"КазАвтоЖол" открывает дороги для пользователей

11256

Компания заявила о работе интерактивной карты строительства и ремонта дорожной сети, доступной для всех.

"КазАвтоЖол" открывает дороги для пользователей

В АО "НК "КазАвтоЖол" рассказали о внедрении целого спектра новых электронных инструментов, которые должны повысить прозрачность и подотчётность траты денег, выделяемых на строительство и ремонт дорог республиканского значения. Работу компания проводит совместно с отраслевым Министерством по инвестициям и развитию РК и Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСиПК).

"Интерактивная карта дорог позволит каждому казахстанцу 24 часа в сутки контролировать процесс строительства и ремонта дорог. Согласно нашим рекомендациям будут доступны данные по поставщикам, выделяемым суммам, срокам строительства, гарантийным обязательствам и другим параметрам", – отметил председатель АДГСиПК Алик Шпекбаев.

Он в рамках двухдневного рабочего визита в Костанайскую область принял участие в конференции, посвящённой вопросам коррупции в дорожной сфере. В рамках конференции прошли тематические дискуссионные площадки, а также презентация интерактивной карты.

Алик Шпекбаев отметил, что сегодня, несмотря на немалые вложения в ремонт и строительство дорог, их состояние оставляет желать лучшего.

"Нередки случаи хищения средств поставщиком, завышение стоимости проектов, откаты чиновникам, замена строительных материалов на более дешёвые", – уточнил он.

В Нацбюро по борьбе с коррупцией подчеркивают, что в этом году в сфере строительства дорог было зафиксировано более 30 коррупционных фактов, тогда как за предыдущие три года их было 44.

Сама интерактивная карта уже содержит некоторые данные по проектам ремонта дорог республиканского значения: название проекта, протяжённость ремонтируемого или строящегося участка дороги, источник финансирования, стоимость проекта, а также сроки его реализации. Также интерфейс карты позволяет увидеть, на каком этапе находится ремонт того или иного участка. Здесь также можно найти адреса и телефоны региональных дорожных подразделений РГП "Казахавтодор", которое отвечает за эксплуатацию дорог республиканского значения. Однако данных о подрядчиках, техническом и авторском надзоре по ремонтируемым участкам пока нет.

По словам председателя правления АО "НК "КазАвтоЖол" Ермека Кизатова, это один из инструментов, которые использует компания, чтобы снизить уровень коррупции. К примеру, все закупки проводят через электронную площадку Министерства финансов. Здесь также идёт разработка специальной программы, которая поможет повысить контроль за работой авторского и технического надзоров.

"Практически на всех объектах есть замечания, но всё равно подписываются акты, чего формально не должно быть. Сейчас в "КазАвтоЖоле" уже практически создан прототип электронной программы, и вся исполнительная документация будет проходить в цифровом формате. Все подписи будут накладывать полномочные лица через ЭЦП. Удалённо не получится, потому что в программе будет сидеть опция локализации места наложения ЭЦП. Если авторский надзор должен быть в Костанае, а накладывают подпись в Алматы, предполагается, что это всё может отслеживаться. Будет стоять запрет на сдачу, если нет какого-либо документа или по журналу работ что-то не сделали", – разъяснил преимущества новой системы директор департамента технической политики и качества АО "НК "КазАвтоЖол" Дмитрий Бессонов.

Прозвучало предложение привлекать большее число общественных активистов к контролю за реализацией проектов по ремонту и строительству дорог. Однако в "КазАвтоЖоле" отмечают, что в гражданском секторе нет специалистов, которые могли бы реально оценить качество проведения работ. Заниматься же популизмом, приглашая, к примеру, представителей Союза цветоводов на приёмку объектов, здесь не хотят. Хотя признают, что с отменой рабочей приёмочной комиссии, куда входили представители самых разных госорганов, процедура стала менее прозрачной.

"Год-два, как внесли изменения в законодательство и рабочую приёмочную комиссию убрали. Сегодня сам механизм выглядит так: нам даёт декларацию соответствия подрядчик, технадзор, технический надзор. То есть люди говорят, что минимальные требования по обеспечению безопасности объекта выдержаны, нормативно-техническим документам всё соответствует. На основании этого заказчик выдаёт приказ об оплате и приёмке объекта", – отметил Дмитрий Бессонов.

В этом смысле участие общественности в контроле самих процессов строительства и ремонта, по мнению, специалистов, было бы не лишним.

На уровне закона

В то же время сами участники дорожного строительства говорят, что немало проблем лежит в законодательной плоскости. Одним из самых острых вопросов называют Закон "О госзакупках". В частности, проектировщики говорят о демпинговых ценах. Это понятие было закреплено в законе в 2007 году. Причём прописанные нормы позволяли отклонить заявку потенциального поставщика, если его цена была ниже указанной в проекте более чем на 10%. Но позднее внесение изменений в документ позволило участникам конкурсов демпинговать на законных основаниях, если они вносили сумму демпинга (скидки) в качестве дополнительного обеспечения договора. Эта норма прописана в статье 26 "Антидемпинговые меры при осуществлении государственных закупок способом конкурса". По мнению экспертов Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП), так называемые антидемпинговые меры дали обратный эффект. Позицию подтверждают и сами участники госзакупок.

"На рынок выходят новые проектные и строительные фирмы, зачастую однодневки, с малым опытом работы, слабо оснащённые, с недостаточным количеством специалистов. Они чрезмерно занижают стоимость работ, в ущерб качеству проектов. В результате после выигрыша тендера им становится не по силам качественно и в срок выполнить договорные обязательства. Соответственно, для закрытия договоров разрабатываются и применяются различные коррупционные схемы", – высказал свою позицию директор ТОО "Казахский промтранспроект" Большедворский Евгений.

Эту проблему участники госзакупок поднимают не первый год. Однако появился шанс исправить ситуацию. Сегодня на рассмотрении в мажилисе Парламента находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам госзакупок и закупок субъектов квазигоссектора". Над ним работают с декабря 2017 года. В НПП отмечают, что среди приложений есть и ужесточения по демпингу.

"При поддержке правительства, Министерства по инвестициям и развитию, бизнес-ассоциаций определены следующие пороги демпинга: работы по СМР (строительно-монтажные работы) – пять процентов, разработка ПСД (проектно-сметная документация) – пять процентов, услуги технадзора – 10 процентов. Мы предлагаем установить их на уровне закона о госзакупках. Если же устанавливать пороги в подзаконном акте – правилах закупок, как предлагает Минфин, то это приведёт к затягиванию процедур закупок и негативным последствиям для бизнеса", – пояснил ситуацию заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Рустам Жунусов.

В НПП также озвучивают вариант решения другой проблемы – преобладания закупок из одного источника. Согласно данным портала госзакупок на 1 октября 2018 года, из одного источника проведено 2,6 млн закупок на сумму 2,6 трлн тенге. Это 73% от общего объёма проведённых закупок. Палата предлагает не проводить закупки из одного источника, если конкурс не состоялся. Депутаты мажилиса предложение поддерживают.

В рамках нового закона также предполагается ужесточение ответственности субподрядчиков, к которым будут предъявлять те же требования, что и к генподрядчикам. Более того, планируется снижение доли работ и услуг, которые можно передавать в субподряд. Сегодня это две трети, в проекте предлагают снизить этот объём до 50%.

Качественный список

Поправки в законопроекты предполагают и интеграцию информационных систем в единую точку доступа по госзакупкам. Этот проект уже начали реализовывать на базе ТОО "Центр мониторинга и экспертизы рынка". В результате предполагается, что в одном окне можно будет видеть информацию по закупочным площадкам АО "Центр электронной коммерции МФ", ТОО "Самрук-Казына контракт", АО NADLoC, АО "НУХ "КазАгро", АО "НУХ "Байтерек".

"Система позволяет видеть коридор цен, а также выявлять зоны риска с конкретными товарами и организаторами закупок. Пилотный проект уже показывает случаи завышения цен. К примеру, отдел образования акимата Аккайынского района СКО и Управление ГАСК Алматы закупили флеш-накопители (8Гб) по цене 3700-4000 тенге. Тогда как школа-гимназия № 14 Астаны закупила такие же флеш-накопители по цене 1800 тенге", – сказал Рустам Журсунов.

Параллельно на базе НПП планируют создать единый бизнес-реестр, который интегрируют со всеми базами данных госорганов. Сегодня таких – 332, 131 из которых касается бизнеса. Благодаря такой системе можно будет оценивать надёжность партнёров, продавцов и покупателей товаров и услуг. В пример приводят Россию, где аналогичный подход позволил в три раза сократить число фирм-однодневок.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться