Частным судоисполнителям грозят судом

16970

Комитет госдоходов вменяет им оплату отменённого аукционного сбора.

Частным судоисполнителям грозят судом

Частным судоисполнителям выписывают уведомления с многомиллионными суммами, предписания налоговиков приходят за прошлые годы. Об этом стало известно на пресс-конференции частных судоисполнителей (ЧСИ), которая прошла 23 ноября в Астане.

Старый новый Налоговый кодекс

Согласно статье 465 Налогового кодекса, утратившего силу с 1 января 2018 года, не облагается сбором стоимость имущества, реализуемого с аукционов, проводимых уполномоченным госорганом, осуществляющим права владения, пользования и распоряжения объектами госсобственности, а также с аукционов, проводимых органами юстиции по принудительному исполнению исполнительных документов.

По данным судоисполнителей, нормы старого Налогового кодекса приводили к различному толкованию норм законодательства и практики взыскания с частных судебных исполнителей аукционного сбора. С принятием нового налогового законодательства данная коллизия была устранена.

По закону ставка аукционного сбора составляет 3% от суммы реализации судоисполнителями арестованного имущества должников. По данным ЧСИ, ошибка произошла при внесении изменений в Налоговый кодекс: в 2014 году структура Комитета по исполнительному производству была реорганизована и передана в Департамент юстиции.

"В законе произошла замена слов с "не облагаются аукционным сбором органы исполнительного производства" на "не облагаются аукционным сбором органы юстиции". Но ввиду того, что частные судебные исполнители не относятся к юстиции, налоговый комитет начислил нам налоги за прошлые годы", – рассказала судоисполнитель Ляззат Курмантаева.

Судоисполнители выступают против данного сбора, аргументируя тем, что оплачивают налоги в соответствии с законом: 10% ИПН, социальный доход, ОСМС и соцотчисления. На вопрос, почему озвучивают проблему только сейчас, если по закону аукционный сбор введен с 2015 года, ЧСИ парируют, что ранее налоговые органы не выставляли оплату сбора, и также ссылаются на письменные разъяснения самих органов госдоходов и Генеральной прокуратуры, что они "исполняют решения суда – реализуют имущество должников, поэтому не обязаны платить аукционный сбор".

"Нам выставляют уведомления о необходимости предоставления налоговых отчётов по форме, которая уже не существует. Есть конституционная норма, согласно которой, если нормы законодательства отменены, то должен быть применён закон обратной силы. Мы бы хотели, чтобы в нашем отношении применили данную норму", – резюмировала Курмантаева.

Столичный частный судоисполнитель Жанат Дырынбаев в течение двух лет реализовал имущество должников на сумму 6,5 млрд тенге.

"Как трактует налоговый орган? Из стоимости реализованного имущества на 6,5 миллиарда тенге три процента аукционного сбора составляют порядка 200 миллионов тенге. Но я их не заработал, данную сумму получил взыскатель должника. Моя выручка составила 22,6 миллиона тенге. Выставленная налоговиками сумма в десятки раз превышает мой доход, который я заработал за пять лет работы", – возмущается Дырынбаев.

Отметим, постановлением правительства предусмотрены тарифы, согласно которым заработок ЧСИ не должен превышать 10 тыс МРП, что в 2017 году составило 22,6 млн тенге. То есть эта сумма стала доходом судоисполнителя, из которой, по его словам, он заплатил 10% ИПН – 2269 тенге, 3 млн составляет стоимость страховки за год, так как дело длилось два года, общая сумма страховки вылилась в 6 млн тенге.

С такой же ситуацией столкнулись другие судебные исполнители. Всего около 70 ЧСИ получили данные налоговые уведомления. ЧСИ сообщают, что потенциально уведомления получат порядка 500 судоисполнителей. Также они обращают внимание на то, что создают рабочие места – каждый судоисполнитель имеет от пяти до десяти помощников. ЧСИ утверждают, что, в случае если с них взыщут данные сборы, они будут вынуждены признать себя банкротами и закрыть офисы, что грозит увольнением порядка пяти тысяч юристов. Отметим, тяжбы ЧСИ с органами госдоходов начались в феврале этого года.

Судоисполнитель Несибели Басенова в первой и второй инстанции в суде в ЗКО отстояла свои позиции, суд решил в пользу ЧСИ.

"Но по IV кварталу 2017 года Департамент госдоходов подал отдельное уведомление. Я его оспорила, но апелляционная инстанция приняла решение суда не в мою пользу. Я была вынуждена сдать декларацию в налоговый орган, по результатам сдачи которой ДГД выставил мне уведомление с указанием суммы. Я обратилась в суд, но в этот момент началось списание денег с моего текущего счёта. Я снова обратилась в суд, и налоговый орган приостановил списание средств. Кто вернёт мне эти деньги? Я вынуждена сама выплатить средства взыскателю, иначе я попаду в реестр должников, а это уже основание для приостановления деятельности", – отмечает Басенова.

Напомним, институт частных судоисполнителей существует семь лет. В целом в 2017 году из общей суммы взысканий в 2,8 трлн тенге по факту исполнено лишь 800 тыс. исполнительных документов с изъятием 160 млрд тенге. Как видно, процент исполнения невысок и составляет 5,7%. Впрочем, годом ранее, когда было взыскано 95 млрд тенге по 580 тыс. исполнительных листов при общей сумме взысканий в 2,3 трлн тенге, он был ещё ниже.

Отметим, институт ЧСИ периодически сотрясают скандалы. В июне этого года по иску Министерства юстиции бывший глава палаты Сергей Ли был лишён лицензии. В свою очередь Ли передал свои полномочия Ираку Елекееву. Однако в Минюсте посчитали избрание Елекеева незаконным, и часть судоисполнителей, выступающая на стороне министерства, избрала главой палаты Кулахмеда Бекетова, ранее возглавлявшего столичный филиал частных судоисполнителей. Позже на съезде палаты было решено назначить главой Ернара Ибраева, ранее работавшего в Минюсте.

Майра Медеубаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться