Сколько АРРФР потратит в этом году

14856

Агентство планирует чуть больше средств направить на финмониторинг, значительно меньше – на исследования и значительно больше – на техобслуживание своих серверных и информационных систем.

Сколько АРРФР потратит в этом году Фото: Максим Морозов

Об этом можно судить, исходя из размещенного в конце января на сайте агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка приказа об утверждении изменений в бюджетную программу агентства на 2021-2023 годы. Inbusiness.kz изучил документ и сравнил бюджеты, заложенные АРРФР на 2020 и 2021 годы, а также то, как изменились суммы расходов в 2020 году (утвержденные в декабре по отношению к планировавшимся в феврале).

Сравнение № 1: 2021 год против 2020-го

Бюджетная программа АРРФР включает пять подпрограмм. Если кратко, то это финмониторинг, исследования, информационно-техническое обеспечение работы агентства, капитальные расходы и текущие административные расходы. По некоторым подпрограммам в 2021 году предполагается сокращение финансирования, по некоторым – увеличение.

На мониторинг финансового рынка и финансовых организаций и на сохранение устойчивости финансовой системы в 2020 году, согласно утвержденному в декабре бюджету, предполагалось направить 260,9 млн тенге, в 2021 году будет выделено 300,3 млн тенге (больше на 39,4 млн тенге). На 2022-й на эти цели заложено почти 403 млн тенге, на 2023-й – 167,9 млн тенге.

При этом указывается, что в прошлом году должно было состояться пять командировок и служебных разъездов за пределы страны, в 2021 году их должно быть 36, в 2022-м – 41. На 2023 год данные отсутствуют.

Также указывается количество мероприятий, связанных с международными, межгосударственными конференциями, заседаниями, визитами: в 2021 и 2022 годах их планируется по четыре. И количество мероприятий, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров: в 2020-м – 32, в 2021-м и 2022-м – по 17.

На социологические и аналитические исследования и оказание консалтинговых услуг АРРФР, согласно утвержденной бюджетной подпрограмме, в 2020 году должно было затратить около 9,9 млн тенге, в 2021 году сумма составит 3,6 млн тенге (меньше на 6,3 млн тенге). В 2022 году – 2,4 млн тенге, на 2023 год данные не указываются.

Расходы, связанные с информационно-техническим обслуживанием серверных систем и техническое сопровождение информационных систем агентства, в 2020 году должны были составить по утвержденному плану 236,9 млн тенге, на 2021 год заложена сумма практически в 1,8 раза больше – 414,6 млн тенге (плюс 177,7 млн тенге). На 2022-й закладывает 174,6 млн тенге, на 2023 год данные также отсутствуют.

Капитальные расходы АРРФР, включающие приобретение основных средств, в том числе оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, а также нематериальные активы (информационные системы), необходимые для функционирования агентства, в 2020 году должны были составить 331,7 млн тенге. На 2021-2023 годы расчеты не представлены.

Текущие административные расходы. Эта статья включает оплату труда работников, оплату услуг связи, транспортных услуг, прочих услуг и работ (банковских услуг), также прочие запасы (канцтовары). На это в бюджетной программе АРРФР заложено 7,7 млрд на 2020 год, почти 7,8 млрд тенге на 2021 год (если смотреть цифры без округления, то они практически одинаковы). На 2022-й закладывается сумма 7,3 млрд тенге, на 2023-й – чуть больше 7 млрд.

Сравнение № 2: на чем сэкономили в этом году

В 2020 году АРРФР должно было уложиться примерно в 8,6 млрд тенге, такая сумма была заложена на все расходы агентства и ее утвердили приказом председателя агентства в декабре прошлого года. Однако изначально на прошлый год рассчитывалась другая цифра, на 1,1 млрд больше – почти 9,7 млрд тенге, и она обозначена в приказе, подписанном 28 февраля 2020 года.

Если сравнивать первоначальный план, утвержденный в феврале прошлого года, и те цифры, которые утверждены в декабре, то будет видно, что в прошлом году корректировке подверглись все бюджетные подпрограммы.

Суммы изменились следующим образом:

  • мониторинг финансового рынка: с 693,7 млн тенге сократили до 260,9 млн тенге (меньше на 432,8 млн тенге);
  • социологические и аналитические исследования: с 22,6 млн тенге сократили до 9,9 млн тенге (меньше на 12,7 млн тенге);
  • расходы на информационно-техническое обслуживание: с 269,1 млн тенге сократили до 236,9 млн тенге (меньше на 32,2 млн тенге);
  • капитальные расходы: с 565,8 млн тенге сократили до 331,7 млн тенге (меньше на 234,1 млн тенге);
  • административные расходы: с 8,1 млрд тенге сократили до 7,7 млрд тенге в 2020 году (меньше на 0,4 млрд тенге).

Изменения внесены также в бюджеты, планируемые на этот и следующий годы. Изначально на 2021 год закладывалось почти 10,9 млрд тенге, на 2022-й – почти 11,4 млрд тенге (такие данные приведены в сводном расчете расходов агентства, опубликованном 30 января 2020 года). Теперь же, согласно последнему документу, утвержденному в конце января этого года, для обеспечения работы агентства потребуется примерно 8,5 млрд тенге в 2021 году, на 2022 год заложено около 8 млрд тенге, на 2023-й – 7,2 млрд тенге.

Что планируется получить в итоге

В опубликованном приказе перечисляются конечные результаты, которые должен получить рынок в результате формирования и реализации государственной политики по регулированию и развитию финансового рынка. Приведем некоторые из них.

Так, достаточность собственного капитала банков (к2) в 2021-2023 годах должна быть не менее 10%. Отметим, что в обзоре финансового сектора за декабрь 2020 года, который агентство опубликовало в конце января, говорится, что по состоянию на 1 января 2021 года коэффициент достаточности собственного капитала (к2) составляет 27% (при минимальном уровне 10%, а для системообразующих банков – 12%). Коэффициент достаточности основного капитала (к1) составляет по сектору 21,3% (при минимальном уровне – 7,5%, для системообразующих банков – 9,5%).

"Банковский сектор имеет достаточный запас капитала", – делается вывод в отчете.

Доля займов с просрочкой платежа по основному долгу и/или вознаграждению сроком более 90 дней в ссудном портфеле банков в 2021-2023 годах не должна превышать 10% – говорится в утвержденной бюджетной программе агентства.

В обзоре за декабрь указано: доля кредитов с просрочкой 90+ в общем объеме кредитного портфеля снизилась в 2020 году с 8,1% до 6,8%, то есть с 1200,1 млрд тенге до 1077,1 млрд тенге). Конкретно по портфелям статистика NPL90+ такова: по физлицам – 5,4% (в ноябре – 5,8%), по МСБ – 11,9% (в ноябре – 13,3%), по юрлицам – 5,0% (в ноябре – 6,6%).

Доля просроченных займов в общем объеме ссудного портфеля банков к 1 января составила 9,7%, или 1528,7 млрд тенге (в ноябре – 12,7%). Уровень покрытия провизиями займов с просрочкой 90+ в декабре составил 78,1% (по займам физлиц – 69,8%, юрлиц – 106,3%, МСБ – 73,7%).

Если говорить о других параметрах, обозначенных в приказе об утверждении бюджетной программы АРРФР, то индекс финансовой грамотности должен составить в 2021 году 38%, в 2022-м – 39%, в 2023-м – 40%.

В 2021 году 15% новых клиентов банков должны проходить первичную идентификацию удаленным способом, в 2022 году их доля должна составить 20%, в 2023-м – 25%.

В 2021 году отраслевой центр информационной безопасности финансового рынка должен заключить с международными организациями/иностранными регуляторами два соглашения об информационном обмене по киберинцидентам и киберугрозам, в 2022-м и 2023-м – по одному такому соглашению в год.

В 2021 и 2022 годах риски, связанные с отмыванием доходов в банках второго уровня, должны оцениваться в четыре балла, в 2023-м – в три балла.

Елена Тумашова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться