Пожалуй, подобное в истории "бюджетных рассмотрений" в парламенте случилось впервые: если в начале двухтысячных годов проекты главного финансового документа страны обсуждались неделями только на пленарных заседаниях, а заседания рабочих групп шли ежедневно с утра до вечера в среднем около двух месяцев. Постепенно время работы над бюджетом стало сокращаться до двух-трех недель в рабочих группах и часа, максимум двух - на пленарном заседании. Но в этот раз депутаты превзошли сами себя: в понедельник вечером пакет бюджетных корректировок был только представлен, и уже в среду председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова заявила на пленарном заседании, что законопроект готов к рассмотрению. Так, "с голоса" его и включили в повестку пленарки.
Само обсуждение тоже было недолгим - всего лишь час. За это время министр национальной экономики, министр финансов и председатель Национального банка выступили с докладами по уточнениям, депутаты задали девять вопросов, и несколько мажилисменов выступили с выступлениями о важности поддержки именно этих корректировок, и именно сейчас в свете необходимости скорейшей реализации поручений президента страны, данных в послании.
При коротком обсуждении депутаты проявили интерес не к макроэкономическим параметрам уточненного бюджета и даже не к намерению правительства привлечь дополнительно целевой трансферт из Национального фонда (1 трлн тенге), не увеличение дефицита бюджета (на 969,8 млрд тенге). Евгений Козлов заинтересовался сокращением расходов министерства здравоохранения на 8,8 млрд тенге и поинтересовался, не приведет ли это к ухудшению качества медуслуг? Министр здравоохранения Елжан Биртанов заверил, что нет. Речь идет об экономии и пересмотре цен за счет уменьшения курса тенге к доллару (с 360 до 330 тенге за доллар).
"Действительно, сокращены расходы министерства в рамках оптимизации расходов в связи со снижением курса доллара к национальной валюте. В том числе 7,2 млрд тенге - это расходы на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. В рамках этой суммы сокращены расходы в первую очередь на целевые и текущие трансферты по лекарственному обеспечению на амбулаторном уровне, поскольку в рамках централизованного закупа единого дистрибьютора в связи со снижением курса тенге у нас образовалась экономия, и поэтому здесь снижения объемов и качества, доступности лекарственных средств у нас не будет. Снижение на 1,19 млрд тенге - это по организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, также в рамках их расходов имеется приобретение изделий медицинского назначения и лекарств импортного производства. (...) Существенного влияния на доступность и качество первичной медико-санитарной помощи это не окажет. В рамках стационарной специализированной медицинской помощи предполагается также сокращение расходов на 4 млрд тенге, что составляет 1,3% от общей суммы расходов на данный вид мед помощи. Мы предполагаем сокращение общего количества планируемых пролеченных больных за счет плановой работы по сокращению коечной мощности и снижения госпитализации больных, не требующих госпитализации за счет развития стационарозамещающей помощи. Также в рамках стационарной помощи закупаются медикаменты, в том числе через единого дистрибьютора, и здесь за счет проведенных торгов имеется разница, в связи с чем будет снижен на эту сумму тариф на средний пролеченный случай. Таким образом, также мы считаем, что не будет снижения качества и доступности медпомощи", - заверил министр.
Нуртай Сабильянов напомнил членам правительства, что президент поручил им навести порядок в вопросах заимствования квазигосударственного сектора.
"На протяжении ряда лет этот вопрос неоднократно поднимался и обсуждался в стенах парламента. Что конкретно в ближайшее время будет сделано правительством для исполнения данного поручения?" - спросил депутат.
"Вопрос имеет исключительно важное значение, правительство уже приступило к разработке законопроекта в части усиления контроля и ведения мониторинга за квазигосударственным долгом, - поспешил заверить заместитель премьер-министра Аскар Мамин. - Мы придаем исключительно важное значение этому вопросу. Но уже в рамках корпоративного управления правительство ввело ограничения и усилило требования в рамках именно вопросов привлечения заимствования. Сегодня все объемы долга находятся в зоне допустимых значений, то есть никаких нарушений ковенанта в этом вопросе и превышения допустимых значений сегодня нет. Мы внимательно следим за этой ситуацией, этот вопрос находится на особом контроле правительства".
Павла Казанцева заинтересовали планы правительства по цифровизации страны. Поскольку в уточнениях бюджета предусмотрено 1,3 млрд на программу "Формирование и реализация политики государства в сфере связи, информации и информатизации", и в том числе "на консалтинговые услуги для разработки новой государственной программы "Цифровой Казахстан".
"Как планируется использовать указанные средства и когда Интернет и цифровые технологии будут доступны всем казахстанцам, в каждом уголке страны?" - спросил мажилисмен.
