Социальные предприниматели Усть-Каменогорска хотят найти компромисс с властями

5354

Как помочь им справиться с кризисом – такие злободневные вопросы обсудили представители этого бизнеса вместе с общественниками в Усть-Каменогорске.

Социальные предприниматели Усть-Каменогорска хотят найти компромисс с властями Фото: Ольга Ушакова

В их числе – представители единственного в ВКО коммерческого клуба по подготовке фигуристов ИП "КФК "Звездный", конного клуба ИП "Ден А. С.", ИП, которые в прошлом году стали участниками пилотного в РК проекта государственно-частного партнерства по школьным столовым. Их проблемы так или иначе коснулись взаимодействия с местными госорганами.

"Несъедобные блюда" ГЧП

Предприниматели, которые приняли в прошлом году участие в нашумевшем пилотном проекте ГЧП по модернизации школьных столовых, теперь все чаще говорят о своем разочаровании и о том, что их использовали, чтобы отчитаться "наверх". Из-за пандемии и карантинных мероприятий школьные "столовки" не работают с марта текущего года, соответственно, очень многие их работники просто уволились, а сам бизнес несет убытки. Но это еще полбеды. Дело в том, что, по их словам, управление образования ВКО, которое является одной из сторон проекта, а также региональный центр ГЧП ничего предпринимателям не объясняют, контактов избегают. А поговорить есть о чем: наболевших проблем много. Но общаться бизнес был вынужден через общественников в надежде, что те передадут их чаяния госорганам. Предприниматели рассказали, что в ремонт и реконструкцию столовых в общеобразовательных учреждениях они вложили крупные суммы – от 10 млн до 40 млн тенге на одну "столовку", используя банковские кредиты, заемные и свои собственные средства, и это притом, что срок договора ГЧП подписан на семь лет. Этот же год у них фактически "выпал". Они не знают, когда наконец-то им разрешат работать, и боятся, что это произойдет внезапно.

"У нас может случиться так, что, например, в пятницу вечером нам позвонят из городского отдела образования или нашей школы и попросят выйти на работу в понедельник. Такой вариант нам не подойдет. Для запуска столовой нам будет необходимо собрать кадры, закупить продукты питания, – говорит предприниматель Евгений Семёнов. – Мы хотим, чтобы нас предупредили об открытии столовых минимум за 10 дней".

Из-за того, что в марте школьники ушли на дистанционное обучение, предпринимателям пришлось просто выбросить запасы продуктов, потому что сбыть они их не смогли. Это еще прибавило им убытков примерно по 150 тыс. тенге на каждую столовую. Но они понимают: такие суммы им вряд ли возместит государство.

Более того, представители "столовского" бизнеса говорят о том, что еще в начале текущего года, до пандемии и карантина, им должны были увеличить финансирование из бюджета на питание детей из малообеспеченных семей с 375 тенге до 420 тенге, но этого так и не было сделано. А воспитанников мини-центров при школах они и вовсе кормят себе в убыток, потому что государство выделяет им на четырехразовое питание одного ребенка всего 675 тенге, хотя фактически предприниматели тратят около 1 тыс. тенге.

"Мы кормим детей из мини-центров за счет того, что собираем со школьников. Они убыточные, – говорит представитель ИП "Гуслякова" Игорь Усачев. – Мы частники, но государство нам диктует правила. Никто никого не поддерживает. За эти полгода хотя бы один человек позвонил из этого регионального центра ГЧП, поинтересовались, ситуацию объяснили, как и что. Мы не можем до управления образования дозвониться".

По мнению предпринимателей, необходимо увеличить стоимость комплексного обеда для детей из малообеспеченных семей до 447 тенге, а ежедневного питания воспитанников мини-центров – до 800 тенге

Как отметила председатель рабочей экспертной группы по поддержке предпринимательства общественного совета ВКО Елена Березинская-Абилова, она организует встречу на своей площадке с представителями регионального центра ГЧП, управления образования, агентства по делам госслужбы. По ее мнению, в проекте ГЧП высоки также коррупционные риски, связанные с вмешательством в предпринимательскую деятельность.

К слову, ситуацию со школьными столовыми на одном из заседаний общественного совета Усть-Каменогорска прокомментировала исполняющая обязанности руководителя отдела образования Усть-Каменогорска Сауле Алагузова. Она призналась, что видит недовольство родителей касательно дистанционного формата обучения и питания в школьных столовых. Все это известно и министерству образования и науки РК, и там с этим вопросом обещали разобраться. Пока же последнее постановление главного государственного санитарного врача РК все еще запрещает работу школьных столовых.

Крепкий лед для "Звездного"

Единственный в регионе частный клуб по подготовке фигуристов "Звездный" тоже терпит финансовые убытки, а число детей за время карантина из-за отсутствия в городе искусственных ледовых площадок в связи с карантином снизилось с 99 до 30. И все же его руководитель Екатерина Пригода не намерена сдаваться. Она предлагает акимату Усть-Каменогорска рассмотреть вопрос создания в городе пяти зимних открытых ледовых площадок, где дети различных возрастов от пяти до 16 лет бесплатно смогли бы массово заниматься фигурным катанием, хоккеем. Для этого, помимо самих площадок, потребуется строительство теплых мобильных раздевалок, покупка спортивного инвентаря. Со своей стороны Екатерина Пригода говорит, что источником финансирования могут стать как бюджет, так и спонсоры. Стоимость работы одной площадки в сезон – 12 млн тенге. Сам клуб "Звездный" взял бы на себя организационные вопросы, выделил тренеров для занятий спортом.

По мнению Елены Березинской-Абиловой, идею Екатерины Пригоды необходимо превратить в проект. И тогда даже можно получить для его реализации инновационный грант.

Руководитель аппарата акима Усть-Каменогорска Нурлыбек Шерубаев предложил руководителю "Звездного" этот проект презентовать акиму города Жаксылыку Омару и выразил уверенность, что аким его поддержит.

"Хороший проект! Аким пытается как раз раскачать инициативу по организации детской занятости, массового спорта", – заверил Нурлыбек Шерубаев.

Предпринимательница Александра Дэн, которая в своей частной школе обучает детей конному спорту, пожаловалась общественникам на то, что в Восточном Казахстане нет ни одного ипподрома. Тот, что ранее был в Усть-Каменогорске, отдан под строительство.

"Мы тренируемся в манеже. А соревнования проводить негде. В этом году я выпросила чужое поле, где сенокос, там проводим. Я писала акиму города в Instagram об этом, но до Жаксылыка Мукашевича это не дошло. А до карантина нас всегда приглашали участвовать в городских и областных спортивных состязаниях. Сейчас до нас дела никому нет", – пожаловалась Александра Дэн.

Как считает Елена Березинская-Абилова, в таких вопросах социального предпринимательства как раз и должна реализовываться президентская концепция "слышащего государства" и есть необходимость рассматривать любые варианты сотрудничества с бизнесом.

Ольга Ушакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться