Государство выделило аграриям финансовые средства – 70 млрд тенге на весенне-полевые работы и дополнительно 100 млрд тенге по программе "Экономика простых вещей". Но есть препятствия, которые мешают потенциальным получателям эти деньги осваивать. Например, ограничение передвижения между городом и селом и между разными областями, невозможность получения в формате онлайн справок и услуг, которые нужны, чтобы эти финансы получить. С какими еще проблемами сталкиваются "фермеры на карантине", сейчас, когда "день год кормит", говорили участники очередного телемарафона – специального проекта НПП "Атамекен" и телеканала ATAMEKEN BUSINESS.
Между городом и областью
"Сейчас, в условиях ограничений, каждый день фермеры сталкиваются с проблемой передвижения", – обозначил первый вопрос директор Ассоциации садоводов Алматинской области Арсен Рысдаулетов.
Он рассказал, что между городом и областью передвигаются только те компании, которые еще имеют в запасе определенное количество продукции – яблок и яблочного сока, но те, у кого ничего нет, передвигаться не могут, хотя им нужно перевозить средства защиты растений, удобрения, запчасти, оборудование.
"К сожалению, даже из-за маленькой детали они не могут попасть в город и обратно. Многие учредители и управленцы, которые живут в городе, не могут попасть в район, все сады находятся, конечно же, там, в области. Эта проблема никак не решается, техника ломается, и одно на другое наслаивается ежедневно", – поделился спикер.
По его словам, мелкие фермеры в районах "вообще остаются за боротом". "Никто про них не вспоминает. Проблема: закрыли райцентр, Иссык. Именно там мелкие фермеры закупают средства защиты растений, удобрения, небольшое оборудование, запчасти. Сейчас они не могут туда попасть. То же самое с поставщиками – они не могут выехать из города и разъезжать по отдаленным населенным пунктам. В итоге фермеры, не смогут, возможно, в течение двух-трех месяцев в полном объеме опрыскать сады, внести удобрения в достаточном количестве", – обрисовывает ситуацию и потенциальные риски спикер.
Решение, которое он предлагает: нужно разрешить хотя бы одной грузовой машине от каждой компании ездить по области для того, чтобы доставлять фермерам, причем вне зависимости от размера хозяйства, необходимые запчасти или препараты.
Грузы для фермеров застряли в Европе и России
Однако трудности с передвижением – не единственная логистическая проблема, с которой столкнулись агропредприниматели.
Арсен Рысдаулетов рассказал, что садоводы не могут получить свои грузы из Европы. "Примерно пять-шесть компаний из-за проблем с международной логистикой не смогут привезти свои грузы. В Европе, в том числе Италии, застрял посадочный материал, оборудование, техника. И, скорее всего, эти проекты в этом сезоне, весной, реализованы уже не будут, их отложат до сентября либо до следующей весны", – обозначил проблемы глава ассоциации садоводов.
"Такие проблемы не только у садоводов", – продолжил замдиректора департамента АПК и пищевой промышленности НПП "Атамекен" Еркен Наурзбеков. По его словам, некоторые казахстанские фермеры не могут завезти свои грузы не только из Европы, особенно Италии, но даже из России. Например, посадочный материал гречихи, пшеницы.
"Постараемся через ЕЭК эти вопросы оперативно решить. Выносим проблему на уровень министерства сельского хозяйства Казахстана, там есть департамент международной интеграции, который поможет нам эти вопросы решить", – сообщил спикер.
Доходят ли финансы до фермеров?
Для проведения весенне-полевых работ государство предоставляет фермерам 70 млрд тенге в виде кредитов по ставке не выше 5%. Кроме того, на финансирование аграриев выделяется 100 млрд тенге по программе "Экономика простых вещей". Эти меры в первую очередь коснутся мелких и средних крестьянских хозяйств.
Арсен Рысдаулетов назвал 5% тем, что воодушевляет (весь прошлый год ассоциация писала письма в МСХ, чтобы предоставляли кредитные линии под 3-4% с льготным периодом около трех-четырех лет). "Но и70 млрд тенге под 5% – это уже что-то. Хочется, чтобы процесс их получения был упрощен хотя бы на этот период", – комментирует он.
Но сложившаяся ситуация – карантинные ограничения для всей экономики – выявила очень много проблем в кредитовании аграрного сектора. Их перечислила председатель Ассоциации кредитных товариществ агропромышленного комплекса Альмира Сагатова.
По ее словам, тормозом для финансирования производителей сельхозпродукции стало требование кредитора, то есть "Аграрной кредитной корпорации", проводить займы на весенне-полевые работы безналичным путем. "Весенне-полевые работы включают такие расходы, как заработная плата участникам крестьянских хозяйств, работникам. Не все имеют карточки, и в данный момент невозможно очень быстро оформить их онлайн. Не все сельские пункты имеют банкоматы. Это животрепещущая проблема", – говорит спикер.
Кроме того, оказалось, что часть проблем связана с самой системой финансирования сельского хозяйства. Например, фермеру, для того чтобы получить деньги через кредитное товарищество, необходимо стать его членом, а это подразумевает регистрацию либо в органах юстиции, либо в центральном депозитарии. "С этим тоже сейчас возникают проблемы. Для тех, кто проходит регистрацию в департаментах юстициях, они понемногу решаются – через ЦОНы", – рассказывает Альмира Сагатова.
Далее по процедуре кредитования необходимо предоставить справки – об отсутствии задолженности банке, об отсутствии обременения на залог. Некоторые справки, например, об отсутствии обременения на автомобиль, получить онлайн невозможно.
"Регистрация залога. Если регистрация движимого имущества через ЦОНы сейчас более или менее отлажена, определены ответственные лица, к которым участники кредитного товарищества обращаются, то с регистрацией автомобилей – проблема, по работе спецЦОНов стоит большой вопрос", – продолжает участница дискуссии.
В ее списке – проблемы с нотариальным заверением: в сельских населенных пунктах нотариусы не выходят на работу, где-то их вообще нет, в города невозможно выехать. Далее – оценка имущества: ее делать необходимо, но оценщики не могут попасть к фермерам, выезд за пределы городов невозможен. Кредитные товарищества не могу провести общие собрания: из-за карантинных ограничений скопления людей запрещены, но решения общих собраний нужны по процедуре.
В целом, подводит итог глава ассоциации, фермеры получают деньги через кредитные товарищества, но это дается "невероятными усилиями согласования всех этих вопросов с госорганами".
Деньги есть, механизмов нет
Продолжая тему финансов, Еркен Наурзбеков отметил, что пока не понятен механизм предоставления дополнительных 100 млрд тенге по программе "Экономика простых вещей". Будет ли это сделано через "Аграрную кредитную корпорацию" или через фондирование банков второго уровня – пока такой информации нет.
Спикер рассказал, что палата предпринимателей ранее уже проводила встречи с руководством "КазАгро", дочерними организациями холдинга, "Аграрной кредитной корпорацией", "Фондом финансовой поддержки".
"Мы обсуждаем упрощение доступа к финансированию. Так как крестьянские товарищества работают по правилам "Аграрной кредитной корпорации", то требования выставляет именно она. Лишь за счет уменьшения перечня необходимых документов можно было бы снять часть вопросов, которые подняла Альмира Сагатова", – поделился представитель НПП "Атамекен".
По его словам, речь на переговорах шла также о сокращении времени рассмотрения кредитных заявок, пересмотре требования по залоговому имуществу, так как в отношении фермеров применяется не совсем лояльный коэффициент ликвидности, его предлагают сделать унифицированным. "Надеюсь, нас услышат, и мы увидим лояльную политику к аграриям", – говорит спикер.
Народ не бьюти-блогеры кормят
"Меры поддержки от государства – беспрецедентные, мы, фермеры, будем за них в какой-то степени "благодарить" коронавирус. Наконец-то общество и правительство поняли, что нас кормят фермеры. Бьюти-блогеры и прочие – на 10 или даже 20 месте. На первом месте – здравоохранение, на втором – продукты питания. Теперь нужны механизмы, чтобы все осуществилось", – вступил в обсуждение президент Ассоциации овцеводов Казахстана Алмазбек Садырбаев.
Он выразил надежду, что "в корне изменится залоговая политика "КазАгро". "Необходимо изменить отношение банков к финансированию сельского хозяйства. Другое отношение должно быть к залогам фермеров. Считают, что у фермера маленький домик в деревне, земля – и все. А скот? Это же тоже материальный ресурс, и он тоже может выступать в качестве залога. Но в "КазАгро" скот с этой точки зрения не рассматривают. Да, это движимое, да, не нужно его гарантировать на 100%. Но процентов на 75 – можно, это во всем мире практикуется. Остальные 25% фермер всегда сможет "добить", – представляет свой взгляд на проблему представитель отрасли.
На его взгляд, именно это должно стать главным посылом для государства. "Фермер весенне-полевые работы проведет. Потому что фермер консервативен. Я звоню своим, спрашиваю: "Вы солярку получили?". Они надо мной смеются: "А я еще зимой или осенью приготовил", – говорят. Конечно, мелким такая помощь необходима – солярка по 165 тенге за литр. Но главная проблема не в этом. Кредитование – вот это очень важный момент. Здесь нужны беспрецедентные шаги, надо менять механизмы, люди по полгода ходят по кредитным товариществам и институтам "КазАгро". Давайте переходить к онлайн-финансированию. МФО за 10 минут тебе выдают кредит без залога. Почему кредитные товарищества так не могут, почему "Фонд финансовой поддержки" в онлайн-режиме не работает?" – вопрошает спикер, выражая негодование по поводу того, что аграриям приходится "обивать пороги".
Узкие места и оперативные финансы
"Кризис показал все узкие места нашей системы, и то, что мы совсем не можем работать в режиме онлайн. С государственной стороны – тоже, потому что ни регистрация залога, ни выдача справок онлайн не работает. Это то, что нам следует совершенствовать. Даже прием платежей по погашению задолженности у нас не реализован онлайн, сейчас, когда банки не работают, кредитные товарищества тоже испытывают в этой части небольшие проблемы", – прокомментировала Альмира Сагатова.
Она рассказала, что ассоциация, которую она возглавляет, совместно с "Первым кредитным бюро" запустила процесс автоматизации работы кредитных товариществ. "Но это длительный и сложный процесс, потому что все процессы внутри кредитных товариществ интегрированы с процессами внутри "Аграрной кредитной корпорации". Мы уже тестировали автоматизацию, но чуть-чуть не успели до внедрения чрезвычайного положения", – поделилась она.
Еркен Наурзбеков добавил, что финансы сейчас нужны, особенно мелким фермерам. "Это критическое время: в период весенне-полевых работ каждый день на счету. День кормит год, как говорят. Именно в этот период фермерам нужно закупить семена, ГСМ, средства защиты растений. Требуется оперативное финансирование", – подчеркнул эксперт.
Без молодняка – значит, без будущего
"У всех козоводов сейчас тяжелое положение", – такими словами обрисовал положение, в котором оказались представители этого сегмента, управляющий козьего племенного хозяйства "Зеренда" Азамат Турмагамбетов.
Его хозяйство находится вблизи Нур-Султана и сильно пострадало с введением в городе карантина. "Поначалу были трудности с провозом материалов, продуктов. Сейчас ситуация улучшилась, но не намного. Многие проблемы вскрылись. У нас молочно-товарная ферма, мы не можем получить тару и упаковку. Продукцию кое-как вывозим, но это очень сложная система: делаем заявку на пропуск через блокпосты ежедневно, ждем, большое количество времени уходит на это", – рассказывает спикер.
Кроме того, фермеру пришлось изменить формат поставок. "Торговые центры, основные точки реализации продукции закрылись. Некоторые склады перестали принимать товар, а он у нас скоропортящийся. Большая часть наших покупателей – это те, кто кормит грудных детей. Пришлось перейти на доставку до дома, это сложнее по логистике", – говорит Азамат Турмагамбетов.
Основные потери, по его словам, у фермы будут по молодняку. "Как и все, мы кормим заменителем молока. Не смогли завезти корма, аппараты для вскармливания, запчасти. Из-за этого мы останемся без молодняка, а значит, без будущего. Наша отрасль зависит от текущего момента, если мы его упускаем во взращивании животных, то догнать потом уже не сможем", – делится фермер, добавляя, что не представляет, как будет рассчитываться по кредитам, даже имея отсрочку платежей.
"У всех козоводов тяжелое время. Любое производство, которое локализуется отдельно от населенного пункта, от своего потребителя, столкнулось вот с такими проблемами", – заключает гость эфира.
Сахарная отрасль может пострадать
"Мы переработчики продукции, которую выращивают аграрии, поэтому если они столкнутся с проблемами, это отразится и на нас", – продолжает президент Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиева.
Она рассказала, что фермеры, которые занимаются выращиванием сахарной свеклы, уже получили семена (об этом сообщили в управлении сельского хозяйства Алматинской области), планировали начать сев, но не смогли из-за сложившихся погодных условий.
"У переработчиков были просьбы. В частности, сахарные заводы просили оказать им поддержку, иначе они опасаются, что сахарная отрасль может оказаться в очень плохой ситуации. Это связано еще и с тем, что на нас оказывал давление профицит сахара в России, что отразилось на ценах на рынке и до нового года, и сейчас. Когда начался карантин, ситуацией воспользовались нечистоплотные товарищи и резко подняли цены на сахар, ну и на другие виды продукции", – говорит спикер.
Она обрисовала ситуацию, с которой столкнулись компании, занимающиеся фасовкой бакалейной продукции. "Часть продукции выращивается в Казахстане, она беспрепятственно проходит по территории страны, попадает на рынки Алматы и других регионов. А часть продукции, поскольку в Казахстане ее недостаточно, завозили из России, и сейчас с этим возникли проблемы. Например, предприниматель уплатил немаленькую сумму – около 45 млн рублей, но попасть на наш рынок эта продукция не может, потому что Российская Федерация не дает фитосанитарный сертификат. Мы обращаемся НПП, возможно, нужно решить этот вопрос через ЕЭК, чтобы помочь нашим предпринимателям", – говорит Айжан Наурзгалиева, добавляя, что подобные ситуации грозят тем, что на прилавках просто не будет какой-то продукции.
Фермерам нужны единые правила
Управляющий директор – директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП "Атамекен" Нурлыбек Муканов отметил, что в сегментах АПК имеются свои определенные производственные циклы. Сейчас, в период ЧП и карантина, налаженные производственно-сбытовые цепочки рвутся, причем не только внутри Казахстана. Проблемы возникают со странами-партнерами, откуда мы импортируем сырье, комплектующие и другую продукцию.
"Сейчас предпринимателям дали возможность на три месяца отложить платежи по займам. У аграриев есть свои специфические моменты, свои производственные циклы, и эти циклы сейчас нарушаются. Мы предлагаем через "КазАгро" продлить отсрочку по кредитам до конца года", – поделился спикер. Он отметил, что это предложение требует изучения и расчетов, и его уже представили в министерство сельского хозяйства.
По поводу передвижения фермеров: представитель Нацпалаты говорит, что здесь нужен единый алгоритм выдачи разрешений на перемещение. "Мы предлагали это МСХ. Почему единый? Потому что фермеры зачастую приглашают на подготовительные работы специалистов из других регионов, что-то закупают исходя из территориальной близости. Необязательно ехать в областной центр своей области, чтобы что-то приобрести, если это можно сделать с соседней области, просто потому что там ближе", – обрисовывает специфику спикер.
По его словам, во многих облцентрах и карантинных городах разрешено передвижение грузового, где-то – малотоннажного автотранспорта. "У большинства мелких фермеров грузового автотранспорта нет, кто-то на пикапе ездит, кто-то – на уазике, на легковом транспорте. Поэтому единственным решением было бы составить перечень требований, правил передвижения не только внутри одной области, но и между регионами. И сделать график, чтобы соблюдать принцип карантина", – предлагает собеседник.
P.S.
В пятницу, 10 апреля, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению говорил о сельском хозяйстве.
"Объем финансирования весенне-полевых работ увеличен почти в три раза, до 170 млрд тенге, но в то же время появляются проблемы, которые требуют скорейшего решения", – сказал глава государства.
И указал на необходимость обеспечить бесперебойный пропуск автомашин поставщиков сельскохозяйственных продовольственных товаров в карантинные города, оперативно выдавать пропуска для прохождения через "зеленые" зоны. "Это также касается фермеров, которые приступают к весенне-полевым работам. Прошу Госкомиссию контролировать эту ситуацию", – поручил президент.
Елена Тумашова
Телемарафон "Режим ЧП: бизнес & государство" – это совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и Национальной палаты предпринимателей "Атамекен". Представители бизнеса и эксперты обсуждают актуальные проблемы в формате онлайн.
В предыдущих выпусках участники говорили о высвобождении кадров, налоговых послаблениях и отсрочке по кредитам для МСБ.