерство внутренних дел РК обеспечивало исполнение обязательств перед другими странами – членами Таможенного союза в виде отметки в техпаспорте, что автомобиль ввезен в льготном режиме.

Армении на период присоединения такой отметки было не нужно, потому что в законодательстве стран ЕАЭС четко прописаны правила постановки автомобилей на учет и правила обращения. Однако на деле выяснилось, что не все граждане РК добросовестно выполняли условия правил регистрации – либо по незнанию, либо умышленно.

Так, казахстанцы стали приобретать автомобили за пределами Армении и производить таможенную очистку и регистрацию на себя в Армении. Такие автомобили, согласно Договору о присоединении к ЕАЭС, должны были осуществить доплату по всем тарифам и сборам на территории своей страны и постоянную регистрацию в течение 10 дней после въезда.

В случае с Казахстаном идентификация таких автомобилей стала возможной благодаря цифровизации и интеграции баз страховых компаний с базами правительства для граждан. При этом министерство финансов и министерство внутренних дел за период 2018-2019 гг. неоднократно предупреждали граждан о необходимости учета. Так, в 2018 году несколько раз в мажилисе РК поднимался вопрос по внедрению понятия «временная регистрация» для таких автомобилей. Однако законопроект не поддержали ввиду того, что есть четкие понятия постоянной регистрации и не было необходимости во введении дополнительных параметров. 

Третье, парк автомобилей в Казахстане, который насчитывает порядка 3,5 млн легковых автомобилей, очень старый. В стране передвигается более 70% авто 10-летней давности производства. Эксплуатация таких автомобилей влияет на экологию и безопасность на дорогах. Еще в 2007 году поднимался вопрос по запрету ввоза автомобилей старше семи лет, и в 2010 году были введены дифференцированные тарифы для ввоза в РК. Автомобили до двух лет ввозились по тарифам 30% от стоимости, а автомобили старше двух лет и выше – от 45% и выше (даже 150% был тариф на старое авто с большим объемом двигателя). В принципе, аналогичная практика существует во всем мире.

Конечно, никто не захочет самостоятельно сдать свой старый автомобиль на утилизацию, чтобы другим дышалось легче. Так, в 2016 году в Казахстане был введен механизм утилизационного сбора, который оплачивает автомобили как импортные, так и произведенные в РК. Те автомобили, которые были зарегистрированы в Казахстане до 2016 года, такой сбор не уплачивают. С одной стороны, данный сбор предназначался для создания инфраструктуры и заводов по переработке автотранспортных средств, также как для создания механизмов по стимулированию граждан сдавать свои старые автомобили на утилизацию. Так, например, есть два типа стимулирования – это денежное вознаграждение, а также сертификат на приобретение нового, произведенного в РК автомобиля. За 2018-2019 годы было принято и утилизировано более 80 000 единиц в стране.

На текущий момент важно принимать меры для обновления автопарка, в том числе и стимулирование производителей РК для увеличения объема новых автомобилей. На сегодняшний день казахстанские автомобили можно приобрести от 2,5 млн тенге и выше. Важно также создавать условия для замены совсем старых автомобилей на более новые. Так, сейчас создаются площадки для реализации таких автомобилей, в кооперации с банками второго уровня и микрокредитными организациями предлагается финансирование таких автомобилей.

Оператор РОП продолжает выделение финансирования для граждан РК по выкупу старых автомобилей. Стоимость денежного вознаграждения составляет 45 000 тенге на некомплектный автомобиль, 150 000 тенге – на комплектный (шасси, двигатель, коробка передач, колеса, при этом автомобиль может быть и не на ходу). Стоимость сертификата при покупке нового казахстанского автомобиля составляет 315 000 тенге на легковой автомобиль, 600 000 – тенге на грузовой автомобиль и 700 000 тенге – на автобус.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: