Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев сегодня, 16 апреля, провел первую онлайн-конференцию с разъяснением ситуации по коронавирусу в мегаполисе, что заставило большинство журналистов обсуждать в соцсетях права СМИ на равное получение информации. Как выяснилось, приглашение участвовать пришло выборочно для журналистов определенных изданий, о самой онлайн-встрече знали единицы.
Источник: Facebook, группа: Журналисты Казахстана
В частности, в результате мониторинга лент новостей уже вышли материалы о прогнозах акима по динамике заболеваемости горожан, аким также в беседе опроверг слухи о вывезенных бездомных и рассказал, что массовые мероприятия отменены до 1 июня. Опять-таки рассказал для определенного круга журналистов. Читатели остальных СМИ, видимо, мало интересовали градоначальника.
Пресс-служба акимата Алматы в общем чате WhatsApp объяснила это технической проверкой уже постфактум.
Источник: чат "? Акимату Алматы Covid 19"
Почему проверку осуществлял лично Бакытжан Сагинтаев и по какому критерию были отобраны тестирующие связь СМИ – выяснить не удалось, на эти вопросы inbusiness.kz пресс-служба акимата не ответила. Нужно отметить, что редакция, в принципе, не получает ответы пресс-службы акимата Алматы в общем чате WhatsApp под названием "? Акимату Алматы Covid 19", как, собственно, и большинство местных журналистов (146 участников на 16.04.2020 год).
Источник: чат "? Акимату Алматы Covid 19"
Президент ОФ "Международный фонд защиты свободы слова "Адил соз" Тамара Калеева в разговоре с inbusiness.kz так прокомментировала сегодняшнее событие:
"Аппарат акима уже дал объяснение, что это был просто тест. Я думаю, что они просто выкручиваются, на самом деле это были обыкновенная неуклюжесть и опасение недоброжелательного отношения всех СМИ. Есть свои, плохие или хорошие, но они свои. Но со своими нельзя ожидать каких-то неприятных вопросов, с ними проще и спокойнее. То, что это (выборочное приглашение СМИ на онлайн-конференцию акима. – Авт.) нарушает закон, – это безусловно! В законе о СМИ говорится, что все издания обладают равными правами к информации независимо от форм собственности (статья 18 пункт 2. – Авт.). Видите, всегда идут какие-то оправдания, сейчас сказали, что это был пробный шаг, но недовольство осталось. Понятно же, что это не так и, к сожалению, повсеместно. ЧП ситуацию усугубило, акиматы всячески в целом по стране, могу говорить ответственно, как правило, делят журналистов и СМИ на чистых и не чистых. На своих, кому можно доверять, и на тех, от кого, кроме колючек, ждать ничего не приходится и от которых желательно избавляться. Правдами, полуправдами и отговорками. Это не красит пресс-службу акима (Бакытжана Сагинтаева. – Авт.), и я надеюсь, что аким сделает выводы, и если он выдвинет серьезное предупреждение своей пресс-службе, то будет очень правильно".
Inbusiness.kz также поговорил с президентом Казахстанского пресс-клуба и председателем Совета НАСО РК Асель Карауловой о том, как в условиях ЧП должна происходить работа по связям с общественностью.
"Я не следила именно за этой ситуацией. В целом если говорить о подходах работы пресс-службы любой государственной структуры в сегодняшних условиях, то они, безусловно, должны меняться", – считает она.
Асель Караулова дает несколько советов:
- Скорость – информация должна выдаваться очень быстро, своевременно, проверенная, не противоречивая по сравнению с другими службами и организациями. У нас часто одно ведомство противоречит другому.
- Доступ всех журналистов к информации. В обычном режиме в организациях есть постоянные пулы журналистов, которые сотрудничают с ними. В условиях кризиса все СМИ должны иметь доступ к источнику информации, к пресс-ивентам, иметь возможность задавать вопросы и запрашивать комментарии. Селекция вызовет только негатив.
- В обычной жизни зачастую многие госструктуры фильтруют вопросы. Этого нельзя делать. Вопросы, оставшиеся без ответа, обрастают слухами и домыслами. Их комментируют "диванные специалисты". Поэтому надо отвечать на самые неприятные, неудобные и резкие вопросы. Открытость и эмпатия – лучший подход в кризисе.
- Сейчас градус напряжения очень высок. В том числе у журналистов. Это результат годами копившегося недоверия к официальной информации и комментариям чиновников. Нужно это понимать, а не заниматься подменой понятий, вешать ярлыки и так далее. Просто быть максимально профессиональными, открытыми, выходить на прямую связь в соцсетях, каким сложным это бы ни было.
- Все эти годы многие наши чиновники оказывались заложниками своей неподготовленности к публичным выступлениям, непонимания, как строятся грамотные коммуникации, они не проходили соответствующие качественные тренинги, преимущественно работали в рамках госзаказа. В кризисе все эти проблемы только обостряются и все выходит наружу. Поэтому пресс-службы должны экстренно перестраивать свою работу, готовить своих спикеров, системно работать со всеми журналистами, даже если есть неприязнь или сложные отношения.
- Каналы коммуникаций расширяются, очень много фейков и паники в нынешних условиях. Задача грамотной пресс-службы – уметь разоблачить фейковую новость, дать свой насыщенный и профессиональный контент, не переходить при этом на личности, не вступать в конфликты, использовать понятную и простую подачу информации, одинаково хорошо на двух языках.
- Конечно, мониторинг всех каналов информации 24/7, анализ, быстрое реагирование и принятие решений.
Inbusiness.kz отправил официальные запросы в акимат города Алматы и министру информации и общественного развития Даурену Абаеву с просьбой прокомментировать ситуацию.
Напомним, ранее, в конце февраля, поспешное сообщение пресс-службы акимата Алматы о приостановлении туров в страны, где выявлены случаи заражения коронавирусом, вызвало панику среди турагентств и туристов. Позже акимат был вынужден просто исправлять сообщение, не принося извинений и не выпуская опровержения.
Карина Нуртаева