Довольно значительная часть документа, розданного участникам форума до его начала, был посвящен объяснению того, почему Казахстан в футбольном плане не Германия, не Англия и не набравшая в последнее время резвый ход Исландия. Основные причины, если верить этому документу, который на форуме был затем озвучен президентом Федерации Футбола Казахстана Ерланом Кожагапановым, недостаток качественных полей (или хотя бы площадок), недостаток качественных тренеров и – как следствие – недостаточный охват футболом казахстанских детей.
Последнее обстоятельство плавно перетекает в недостаток качественных отечественных футболистов в профессиональном футболе. Цифры, отобранные ФФК, эту неутешительную картину в общем-то подтверждали: в Германии футболом занимается 31% детей от их общего количества в стране, в Исландии к 2014 году показатель этого охвата вырос до 47%, в Казахстане - 3,3%. В Германии на 100 тысяч населения приходится 44 квалифицированных футбольных тренера, в Исландии – 253 специалиста, в Казахстане – три.
Наконец, если в Германии на 100 тысяч населения приходится 13 полноценных качественных футбольных полей, в Исландии - 52 таких поля, то у нас – два. Казалось бы, корни проблемы найдены – и дальнейшая часть стратегии должна быть посвящена исключительно тому, где взять деньги на строительство полей и на обучение и работу тренеров. Но на постсоветском пространстве ни один документ не пишется без какой-нибудь вычурной цели, заставляющей обывателя ошеломленно качать головой и протирать глаза, не веря им. Не стал исключением и проект стратегии ФФК.
Художника обидеть может каждый...
В упомянутом проекте концепции такой "фишкой" стал раздел "Видение", согласно которому "с 2026 года Казахстан постоянно находится в ТОП-40 стран рейтинга FIFA". Президент ФФК, впрочем, решил слегка перестраховаться – и во время представления проекта стратегии признал, что в самой федерации "вчера до вечера продолжались консультации по этому поводу", в связи с чем видение было слегка подкорректировано – до постоянного нахождения в ТОП-50.
Напомним, что сейчас в рейтинге FIFA Казахстан находится на 97 месте – и это лучший результат, который национальная сборная страны показывала за все время своего существования. Позже выяснилось, что мы можем претендовать и на ТОП-30 на постоянной основе – но это если решение проблем с детским футболом, инфраструктурой и обучением специалистов пойдет по "прорывному сценарию". Затраты на который в среднем в год должны составлять 73,8 миллиона долларов против 43 миллионов долларов в год при сценарии "динамичном" (это ТОП-40) и 18,9 миллиона долларов в год при сценарии "минимальном" (те самые скромные ТОП-50).
Президент ФФК, впрочем, дал косвенно понять, что все эти ТОПы – некий условный бэнчмарк, достижение которого не является самоцелью. Дал он это понять, вернувшись на форуме к нашумевшей в июне истории с постановкой перед новоиспеченным тренером национальной сборной Казахстана Талгатом Байсуфиновым задачи по попаданию в финальную стадию Чемпионата Мира 2018 года. Как выяснилось, руководитель ФФК прекрасно понимает, насколько эта миссия невыполнима – но руководствуется соображением: "Проси больше, тогда дадут, сколько требуется".
"Меня критикуют: как он мог поставить задачу выйти в финальную стадию… А какую задачу я должен был поставить главному тренеру? Не занять последнее место? Не пропустить 100 голов? Чтобы добиться высоких целей, нужно ставить высокие задачи. И Талгат Байсуфинов, и сборная никогда бы нас не поняли, если бы мы поставили им задачу - занять четвертое место в группе и не пропустить больше 20 голов, - заявил Ерлан Кожагапанов. – Я, конечно, хочу, чтобы мы этот отборочный цикл прошли, выиграли у Польши, вышли в финальную стадию чемпионата мира, такую задачу мы и поставили перед Талгатом Байсуфиновым. Но мы с ним каждый день эту ситуацию обсуждаем, против цифр не попрешь: мы 97-е (в рейтинге FIFA – прим. авт.), Польша там 16-я, Дания 21-я, Румыния — 44, возле нас только Черногория, и то я думаю, это какие-то временные у нее срывы произошли. И Армения еще возле нас… Против цифр не попрешь, выше головы не прыгнешь", - закончил он разговор о нашумевшей задаче.
Из этого следует, что все эти ТОП-30, -40, -50 - из той же серии. Из серии "Все деньги на свете не заработаешь, но стремиться к этому надо". Непонятно только, зачем этот смутный ориентир на светлое футбольное будущее было включать в проект стратегии? Врагов у господина Кожагапанова хватает, в том числе – и среди журналисткой братии, ради острого словца не жалеющей и отца. А тут вслед за задачей поехать в 2018 году в Россию в качестве участников мундиаля – такой подарок в виде видения ТОП-листов FIFA: ну какой журналист удержится тут от того, чтобы в слове "виденье" ударение не переставить, и не обидеть художников из ФФК, назвав этот раздел будущей стратегии "видением"?
Отдайте двадцать процентов детям!
Бог с ними, с ТОПами хотя бы потому, что неизвестно, как будут развивать свой футбол остальные участники рейтинга Международной ассоциации футбола: в конце концов, от скромной Исландии никто не ожидал прыжка аж на 22 место мирового рейтинга. А вот что касается увязки тройной причины нашего футбольного отставания: нехватка полей – нехватка специалистов – низкий охват детей, то она ФФК, как к федерации не относись, выхвачена в фокус стратегии абсолютно верно. Другой вопрос – как эту отнюдь не пресвятую троицу проблем федерация решать собирается.
Здесь опять разработано три сценария: при минимальном дополнительно охватить футболом ФФК предполагает 120 тысяч детей (плюсом к нынешним 40 тысячам), при динамичном дополнительное количество мест в ДЮСШ различных форм составит 360 тысяч, как и при прорывном. Количество специалистов при минимальном сценарии возрастет на 1700 человек к нынешним трем тысячам, при динамичном – на пять тысяч человек, при прорывном – на семь тысяч. Наконец, количество полноразмерных круглогодичных полей при минимальном сценарии вырастет на 200 единиц, при динамичном – на 600, при прорывном – на 1 тысячу 200 "полян". В том числе – и за счет крутых футбольных манежей, которые к 2026 году планируется открыть в каждом регионе.
В общем, звучит неплохо, но возникает вопрос из репертуара Владимира Семеновича: "Где деньги, Зин?!". В том смысле, что если за вышеупомянутыми суммами, исчисляемыми миллионами долларов, пойти в правительство, то минфин займет круговую оборону и будет отстреливаться всеми известными видами чиновничьих боеприпасов. Потому как бюджет и без программы развития футбола перекраивается по нескольку раз в год. Однако ФФК и тут нашел теоретически вполне устраивающий фискальное ведомство выход – просить не выделения дополнительных средств из бюджета, а перераспределения внутри целевых бюджетных потоков, выделяемых на спорт.
В ходе форума Ерлан Кажагапанов зачел текст обращения к парламенту и правительству республики, в котором предложил пятую часть финансирования спорта направлять на детский футбол (это подразумевает и строительство инфраструктуры, и подготовку и содержание тренеров). "Мы, нижеподписавшиеся, от имени футбольной общественности страны просим вас, уважаемые депутаты парламента и члены правительства, поддержать инициативу о законодательном закреплении нормы, согласно которой 20% от ежегодно выделяемых на спорт финансовых средств республиканским и местными бюджетами в обязательном порядке будут направляться на развитие детско-юношеского футбола и футбольной инфраструктуры в регионах", — говорится в тексте обращения.
Пятая часть спортивного бюджета республики, по мнению руководства ФФК, должна идти на футбол потому, что "каждый пятый казахстанец, вовлеченный в спорт, сегодня занимается именно футболом". По сведениям президента ФФК, законопроект, определяющий новые подходы в финансировании спорта в Казахстане, будет направлен в парламент страны "в ближайшее время". Он также подчеркнул, что предложение перераспределять бюджетные средства в пользу детско-юношеского футбола касается не столько других видов спорта, сколько пересмотра финансирования профессиональных футбольных команд республики.
"Ежегодно на содержание профессиональных футбольных команд из государственной казны расходуются огромные средства, только в 2014 году на это было потрачено около 200 миллионов долларов. А с 2004 года эта сумма превысила миллиард евро", — заметил президент ФФК. По его оценке, эта сумма эквивалентна совокупной стоимости строительства двух стадионов уровня "Астана-Арена", 16 крытых полноразмерных футбольных манежей, 615 футбольных полей с подогревом, подготовки, трудоустройства и содержания в течение 10 лет более 5,5 тысячи детских футбольных тренеров, создания и содержания в течение 10 лет четырех полноценных футбольных академий в регионах.
Клубы – альтруисты?
"А мы тратим эти деньги на легионеров с Балкан и из Африки, спонсируем их систему подготовки", - посетовал глава федерации. Рассказав попутно историю о том, как один африканский легионер-футболист, неплохо заработав в Казахстане, открыл у себя на родине футбольную академию. После чего призвал казахстанские профессиональные клубы также подписать данную петицию (то есть добровольно попросить правительство и акимов вычерпывать ежегодно из бюджетных ручейков, текущих в их закрома, 20 % в пользу детского футбола).
"Самое главное - у более чем 400 тысяч наших детей появилась бы возможность заниматься качественным футболом на регулярной основе… А если мы будем думать на местечковом уровне: давайте в своем дворе площадку сделаем, тренеру там 30 тысяч тенге заплатим - и все, наш футбол так и будет находиться в одном месте на четыре буквы. Надо думать глобально, ведь эти деньги есть и за счет них можно глобально решать проблему", — подытожил Ерлан Кожагапанов. Прослезились ли профессиональные клубы от этих призывов отдать хотя бы часть лучшего детям, станет известно совсем скоро: 18 августа пройдет конференция ФФК, на котором ее президент наверняка потребует от них оценки своих инициатив.
Надо понимать, там же федерация расскажет подробно, как она собирается контролировать целевое расходование этих самых 20% на детский футбол, если их удастся-таки отжать у клубов: пока разглядеть в проекте стратегии модель четкой системы администрирования не удалось. А прокуратуру к этому делу не подключишь: соответствующий печальный опыт ссылок на высший надзорный орган в вопросе проверок хозяйственной деятельности казахстанских ПФК у федерации уже есть. Генеральная прокуратура ведь не так давно решительно открестилась от поминания ее всуе в сочетании с такими проверками. И по сей день, надо полагать, не горит особым желанием заниматься мониторингом спортивных бюджетов…
Дмитрий Покидаев