В уникальном музыкальном проекте, осуществленном под эгидой "Астана Экспо-2017", приняли участие 1200 человек – 20 хоров и пять симфонических оркестров. Дирижером-постановщиком выступил главный дирижер театра "Астана Опера", прославленный Алан Бурибаев.
Публика горячо приняла казахстанскую премьеру симфонии: овации продолжались около 20 минут. Среди почетных гостей премьеры был оскароносный американский актер Эдриан Броуди.
"Я никогда не видел в своей жизни ничего подобного. Это настолько потрясающе, насколько была слаженна работа всех этих музыкантов, что мне не хватает слов описать. Это величайшее искусство", – поделился своим мнением голливудский актер, посетивший Астану в рамках международного кинофестиваля "Евразия".
Отметим, Симфония № 8 ми-бемоль мажор австрийского композитора Густава Малера – одно из самых масштабных симфонических произведений в мировом репертуаре. Автор задумал ее как выражение доверия к вечному человеческому духу. Первая часть симфонии основана на латинском тексте IX века христианского гимна Пятидесятницы "Приди, о Дух животворящий", а вторая – на тексте заключительной сцены трагедии "Фауст" Иоганна Вольфганга Гёте. Две части объединены общей идеей – искупление вины силой любви.
Поскольку исполнение Восьмой симфонии требует огромных вокальных и инструментальных сил, за ней закрепилось название "Симфония тысячи участников" (придуманное импресарио Эмилем Гутманом к премьере в Мюнхене в 1910 году), хотя сам автор считал это рекламным трюком. По-настоящему популярной Восьмая симфония Малера стала только в середине ХХ века. Сегодня она считается таким же "знаменем гуманизма", как и Девятая симфония Бетховена.
Комментируя выбор Восьмой симфонии Малера для культурной программы "Экспо", маэстро Бурибаев заметил, что ее исполнение – это всегда знаковое, уникальное событие, которое приковывает к себе внимание всего музыкального мира.
"Это всегда большой вызов. Исполнять музыку Малера очень трудно: как в плане идейном, поскольку его произведения всегда насыщены философскими идеями, так и в техническом плане. Не каждый коллектив может себе позволить играть музыку Малера: это должны быть оркестры самого блестящего качества. Это применимо ко всем десяти симфониям Густава Малера, но Восьмая симфония – итог всех творческих исканий композитора. Его колоссальным, космическим, нечеловеческим замыслам понадобилось такое непрактичное воплощение – вовлечение огромного количества исполнителей. Поскольку, как сказал композитор, в этой симфонии уже не люди, а планеты, солнца и звезды поют во Вселенной", – уточнил он.
Отметим, в симфонии задействованы два взрослых смешанных хора и один огромный детский хор, увеличенный в пять раз симфонический оркестр и восемь солистов. Сольные партии исполнили ведущие солисты театра "Астана Опера". Инструментальный и хоровой состав был собран из лучших коллективов со всех уголков Казахстана.
В целом работа над симфонией заняла три месяца. Репетиции в Астане шли каждый день с двух часов дня до восьми-девяти вечера, с часовым перерывом.
"Последние три месяца я жил без выходных, занимаясь только этой симфонией. Отменил несколько зарубежных проектов и работал только в Казахстане: ездил к коллективам, проводил с ними несколько дней и, закончив, летел к другому хору или оркестру. С 10 июля коллективы стали приезжать в Астану, и мы начали собирать этот "паззл". Заключительным этапом стала последняя неделя работы с 1200 людьми и всеми солистами", – рассказывает дирижер-постановщик.
Студенты и школьники ради работы над симфонией пожертвовали своими каникулами. По словам маэстро Алана Бурибаева, возраст участников проекта начинался от семи лет.
"У детей был немного другой график репетиций. И с ними совершенно другая работа! Обычно взрослым я говорю: здесь так и так надо исправить. А с детьми наоборот. Я их заставлял петь, а потом спрашивал: "Что сейчас не получилось?" Они сами отвечали, и я говорил: "Молодец, пятерка тебе! Давай попробуем по-другому". Для меня это было внове, потому что я не часто работаю с детскими хорами. Здесь я открыл в себе какие-то новые педагогические качества, чему очень рад", – отметил маэстро.
По мнению Алана Бурибаева, этот проект сыграл для музыкантов Казахстана значительную объединяющую роль.
"Мы увидели, с каким старанием работают музыканты из наших регионов. И как много у нас по всей республике талантливых людей! У нас получился такой большой фестиваль дружбы, братства, мы все посмотрели друг другу в глаза и узнали, что мы есть друг у друга. Несомненно, это станет отправной точкой для дальнейшего сотрудничества, чтобы культура Казахстана расцветала во всех регионах нашей страны", – поделился он своим мнением.
Изначально концерт планировали устроить под открытым небом, на площадке перед Дворцом мира и согласия. Но за несколько дней до премьеры от этой идеи пришлось отказаться: установилась дождливая погода, и организаторы решили не рисковать.
"К сожалению, фактор погоды остается непредсказуемым. Дело не только в вечере премьеры: если каждый день идут дожди, то как же нам было репетировать? Поэтому было принято мудрое решение – перенести концерт в стены нашего родного театра "Астана Опера". Можно сказать, дома и стены помогают. Играть на улице, конечно, труднее. Температурные скачки очень сильно влияют на строй инструментов: у струнных инструментов начинает "ползти" интонация. Естественно, холодные медные духовые инструменты плохо прогреваются. Кроме того, у многих музыкантов очень дорогие инструменты, даже из государственной коллекции. Есть очень дорогие скрипки, которым более 300 лет. Не дай бог, капелька дождя попадет… Концерт на открытом воздухе – это всегда немного борьба за выживание. Но изначально мы хотели делать оупен-эйр – ради массовости и предполагая, что 1200 человек на открытом воздухе будут звучать по-другому", – объяснил дирижер-постановщик.
Чтобы все 1200 музыкантов уместились на сцене "Астана Опера", в считанные дни был построен подиум для хора в 900 с лишним человек.
Помимо казахстанских коллективов, в проекте были заняты хор и оркестр оперного театра Карло Феличе (Генуя, Италия).
Как рассказал художественный руководитель театра Джузеппе Акуавива (приглашенный дирижер театра "Астана Опера"), сотрудничество двух оперных театров Генуи и Астаны длится уже три года.
"В 2015 году на "Экспо" в Милане мы исполняли Девятую симфонию Бетховена. Солистами этого исполнения были четыре солиста театра "Астана Опера". Я хотел бы связать два этих больших концерта, а также две этих выставки "Экспо" как пример большой дружбы и сотрудничества. Общее слово, которое присутствует и в Девятой симфонии Бетховена, и в Восьмой симфонии Малера – "наслаждение". Делать музыку – вот наслаждение! Музыка – это универсальный язык, который помогает всем, независимо от цвета кожи, национальности или пола, понять друг друга и подружиться"
По словам Джузеппе Акуавива, театр "Астана Опера" очень похож на театр Карло Феличе, и итальянские музыканты чувствуют себя здесь очень хорошо.
"Теперь моя проблема в том, чтобы наши музыканты, почувствовав ваше гостеприимство, захотели вернуться домой!" – пошутил маэстро.
Влада Гук