Об охраннике, который "открыл" двери в футбол, о причинах разрыва контракта с агентом и о шансах казахстанских футболисток заиграть в России, обо всем этом – в нашем интервью с Азаматом Ашимовым.
Юлия, как ты пришла в футбол? Почему именно этот вид спорта?
В Караганде я жила недалеко от стадиона. До футбола занималась другими видами спорта: каратэ, дзюдо. Мой тренер по рукопашному бою однажды уехал летом на каникулы, мы, дети, остались, так сказать, без тренировок, разве что бегали во дворе. Я жила с бабушкой и дедушкой, и дедушка мне говорит: "Ну что побегала? Давай теперь куда-нибудь тебя отдадим, чтоб летом не слонялась без дела до возвращения тренера". Я говорю: "Хочу на бокс". Тогда мне был интересен этот вид спорта. Мы пришли на стадион, нам говорят, что да, есть секции, но начнутся только с сентября, на летний период все отдыхают, дедушка говорит, что нет, не пойдет, надо тебя куда-нибудь на лето определить.
Ведь это лето – пора каникул…
В детстве я была энергичным ребенком, и мою энергию нужно было куда-нибудь направлять! Дедушка у меня спрашивает, куда бы еще хотела пойти, а мы находились то на стадионе, я и сказала – футбол! Хотя, если честно сказать, я не особо в 10-летнем возрасте любила футбол, бывало, да, во дворе гоняли мяч, и не более.
Так вот, когда мы были на стадионе и выбирали для меня занятия, мы решили остановить свой выбор на секции футбола. Спрашиваем у местного охранника, можно ли записаться, он нам говорит: да, футбольная секция как раз сейчас открыта и сегодня женская команда будет играть против мальчиков. Я пришла, увидела все это, и мне безумно понравилось. Так и осталась в футболе. (Смеется.)
Спасибо тому охраннику, который повлиял, так сказать, в итоге на твою дальнейшую карьеру! Ведь он мог просто промолчать…
О, да, спасибо!
Хорошо, забегая далеко вперед, и если говорить уже о твоей состоявшейся карьере профессионального игрока. Отыграть долгое время в "БИИК-Казыгурт" из Шымкента, а потом оказаться в другом клубе, стране, не сложно было перестраиваться психологически?
В БИИК (футбольный клуб из Шымкента. Прим. авт) отыграла примерно семь лет, семь лет и в Караганде. Сложно ли было перестраиваться? Нет, не сложно, я, в принципе, такой человек, что очень легко адаптируюсь, быстро нахожу общий язык с людьми. У нас и в БИИК, бывало, менялись игроки, очень много было легионеров англоязычных, то есть девочки, к которым приходилось находить определенный подход, потому что опять-таки разная религия, обычаи, привычки, язык, несмотря на все это, мне было легко. В ЦСКА также все легко, тем более я приехала в русскоязычную страну. Здесь один язык, команда как семья, дружелюбная, приветливая, меня очень хорошо встретили, я рада, что оказалась в этой команде!
Как поступило предложение выступать за ЦСКА? Через агентов? Есть ли они у тебя да и вообще у футболисток?
У меня был агент, американец… А предложение мне поступило от тренерского штаба (ЖФК ЦСКА – Прим. авт). На меня напрямую вышли, мы говорили по телефону, после чего мне предложили пройти учебно-тренировочный сбор, я сказала, что готовлюсь ехать в Европу, мне сказали, приезжай, пройди с нами сборы, а там дальше видно будет. В принципе, я была свободна в то время, следующие сборы у меня должны были начаться через три недели, как раз-таки со сборной Казахстана, мне в ЦСКА сказали: приезжай на сборы, заодно и к своей сборной будешь готова в полной обойме. Я говорю: хорошо, без проблем, если вы готовы на такие условия, почему бы нет, я прилетела на сборы, пошла на встречу с клубом, познакомились, поговорили…
Потом?
Потом договорились… Вообще, так как знакомство с клубом прошло без моего американского агента, я решила прекратить с ним вести дела, он не русскоговорящий, ему все равно сложно было бы в коммуникациях с ЦСКА: я – в Москве, он – в США, да и, в конце концов, не он мне нашел этот клуб, да и я сама без проблем могу вести переговоры. Я пошла навстречу клубу и отказалась от услуг своего агента.
А в Казахстане кто вел твои дела?
В Казахстане с агентами сложнее. В России тоже не скажу, что их много, но, тем не менее, есть, здесь в принципе все девочки на виду и тренеры многие друг друга знают. В Европе, конечно, через агентов больше работают, как и в США.
Есть ли какие-нибудь принципиальные отличия у двух клубов – БИИК и ЦСКА – в тренировках, задачах, философии игры?
Не могу сказать, что есть какие-то прямо принципиальные отличия. Я работала с тренером из Болгарии (Калоян Петков – Прим. авт), до этого он работал в России, США, человек, у которого тренерская категория PRO. Когда он приехал в Казахстан, знаете, мы поняли и увидели отличия европейского тренера, который классом выше в сравнении с казахстанскими специалистами. У нас с приходом болгарина многое что поменялось, даже начались видеопросмотры игр с разборами, анализом.
Он нам делал постоянные презентации, до Калояна у нас такого не было, он показывал нам абсолютно все, вплоть до мелочей в футболе, действительно, важно все: время, в которое ты ложишься спать, еда, которую ты кушаешь, время, в которое ты играешь, тренируешься, расположение ноги во время удара, т. е такие мелочи, которые, в принципе, должны были мне показывать когда-то в моей футбольной школе, но у нас такого не было, и нам некому было показывать.
Когда пришел Калоян, мне было 19 лет, и тогда я только начала учиться, так сказать, играть в футбол: правильно подходить к мячу во время удара, училась правильно переступать ногами. Я не могу сказать, что здесь (в ЖФК ЦСКА) есть какие-то отличия, потому что здесь, естественно, тоже тренера с хорошими категориями и подходами, которые также уделяют внимание мелочам. Сильного отличия как такого нет. Все равно все мы смотрим на Европу, учимся также чему-то и у них.
Какой был самый запоминающийся матч в ЦСКА?
Наверное, с Рязанью… У меня была травма, но я вышла, мы проигрывали, я сравняла счет, наверное, я хорошо вошла в игру, была уверена, спокойна, я реализовала свой момент, помогла команде не потерять очки, как-никак, но один балл заработали, да и это был наш чемпионский год. Это был тот момент, когда я лично смогла помочь своей команде.
В первый год твоего выступления за ЖФК ЦСКА клуб стал чемпионом России. У армейцев всегда стоят максимальные задачи? Как в целом сложился тот чемпионский сезон для ЖФК ЦСКА?
ЦСКА ставит максимальные, высокие задачи, на вторые, третьи роли не хочется спускаться. Год сложился весьма положительно, мы просто "машина". (Смеется.) В прошлом году мы были как "машина", не было преград. Мы гладко прошли весь сезон, без каких-либо осечек, единственная ничья и в конце одно поражение. За три-четыре тура до окончания мы стали чемпионами. В последних играх не было каких-то определенных задач, выходили немного расслабленные. Бывает и такое, что когда команда расслабленная, она может играть и лучше. (Смеется.)
Выступая второй год в России, наверняка, ты почувствовала разницу в уровне развития футбола между двумя странами? Появились ли мысли, в каком направлении стоит двигаться казахстанском женскому футболу?
Наверное, из-за традиционных или других убеждений не каждый родитель в Казахстане задумывается, что его дочь может играть в футбол. В России с этим как-то проще. Здесь и школ больше, структур, и чемпионат мира проходил в 2018 году, страна болела футболом. А у нас в Казахстане, если так посмотреть, даже на мужские чемпионаты собирается не так много зрителей, намного пассивнее в этом плане. Это нужно, чтобы народ загорелся, полюбил, тогда родители, может, чаще начнут отдавать своих детей на футбол.
У нас, возможно, бокс, борьба более интересны зрителям, а с футболом как-то не так, но, может быть, если "Астана" еще сыграет в Лиге чемпионов, тогда стадион заполнится, а еще какое событие может повлиять на интерес со стороны болельщиков? Здесь, в России, болельщики есть даже у женских команд. Нужно еще больше популяризировать футбол, по-другому никак, я считаю.
Считаешь ли ты, что мужскому футболу в Казахстане уделяется больше финансового внимания, причем в разы, справедливо ли это, на твой взгляд?
Не только в Казахстане – везде мужскому футболу уделяется больше внимания, больше финансов. Я не могу сказать, что это справедливо или нет, просто хочется, чтобы и на нас, на девочек, тоже обращали внимание. Возможно, в России некоторым футболисткам чуть легче, есть такие, которые подписывают контракты с разными спортивными брендами. В Казахстане я не слышала такое даже у мужчин. Да, хорошо, точно есть рекламные контракты у Геннадия Головкина, у девушки из сборной Казахстана по боксу, не помню, как ее зовут, тоже вроде был контракт, и все. Я особо не замечала, чтобы у нас в Казахстане были активны рекламные проекты со спортсменами. Здесь, в России, это более развито, определенные бренды забирают под себя игроков, чтобы они их представляли. В целом футбол быстро развивается, говорят, еще несколько клубов откроются. Футбол женский идет вперед. Здесь, в России, я вижу, что делают шаг навстречу развитию футбола, к сожалению, у нас, видимо, не так все просто и не так легко это сделать.
Каковы шансы казахстанских футболисток заиграть в России? Нужно ли стремиться? Учитывая, что еще одна наша соотечественница – Аида Гайстенова выступает в Санкт-Петербургском "Зените"?
Много шансов, почему бы и не стремится? В России очень хороший чемпионат, растет конкурентоспособная молодежь. Если долго не засиживаться в казахстанском чемпионате, до 30 лет, то все получится, не нужно бояться уезжать, и чем раньше ты уедешь, тем быстрее войдешь в новый коллектив, сможешь перестроить свою игру, ведь у каждого тренера свой вид, свои принципы, еще что-то, поэтому, чем раньше ты переберешься в другой чемпионат, посильнее, тем быстрее ты вырастешь как игрок.
Каковы задачи на новый сезон?
Задачи на сезон как всегда – самые максимальные. (Смеется.)
Азамат Ашимов
Фото из "Инстаграма": @myasnikova_yuliya15
Подпишитесь на наш канал Telegram!