В 2018 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Карагандинской области от стационарных источников составили 587,5 тыс. тонн, что ниже уровня предыдущего года на 1,9%. Такие цифры приводит областной Департамент статистики.
Уменьшение выбросов, по его мнению, обусловлено снижением объемов основного производства на отдельных предприятиях, а также увеличением количества стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, оборудованных очистными сооружениями. По сравнению с предыдущим годом их число увеличилось на 1,4% и составило 1310 единиц (в 2017 году – 1292).
Предприятиями области (по их же данным. – Авт.) в 2018 году из общего количества загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения, уловлено и обезврежено 92,5% загрязняющих веществ, что на 0,2% выше уровня предыдущего года.
При этом в воздушный бассейн области поступили такие специфические загрязняющие вещества (не считая пыли и прочих других "радостей"), как:
- сернистый ангидрид в количестве 251 тыс. тонн;
- окись углерода – 149,1 тыс. тонн;
- окислы азота – 44,6 тыс. тонн,
- угольная зола теплоэлектростанций – 13,2 тыс. тонн;
- аммиак – 0,4 тыс. тонн;
- кислота серная – 127,4 тонн;
- нафталин – 54,3 тонн;
- мышьяк – 39,6 тонн;
- ацетон – 13,1 тонн.
Согласно данным статистики, фактический выброс данных веществ не превышал установленных предельно допустимых концентраций.
Наибольший объем выбросов приходится на предприятия обрабатывающей промышленности (60,5%), предприятия, занимающиеся электроснабжением, подачей газа, пара и воздушным кондиционированием (27,2%), горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (3,4%), транспорта и складирования (1,6%) .
Основные объемы загрязняющих веществ были выброшены в атмосферу Темиртау (244,9 тыс. тонн), Балхаша (90 тыс. тонн), Абайского района (67,6 тыс. тонн), Жезказгана (53,8 тыс. тонн) и Караганды (53,5 тыс. тонн).
Наименьший объем выбросов зафиксирован в Приозерске (1,3 тыс. тонн), Каражале (2,1 тыс. тонн), Актогайском (2,7 тыс. тонн) и Жанааркинском (2,8 тыс. тонн) районах.
И цифр наших волшебство
По данным статистики, с 2005 года объем выбросов в Казахстане уменьшился в 1,3 раза. Это хорошо и неудивительно.
Но удивляет другой статистический факт: в самом индустриальном регионе страны эти вредные выбросы уменьшились почти в 2,5 раза – с 1415,4 тыс. тонн в 2005 году до 587,5 тыс. тонн в 2017-м.
Это что, в Карагандинскую область прилетел старик Хоттабыч, сказал "трах-тибидох" и оборудование основных загрязнителей стало прекрасно экологичным, а воздух райски чистым?
Данные комитета по статистике МНЭ РК
Давайте обратим внимание на следующее: объем выпуска продукции главным, судя по статистике, загрязнителем атмосферы, таким как "АрселорМиттал Темиртау", с 2005 года не уменьшился; кардинальной экологической реконструкции не проводилось.
Более того, систематические выбросы того же "Арселора" жители Темиртау регулярно записывают на видео и выкладывают в Сеть. А знаменитый темиртауский "черный снег" уже успел стать международным брендом.
Кстати, о нем.
Снежный барс. Только черный
В начале 2017 года темиртаусцы были возмущены тем, что только что выпавший снег очень быстро покрылся толстым слоем черноты, а в соцсетях появилась масса фотографий и видео с "черным снегом". Инициативная группа жителей города, состоящая из журналистов и юристов, за два дня собрала шесть тысяч подписей под обращением к руководителю Ассоциации экологических организаций Казахстана Алие Назарбаевой.
По данным руководителя областного Департамента экологии Каната Мусапарбекова, озвученным им на совещании 24 января 2017 года, основным загрязнителем в Темиртау является АО "АрселорМиттал Темиртау": при общей массе выбросов 283831 тонна в год (здесь цифры у госэкологов не бьются со статистикой) львиная доля в 221691 тонну (77%) приходится на "АМТ". Таким образом, на каждого жителя города Темиртау в год "падает с небес" 1,7 тонны вредных веществ.
Справедливости ради надо отметить, что руководство "Арселора" обещает снижение выбросов на 2-3% при введении в строй нового оборудования на аглофабрике.
Но если произойдет снижение выбросов всего на эти 2-3%, то никакого улучшения, в принципе, не будет. Придавит ли человека плитой массой в две тонны или она будет весить на 50 кг меньше – разницы практически никакой.
В Темиртау, кстати, при такой экологической нагрузке несколько лет назад закрыли кабинет онколога, и уже более 10 лет в штате городского акимата нет должности специалиста-эколога. Более того, по информации руководителя областного Управления здравоохранения Ержана Нурлыбаева, процент заболеваемости жителей Темиртау выше областного на 20-30%.
Лабораторные исследования "черного снега" провел испытательный центр ТОО "Экоэксперт". Директор предприятия Владимир Матонин сообщил, что в пробах, кроме всего прочего, обнаружены отходы работы котельных (ТЭЦ) и "отходы металлургического производства". Также он пояснил, что выпаренный осадок из проб притягивается магнитом, что говорит о большом содержании железа в этих выбросах.
На что исполнительный директор "АрселорМиттал Темиртау" (и на минуточку почетный гражданин города) Вадим Басин заявил, что "магнит – это детский фокус".
За 50 лет, что автор живет в городе металлургов, никогда не было таких ужасных выбросов, как за последние три года. "АрселорМиттал Темиртау" сейчас не в состоянии произвести 4 млн тонн, в то время как Карагандинский металлургический комбинат производил 5,1 млн тонн стали, но снег в городе всегда был умеренно чистым.
Возникает вопрос: так за счет чего же в 2,5 раза уменьшились выбросы вредных веществ в атмосферу в Карагандинской области?
Ответ прост: и государственные статистики, и государственные экологи получают данные от самих предприятий-загрязнителей. Поэтому в экологии региона на бумаге все так же красиво, как и со статистикой профзаболеваний, которая при отсутствии улучшений условий труда все так же неуклонно снижается, и даже в 25 раз ниже, чем в Дании, и в 23,4 раза – чем в США.
Олег И. Гусев