Старт фискальной децентрализации Казахстана, которую в своем послании поручил проработать президент, обретает конкретные формы. Как выяснил abctv.kz, речь может идти о перераспределении в пользу бюджетов регионов около 600 млрд тенге. Однако финансовой независимости большинству из них это не прибавит, ведь порядка 70% средств получат действующие регионы-доноры.
Ранее вице-министр национальной экономики Руслан Даленов подтвердил abctv.kz, что в правительстве прорабатывается модель передачи корпоративного подоходного налога (КПН) от МСБ в местные бюджеты. Причем, судя по контексту, речь идет о полной передаче подоходного налога от МСБ, а не его части.
"Суть [модельного расчета], почему такое разделение, потому что крупные республиканские компании, они в основном экспортеры, там происходят изменения цены, флуктуации, поэтому ставить регионы в зависимость от таких изменений было бы неправильно. Что касается прочей экономики, то это стандартные предприятия, работающие на внутренний рынок, внутренний спрос, поэтому там больших колебаний не бывает. В то же время, чем больше малого бизнеса, тем больше КПН. Поэтому такую модель прорабатываем передачи КПН от МСБ в местные бюджеты", – пояснил вице-министр.
Какой объем бюджетных средств будет перераспределен из республиканской казны в бюджеты регионов, не трудно подсчитать. Гораздо интереснее, как это отразится на структуре их доходов и приблизит ли отдельные провинции к реальной бюджетной автономии от центра.
Предмет торга
Как уже было отмечено выше, речь идет о передаче КПН от МСБ в местные бюджеты, а сам расчет предполагает вычет из всего корпоративного налога поступлений от крупнейших налогоплательщиков. По итогам прошлого года поступления по КПН от 302 крупных налогоплательщиков Казахстана составили 1,71 трлн тенге, сообщили abctv.kz в Комитете госдоходов (КГД) Министерства финансов РК.
Из этой суммы 45% средств (или 766 млрд) утекли в Национальный фонд, что вполне логично, ведь в числе плательщиков много нефтегазовых компаний, налоги от которых по закону стерилизуются в фонде будущих поколений. Остаток (55%) средств в объеме 946,6 млрд тенге поступает в республиканский бюджет.
Всего доходы центральной казны по КПН за прошлый год, если верить КГД, составили почти 1,54 трлн тенге. Поэтому не трудно подсчитать (общий КПН в республиканский бюджет минус КПН от крупных налогоплательщиков за вычетом отчислений в Нацфонд РК), что под перераспределение могут попасть доходы в размере 592,2 млрд тенге (если опираться на данные за 2017 год).
Много это или мало? Бюджетная вертикаль власти, если говорить упрощенно, опирается на два налога (налог на добавленную стоимость (НДС) и КПН), а также трансферты из Нацфонда, пополняемого за счет отчислений нефтегазовых компаний. В региональную казну поступает лишь подоходный налог с физлиц (ИПН) и соцналог, который формирует до 70% налоговых поступлений всех местных бюджетов. Однако в сравнении с расходной частью доля этих налогов не достигает и трети (28,8%).
Остальная часть средств, то есть более 55%, поступает в виде трансфертов из вышестоящих органов управления. Таким образом, забирая весомую часть доходов в республиканскую казну, центральные власти перераспределяют финансовые ресурсы посредством трансфертов.
Валовый объем таких трансфертов за 2017 год составил 2,54 трлн тенге, следует из статистики Министерства финансов РК. Соответственно, обсуждаемое бюджетное правило по направлению в местные бюджеты КПН от МСБ (в объеме 592,2 млрд тенге по итогам прошлого года) потенциально сможет снизить трансферты лишь на четверть (или 23,3%). Понятно, что сильного влияния на систему межбюджетных взаимоотношений этот шаг не окажет, хотя и торопиться некуда – главное, что заявлен сам тренд.
Регионы-бенефициары
Гораздо интереснее смотреть на процесс бюджетной децентрализации от общего к частному, то есть по каждому региону отдельно. Исходя из цифр КГД, следует, что 70% перераспределяемого КПН, или 414,5 млрд тенге, осядут в четырех регионах-донорах. Речь идет прежде всего о городах Алматы (242,45 млрд тенге) и Астане (92,7 млрд тенге), а также Атырауской (54,7 млрд тенге) и Мангистауской (24,6 млрд тенге) областях.
Даже в текущей бюджетной конструкции из бюджетов этих регионов Казахстана изымаются центром в объеме 236,8 млрд тенге (за 2017 год). Другими словами, из всех доходов, генерируемых в них, на местах в Алматы и Атырауской области оставляют лишь каждый третий тенге, а в Астане и Мангистауской области – каждый второй. Соответственно, передача КПН в регионы применительно к регионам-донорам не сильно изменит текущую практику взаимоотношений с центром.
Помимо них, в Казахстане еще пять регионов по факту являются самодостаточными, но в силу бюджетной вертикали формально зависят от трансфертов сверху. Среди них в порядке возрастания: Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская, Западно-Казахстанская и Актюбинская области.
Наибольший потенциальный рост доходов рискуют испытать на себе Западно-Казахстанская и Павлодарская области – на 27% и 25% соответственно. По остальным вероятностный темп прироста составит от 16% до 19,7%. И примерно настолько же это снизит их зависимость от центра.
Отдельного внимания заслуживают те регионы, в которых доля КПН от МСБ наиболее значительна, и их тоже можно смело назвать бенефициарами инициативы президента. В этот список попали такие регионы, как: Северо-Казахстанская (100% налога теперь останется в регионе, или +8,8 млрд тенге), Жамбылская (92%, +4,1 млрд), Мангистауская (86%, +24,6 млрд), Кызылординская (70%, +6,4 млрд тенге), а также Алматинская (59%, +14,8 млрд) области.
Таб.1. Структура поступлений КПН по регионам, а также доля отчислений крупнейших налогоплательщиков, 2017 г.
Источник: Комитет государственных доходов, 2018 г.
Султан Биманов