Скот мой, бруцеллезный

11702

Владелец стада в 300 голов КРС из Костанайской области отказывается сдавать часть скота на санитарный убой после выявления у животных бруцеллеза.  

Скот мой, бруцеллезный

Спор между отделом ветеринарии района Беимбета Майлина и КХ "Исаев", которое расположено в поселке Апановка, за несколько десятков голов КРС длится с апреля.

Ветеринары не могут заставить владельца скота сдать инфицированных бруцеллезом животных, что доказано лабораторно, на санубой. Районные специалисты дошли до суда, иски подал и крестьянин с требованием отменить предписание чиновников.

"В "Исаев" в апреле были взяты 206 проб крови. Вся она была доставлена в лабораторию. По результатам выделено 24 головы, положительно реагирующих на бруцеллез, и еще 11 голов сомнительных. Согласно правилам отдел ветеринарии выдал предписание о немедленной изоляции животных с последующей сдачей их на убой в течение 15 дней. Исаев согласился с этим. Но через 15 дней скот на убой сдан не был. В хозяйстве открыли внеплановую проверку, в результате которой было установлено, что больной скот не был изолирован, выпасается на общественных пастбищах, пьет из естественных водоемов. Составили протокол, наложили штраф. Исаев штраф уплатил, но скот сдавать не захотел", – обрисовала ситуацию руководитель отдела ветеринарии района Беимбета Майлина Анна Леонович.

По ее словам, в июне отделом ветеринарии был подан иск в специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области. Согласно материалам дела, Руслан Исаев не верит, что его скот заражен.

"Ответчик и его представитель иск не признали. Суду пояснили, что изначально (Исаев – Прим. авт.) был согласен сдать скот на убой. Однако сразу после прихода ветеринара ему позвонили азербайджанцы из Аулиекольского района с предложением купить все 24 головы по цене 100 тысяч тенге за одну голову. В этой связи Исаев засомневался в правильности результата анализа крови. Ветеринарную справку для санитарного убоя получил с совершенно иными номерами бирок КРС, где номера бирок не совпадали со списком, который предоставил ветеринар. Из-за разногласий в справке и первоначальном списке стал требовать проведения повторного анализа, который ему не провели. Результаты анализа на руки не выдали, в связи с чем считает, что его обманывают, а фактически его скот здоров", – указано в решении суда.

Подозрения Руслана Исаева о сговоре между отделом ветеринарии и убойными пунктами в суде также были озвучены. Тем не менее судья встал на сторону госоргана и 29 июля вынес решение в пользу ветеринаров. Решение до сих пор не вступило в законную силу: крестьянин подал апелляционную жалобу. При этом ветеринары говорят, что до сих пор подобных сложностей со сдачей скота в этом хозяйстве не было. Ведь инфицированных бруцеллезом животных в районе и этом сельском округе выявляют ежегодно. Специалисты предполагают, что одной из причин стало то, что этой весной речь зашла не о пяти и даже не о 10, а сразу о 24 головах скота. Для стада примерно в 300 голов это довольно ощутимая потеря.

"Довод, что врачи выбирают самых упитанных животных для выполнения плана по мясу – полный абсурд. Во-первых, государственного или районного плана по сдаче мяса нет и не было. Во-вторых, весной идет наибольшее выявление в период ослабленного иммунитета. После зимовки животные выходят средней степени упитанности или вообще тощак. В-третьих, владелец сам выбирает, по какой цене, на какую бойню ему надо сдать скот. Он лишь обращается к ветврачу за справкой, потому что без сопроводительных документов убойные пункты скот не принимают. Говорить о том, что это на поток поставлено и врачи в этом участвуют – тоже ложь. Врачи только выписывают справки. Все остальные переговоры ведет сам владелец", – ответила на озвученные ранее претензии Руслана Исаева руководитель отдела ветеринарии района Беимбета Майлина Анна Леонович.

В Костанайской области это не первые споры между владельцами скота и ветеринарной службой. Подозрения в ошибочных анализах животноводы озвучивают не впервые. Однако, по словам ветеринаров, дело еще не доходило до открытого противостояния и судебных тяжб, когда каждое предписание и решение отдела ветеринарии владелец скота оспаривает в суде. В управлении ветеринарии Костанайской области отметили, что внешних признаков инфекции на начальной стадии заболевания нет. Диагноз ставят по результатам лабораторных исследований. Именно это и заставляет людей сомневаться в достоверности данных.