Министр информации и связи Даурен Абаев также поспешил заверить, что правительство "внимательно рассматривает данный вопрос". По его словам, на первом этапе Интернетом будут обеспечены 1290 перспективных сел, в которых проживают порядка 2 млн человек. На втором этапе очередь дойдет и до остальных сел и поселков.
"Сейчас мы понимаем, что между городом и селом образовался цифровой разрыв, и в течение ближайших двух лет мы первый этап завершим. Это будет тоже реализовано в рамках госпрограммы "Цифровой Казахстан", - заключил министр. И вызвал недовольство председателя мажилиса Нурлана Нигматулина.
"Вы подробно рассказали о формате, но не ответили на прямой вопрос: когда? А это очень важно. Потому что Интернет и цифровые технологии корреспондируются с теми обязательствами, которые взяло на себя то же министерство финансов, когда шло здесь обсуждение законопроекта о местном самоуправлении, о всеобщем декларировании. Потому что причиной переноса до 2020 года Минфин признал то, что нет доступности. То есть формат ясен, вопрос был конкретный: когда Интернет и цифровые технологии будут доступны во всех уголках нашей страны?" - спросил уже спикер.
"В два этапа мы завершим. 2017-2019 годы будет (оцифровано – прим.) 1291 село, остальные села – порядка 4 тыс. сел, мы планируем во втором этапе – с 2020 по 2025 год. Ориентировочно потому, что это связано с тем, что мы сейчас изучаем вопрос", - начал отвечать министр.
Нурлан Нигматулин саркастически усмехнулся.
"На втором этапе мы рассматриваем уже не протягивать оптоволокно, а может быть, с помощью новых решений, в том числе спутникового решения, будем рассматривать вопрос. Это требует дополнительной проработки, и надо отметить очень важный момент: государство прекрасно понимает, что это будет больше социальный проект, потому что сейчас в селах оплачивать высокоскоростной Интернет, наверное, проблематично. Поэтому это больше социальной направленности проект. Реализацией этого проекта мы занимаемся вплотную", - все-таки ответил господин Абаев.
"Вы еще, молодой человек, должны быть уверены, что в эти годы будете работать, поэтому придете за эти годы отвечать", - усмехаясь, предупредил министра спикер.
Снежанна Имашева заинтересовалась реформами центров занятости населения и сроками этой работы. При этом депутата удивил тот факт, что на эту работу в уточнениях бюджета дополнительных средств не предусмотрено. Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова в ответ объяснила: центры занятости будут реформированы до конца года, в них будут внедрены электронные очереди, а единая биржа труда должна начать работать к сентябрю. Спикер еще раз уточнил сроки, министр повторила.
"Почему средства не предусматриваются?" - переспросил господин Нигматулин.
"При рассмотрении республиканского бюджета на 2017 год эти средства уже были предусмотрены", - ответила госпожа Дуйсенова, уточнив, что общая сумма выделяемых средств составляет 85 млрд тенге (из местных и республиканского бюджетов).
Азат Перуашев напомнил, что президент поручал правительству и Нацбанку разработать меры по увеличению доступного средне- и долгосрочного фондирования в тенге.
"Теперь мы видим, что подходы поменялись. Я сегодня получил ответ от Нацбанка, где есть интересные вещи. "Банки, по которым будет осуществлена государственная поддержка, возьмут на себя обязательства по расширению кредитования, по неповышению вознаграждения руководящим работникам, ограничению выплат дивидендов и нефинансированию высокорисковых операций. Кроме того, замена неработающих займов на деньги снизит издержки банков и приведет к снижению стоимости кредитных ресурсов, их удлинению и в целом расширению кредитования банками реального сектора экономики", - процитировал он. - Это очень позитивные новости для нас, но в то же время не верится, честно говоря, что наши банки сами по себе вдруг снизят процентные ставку или улучшат условия кредитования. (...) Будет ли правительство, Нацбанк требовать от банков как условия для включения в программу оздоровления снизить процентные ставки?"
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов заявил, что со стороны правительства "предлагается ряд мер налогового характера".
"Мы уже предлагаем какие-то точечные меры, которые позволят расчистить балансы банков, которые позволяют более правильно подойти к прощению долга. Эти меры уже предлагаются в Налоговый кодекс", - заверил он.
Глава Нацбанка Данияр Акишев со своей стороны заметил, что "в письменном ответе уже изложили все принципы". Устно же напомнил, что процентная ставка уже снизилась, подчеркнув, что "здесь вопрос связан с наличием кредитного риска у самих предпринимателей, с наличием жизнеспособных бизнес-моделей", но решение этих вопросов "невозможно быстро".
"Я думаю, что снижение ставок будет. По мере стабилизации инфляции, по мере стабилизации валютного рынка будет происходить дальнейшее снижение ставок по кредитам экономике", - сказал он.
В итоге законопроект депутаты одобрили. Как ожидается, уже в четверг его могут рассмотреть депутаты сената.
Ирина Севостьянова