Проблемы с поставками товаров из Китая ежедневно обсуждаются в СМИ. Образовавшийся коллапс влечет за собой пробки на границе, дефицит транспорта и взлетевшие тарифы. О том, как нынешняя ситуация отражается на рынке перевозок Казахстана и не влечет ли это дефицит импортной продукции в стране, inbusiness.kz рассказала директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Рамиля Ахметова.
– Расскажите, какова ситуация на данный момент?
– Ситуация с импортными поставками товаров из Китая остается напряженной. Сейчас наблюдаются огромные заторы в портах этой страны, в том числе в Чиндао и Ляньюнганге – крупных транзитных терминалах, через которые проходит основной грузопоток в Казахстан из Юго-Восточной Азии. Есть отдельные случаи, когда контейнеры находятся в китайских портах с мая-июня без какой-либо определенности насчет их дальнейшего выхода из терминалов. Также, ссылаясь на эпидемиологическую обстановку, Китайская железная дорога ввела конвенционные запреты на погрузку вагонов и контейнеров в сторону Центральной Азии.
Все эти проблемы спровоцировали увеличение сроков доставки товаров в Казахстан и рост цен на различные категории товаров: строительные материалы, оборудование, продукцию перерабатывающей промышленности, хозтовары. В конечном итоге это скажется на снижении покупательской способности населения.
– Как высокие ставки фрахта и заторы в портах отражаются на объемах железнодорожных и автомобильных перевозок?
– В связи с увеличением ставок фрахта в 4-5 раз и непрекращающимися заторами в морских портах КНР растут пробки на пограничных переходах между Китаем и Казахстаном, Китаем и Россией. Соответственно, в поисках альтернативных путей грузоотправители переориентировались на порты Дальнего Востока, которые сейчас тоже сильно перегружены.
Поскольку морские порты работают не на полную мощность, объем транзитных железнодорожных контейнерных перевозок из Китая в Европу через Казахстан увеличился. Вследствие этих факторов страдают импортные поставки в Казахстан и другие страны Центральной Азии. Мы видим рост цен по всем категориям товаров.
– Наблюдается ли дефицит подвижного железнодорожного состава и грузовых автомобилей?
– Мы не наблюдаем дефицита подвижного состава. Для нас самый болезненный вопрос в настоящее время – пропускная система со стороны Китая. Страна, ссылаясь на антиковидные меры, резко ограничила объемы вывоза грузов, а также ввоз экспортируемых из Казахстана товаров. Сейчас на границе с КНР простаивают около 8 тыс. вагонов. Кроме того, Китай принимает грузы только в контейнерах, увеличив тем самым расходы для экспортеров. Все эти проблемы получили широкую огласку, и их решение обсуждается правительством Казахстана.
– Что происходит с очередями на погранпереходах и как меняются сроки простоя вагонов?
– В связи с постоянным открытием и закрытием границ очереди на погранпереходах с КНР продолжают увеличиваться, а сроки доставки грузов становятся трудно прогнозируемыми. Сейчас ставки на транспортировку товаров из Китая в Казахстан и другие страны Центральной Азии стали очень высокими, а сроки доставки – нефиксированными.
В качестве одной из санитарных мер Китай принял решение максимально контейнировать поставки, поскольку такая перевозка минимизирует участие человека. Таким образом, транспортировка грузов в вагонах перестает быть актуальной. Однако Казахстан экспортировал в Китай зерновые культуры, медный концентрат и другое сырье именно в вагонах. И такое решение Китая добавило новую проблему, которая не решена до сих пор.
– Как изменились железнодорожные тарифы на перевозки по сравнению с морскими ставками?
– Ставки значительно выросли, и их уровень далек от стабилизации: валидность тарифа иногда доходит до нескольких часов. Все зависит от получения плана от "Китайской железной дороги". Для сравнения: в 2019 году ставка на 40-футовый контейнер из Шанхая в Алматы составляла около 4 тыс. долларов США, а сейчас может доходить до 15 тыс. долларов.
Мария Галушко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!