По официальным данным, в районе Беимбета Майлина в этом году в рамках планового осмотра обследовали 15,6 тысячи голов КРС, в том числе 440 голов в селе Апановка. Положительную реакцию на бруцеллез дало 121 животное, в том числе 38 голов из Апановки. Те 18 голов, что находились на частных подворьях, сданы на санубой. 24 головы КХ так и ходят по местным пастбищам. Пасется скот предпринимателя отдельно от того, что принадлежит местным жителям. Однако специалисты подчеркивают, что инфекцию могут переносить и кошки с собаками. Еще одним аргументом, говорящим в пользу врачей, стало то, что сегодня в районе на диспансерном учете по бруцеллезу стоят 10 человек, в том числе два скотника КХ "Исаев". Озвучила эти данные Анна Леонович, добавив, что работники хозяйства наблюдаются с этой весны и уже сдали анализы трижды. Все пробы положительные. При этом она подчеркнула, что люди пока не больны, но инфицированы.

Село Апановка района Беимбета Майлина у ветеринаров уже три года числится в списке неблагополучных пунктов по бруцеллезу. Вспышки инфекции в прошлые годы наблюдались среди скота населения, в других КХ. Однако там речь шла о выявлении единичных животных. КХ "Исаев" выбилось из общей картины еще и за счет многочисленности инфицированного скота. В рамках оздоровительных мероприятий еще восемь голов животных КХ дали положительную реакцию на бруцеллез. Находят больной скот и среди поголовья, принадлежащего населению. На уровне управления ветеринарии области отметили, что процесс оздоровления поселка приостановили. Трату средств республиканского бюджета при существующем очаге инфекции считают неэффективной.

Одной из главных претензий, которые озвучил Руслан Исаев в суде, стало то, что данные животных в ветеринарной справке для санубоя и списке, предоставленном ветеринаром, не совпадали. Перепроверить же данные анализов ему не дали.

"На местах врач работает без компьютера. Когда скот проходит, видно, что бирка у кого-то потерялась. Врач сразу крепит новую. У ветеринара есть тетрадь, куда он вписывает номера с ушей. Тавро "Б", свидетельствующее, что животное больное, ставят, когда приходят результаты анализов. Он (Исаев. – Прим. авт.) прекрасно знает этот скот. Он сам его метил и постоянно находится там", –отметила Анна Леонович.

"Когда там начались мероприятия и зашел республиканский противоэпизоотический отряд, у 24 голов не было бирок. Ладно, я согласен, что бирки теряются. Но у этих животных были уши чистые, даже следов пробоя не было. Откуда эти животные? Хотя когда заходил врач, бирковали всех животных. На тот момент, когда он хотел провести повторные исследования, в правилах не было такой возможности. Согласно новым правилам можно, но в течение трех дней после получения результатов. Нужно обратиться письменно с заявлением, что не согласен с результатом, обосновать причину. Но повторное исследование проводится из тех же проб и в той же лаборатории", – отметил руководитель территориальной ветеринарной инспекции района Беимбета Майлина Алик Досмухамбетов.

"К нам приходят документы с подписью, где указаны только порядковые номера без идентификации и фамилии. У нас есть отдел приема проб, который кодируют пробы. Врачи, которые проводят исследования под камерами, которые в онлайн-режиме работают. Исследования проводят классическим методом. Мы проводим сличительные исследования с другими лаборатории. У нас всегда идет 100%-ное совпадение. Мы даже в районах приглашаем людей, чтобы они посмотрели, как проводят исследования", – высказал свою позицию директор Костанайского филиала РГП на ПВХ "Республиканская ветеринарная лаборатория КВКиН МСХ РК" Толеген Иманбаев.

Пока апелляционная комиссия будет рассматривать дело КХ "Исаев", скот продолжает пастись. Правоохранительные органы, куда обращались ветеринары, равно как и прокуратура, не вмешиваются в процесс. Как отметила Анна Леонович, пока никаких противоправных действий владелец скота не предпринимал.

В то же время ситуация с КХ "Исаев" показала, что ни у одного госоргана нет полномочий для изъятия инфицированного особо опасной болезнью скота в случае, если владелец не исполняет требования законодательства Казахстана. Ограничительные меры, которые были введены на территории сельского округа после выявления полевого штамма бруцеллеза, также оказались неэффективны. Иначе откуда в стаде КХ появились 24 новых головы скота без следов от ушных бирок? Новый скот, исходя из рассказов ветеринаров, завозили и на частные подворья.

Заявление в полицию, по словам заместителя руководителя управления ветеринарии Костанайской области Асххата Шектыбаева, районный отдел ветеринарии подаст. На вопрос, почему этого не было сделано раньше, прозвучал ответ "все ждут решения суда".

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться