С января 2019 года Нацбанк намерен предложить страховым организациям новые нормативы диверсификации активов. Изменения коснутся квоты на работу с финансовыми инструментами, которая будет крепко привязана к рейтингу. На самом деле привязка к рейтингу существовала всегда и требования по рейтингу были практически те же. Новшество заключается в появлении аффилированности, которая существенно сузит инвестиционные возможности страховых организаций и даже масштабирует инвестиционные риски.
Прежде всего документ ограничивает суммарное размещение страховых активов в ценные бумаги (с учетом операций обратного репо), во вклады и деньги (за вычетом резерва по сомнительным долгам) в разрезе банков второго уровня. Чем выше долгосрочный кредитный рейтинг банка, тем большую долю страховых активов банк сможет привлечь в свои инструменты.
Например, местный банк, имеющий долгосрочный кредитный рейтинг не ниже "ВВ-" по международной шкале или же являющийся дочерним банком банка-нерезидента, который имеет кредитный рейтинг в иностранной валюте не ниже "А-" по международной шкале, имеет право на суммарное размещение страховых активов в размере 20%. При этом документ оговаривает, что 20% инвестиций придутся на банк совместно с его аффилированными лицами.
Если кредитный рейтинг банка понижен и находится в пределах от "В+" до "В", суммарное размещение страховых активов в банк и в его аффилированные лица не превысит 15%. В банках (и аффилированных с ним лиц) с кредитным рейтингом "В-" норматив инвестирования составит 10%.
Такой подход крайне невыгоден банковским (финансовым) группам, поскольку страховщик должен поделить инвестиционный лимит между несколькими организациями внутри группы. Сейчас, например, инвестор покупает объемы по каждому банку (организации). В свою очередь страховщики теряют гибкость в управлении своей ликвидностью на местном рынке, поскольку в Казахстане универсальных банков второго уровня с требуемым рейтингом на самом деле не так уж и много. Рейтинг уровня не ниже "ВВ-" имеют шесть коммерческих банков, рейтинг от "В+" до "В" – еще шесть банков, рейтинг "В-" – три банка.
К тому же возникает вопрос, что делать с облигациями банка, который провалился по рейтингу? Если с деньгами на счету, вкладами и сделками репо все более или менее понятно – деньги заберут, а репо досрочно закроют, то рынок корпоративных облигаций неликвидный, покупателей на рынке мало. Страховщики, как правило, держат бумаги до погашения. Ситуацию усугубит то, что проблемы возникнут у всех (кто вкладывался в инструмент) и сразу. В нынешней практике незначительное превышение норматива диверсификации из-за колебания вниз кредитного рейтинга банка не является критичным. Со следующего года за это будут наказывать.
Получается двоякая картина. С одной стороны, в отличие от ныне действующих правил горизонт инвестирования формально расширяется: разрешенный кредитный рейтинг увеличен с "ВВ+" до "В-". На деле же схема размещения страховых активов становится для страховых организаций более рисковой. Круг банков, разрешенных к инвестированию, сужается, а требование по аффилированности лишь усугубляет ситуацию.
Не исключено, что в качестве мер хеджирования от внезапного снижения кредитного рейтинга банка страховые организации просто станут сознательно сокращать позиции по банкам, уменьшая лимит инвестирования на несколько процентов. В итоге тем банкам, которые находятся внизу рейтинговой цепочки, может вообще не достаться страховых денег.
Помимо инвестиций в банковские инструменты, документ оговаривает лимиты вложения страховых средств в другие финансовые инструменты. Так, суммарные размещения в ценные бумаги (с учетом операций обратного репо) и деньги (за вычетом резерва по сомнительным долгам) юридического лица, не являющегося банком, опять же вкупе с аффилированными лицами, не может быть выше 10%. Здесь уже затронуты интересы отраслевых промышленных холдингов, например энергетических.
Не более 10% (на срок не более 12 месяцев) разрешено инвестировать в аффинированные драгоценные металлы и металлические депозиты, а также (с учетом операций обратного репо) в государственные бумаги иностранных правительств и в ценные бумаги международных финансовых организаций.
Местные исполнительные органы РК могут рассчитывать на 10% суммарных инвестиций страховщиков, однако вместе будут учитываться сумма основного долга и начисленное вознаграждение. Инструменты исламского финансирования получат право на 10% страховых активов. В паи открытых и интервальных паевых фондов можно будет вложить не более 5%. Примечательно, что нормативы диверсификации не распространяются на ценные бумаги Нацбанка, Минфина РК и национальных управляющих холдингов.
Учитывая сложную ситуацию с развитием рынка корпоративных облигаций, а также кризис банковского сектора, следствием которого может стать дальнейший пересмотр кредитных рейтингов части банков, предлагаемые нормативы Нацбанка достаточно четко направляют страховые активы в государственные бумаги. Перспективы фондирования банков через рынок облигаций, где страховые активы играют существенную роль, заметно снижаются.
Татьяна Батищева