Как в Казахстане планируют развивать торговлю

28810

Государство будет стимулировать повышение конкурентоспособности отечественных производителей и создаст благоприятные условия для развития массового предпринимательства во внутренней торговле.

Как в Казахстане планируют развивать торговлю Фото: Серикжан Ковланбаев

В экономике Казахстана торговля является одним из ключевых секторов, его доля в ВВП – 16,5%, количество рабочих мест – 1,4 млн. Однако в последние годы в стране больше развивали сферы материального производства, нежели торговлю, этот сектор не был в приоритете. "Зачастую считалось, что торговля может успешно функционировать и развиваться без активного государственного участия и поддержки", – говорится в концепции развития торговли до 2025 года. Постановление правительства об ее утверждении и сам текст концепции размещены на портале "Открытые НПА".

Разработчик концепции – министерство торговли и интеграции – в качестве цели развития торговли в Казахстане обозначает "создание и развитие современной торговой системы, обеспечивающей насыщение рынка качественной продукцией и конкурентоспособность экспортных товаров и услуг". Подробнее о текущих проблемах, сценариях развития отрасли, принципах и подходах, которые государство будет использовать для достижения обозначенной цели, – в обзоре inbusiness.kz.

Анализ текущей ситуации

Существенная часть документа посвящена анализу торговой отрасли в Казахстане.

Разработчики концепции называют подход, когда торговля не была в приоритете развития у государства, в определенной степени оправданным. Отрасль лидирует среди других секторов по реальному росту валовой добавленной стоимости. На частные инвестиции строились "крупные торговые центры и множество небольших магазинов по всей стране". Это насытило рынок торговой инфраструктурой, но она не всегда отвечает современным требованиям. Теневой бизнес также остается проблемой сектора: в течение последних трех лет оптовая и розничная торговля занимает 34% теневой экономики в ВВП, и это самый высокий показатель.

В 2018 году в Казахстане удельный вес крупных супермаркетов составлял 3%, средних – 15%, маленьких магазинов – 38%, киосков – 6%, открытых рынков – 18%. Также указывается, что доля магазинов косметики и парфюма составляла 5%, домохозяйств – 4%, аптек – 11%.

В современном мире возрастает роль сетевых ретейлеров, они контролируют рынки сбыта. В наиболее развитых странах уровень "ретейлизации" составляет в среднем 80% от всего розничного рынка продовольственных товаров, в России – 60%, в Беларуси – 61%, в Казахстане – только 31%. Реализация товаров у нас происходит в основном через магазины "у дома", не входящие в торговые сети, либо базары. Только в Нур-Султане и Алматы в последние годы стабильно развиваются современные форматы ретейла, отмечается в концепции.

В Казахстане недостаточно торговых площадей: обеспеченность населения на 1 тыс. человек составляет 634 кв. м, в странах ЕС, для сравнения, – 1100-1700 кв. м. Это приводит к завышению ставок аренды и выкупа, что в итоге влияет на стоимость товаров и продуктов в этих магазинах. Новые торговые площади строятся в небольших объемах из-за дорогого заемного финансирования.

Кроме того, нет системы оптово-распределительных центров. Именно она позволяет аккумулировать и оптимально распределять продукцию внутренних товаропроизводителей. Как результат – реализация основного объема товаров происходит через мелкий опт, в цепочке присутствует "большое количество непродуктивных посредников". Также, как отмечается в документе, в стране нет торгово-закупочных союзов – кооперации небольших магазинов, которая позволяет участникам напрямую работать с производителями по наилучшим ценам.

Консервативный, целевой, наилучший

Министерство заложило три возможных сценария развития торговой отрасли в Казахстане – консервативный, целевой, наилучший. Какой из них сработает, будет зависеть от сочетания внешних и внутренних условий.

При консервативном сценарии предполагается, что оно окажется неблагоприятным. Перечисляется несколько внешних факторов, которые могут оказать влияние на развитие торговли в Казахстане. Это замедление и изменчивость темпов роста мировой экономики в условиях временного застоя или спада, дестабилизация международной торговли и валютно-финансовой системы, которая будет вызвана непостоянным экономическим ростом, торговыми и/или валютными конфликтами и усиливающейся практикой введения санкций. Курсы валют при этом будут колебаться.

Основным риском называется "ухудшение экономической активности в мире, связанное с негативным течением пандемии коронавируса и повсеместным введением жестких ограничений".

В целевой сценарий заложена идея превалирования благоприятных условий, при том что действовать будут как негативные, так и позитивные внешние и внутренние факторы.

В числе внешних – умеренный, но нестабильный рост мировой экономики, неторопливый или очень слабый рост международной торговли. Мировая валютно-финансовая система при этом, как предполагается, будет функционировать более или менее устойчиво, торговые и/или валютные конфликты будут ограничены, практика применения санкций будет сокращаться и др.

К внутренним условиям в этом сценарии отнесен нестабильный рост казахстанской экономики (хотя темпы его увеличиваются после 2020 года), также благоприятные цены и достаточно стабильно растущий спрос на основные товары казахстанского экспорта, стабильный курс тенге "на современном уровне, нормализация условий международных платежей и пр.

При наилучшем сценарии сработает "исключительное сочетание" благоприятных внешних и внутренних условий.

Внешние факторы в этой случае будут такими: относительно стремительный, стабильный рост мировой экономики, быстрый рост мировой торговли (по сырьевым и инновационным сегментам), мировая валютно-финансовая система функционирует стабильно, торговые и/или валютные конфликты и санкции сокращаются. Курсы валют умеренно волатильны, условия международных платежей стабильны и т.д.

Внутренние условия для реализации этого сценария – стабильный, ускоряющийся с 2020 года рос экономики страны, высокие и стабильно растущие цены и спрос на казахстанские экспортные товары, очень благоприятные условия торговли и привлечения инвестиций и пр. Тенге при этом должен находиться в тренде постепенного и стабильного укрепления.

С бизнесом будут выстраивать коммуникации

"Развитие торговли будет проводиться с учетом потребностей бизнеса" – с этой установки начинается глава концепции, посвященная основным принципам и подходам к развитию торговли в Казахстане.

Отрасль предлагается развивать с применением следующих подходов.

Внедрение международных стандартов уже на этапе производства. Этот принцип предполагает, что компании будут правильно выстраивать бизнес-процессы на старте и благодаря этому смогут снизить операционные издержки. Также то, что экспортеры продолжат получать актуальную информацию о техрегламентах, стандартах, процедурах оценки соответствия в странах-импортерах. Ее они найдут в обзорах по странам и товарам (ежегодно готовится по несколько таких обзоров; ранее inbusiness.kz рассказывал о некоторых из них в серии материалов).

Комплексная поддержка внутренней торговли. Создание инфраструктуры для внутренней торговли, в частности, меры по стимулированию строительства оптово-распределительных, распределительных, агро-логистических центров, центров кооперации и компетенций, поддержка субъектов внутренней торговли, привлечение инвестиций в эту сферу – вот, что предполагает этот принцип.

Защита интересов казахстанского бизнеса на внешних рынках. Только лишь создания благоприятных условий недостаточно для продвижения экспорта. Зарубежные представительства должны следить за тем, чтобы в тех или иных странах не проводилась "работа против наших компаний" (имеются в виду барьеры, мешающие доступу на внешние рынки). Государство в таких случаях будет реагировать и действовать незамедлительно.

Как указывается в документе, работа должна проводиться в двух направлениях: либерализация доступа через заключение преференциальных торговых соглашений со странами, интересными для казахстанских экспортеров, и мониторинг соблюдения странами-партнерами этих соглашений и обязательств в рамках ВТО.

Наращивание конкурентных преимуществ отечественных производителей за счет электронной торговли. Благоприятная для всех участников экосистема и выход МСБ на отечественные и зарубежные электронные торговые площадки – это те меры, которые обеспечат успех в этом направлении. Отметим, что в Казахстане запущен экспортный акселератор и казахстанским экспортерам уже помогают выходить на такую площадку, как Alibaba.

Выстраивание коммуникационных цепочек между государством и бизнесом. Коммуникационная цепочка между государством и бизнесом должна быть выстроена правильно. Господдержка экспортеров несырьевой продукции – эта система действует продолжительное время, и сейчас "приходит понимание", что должна основываться на интересах отечественных компаний. При заключении соглашений о свободной торговле должна проводиться такая же работа. Необходимо привлекать бизнес к "формированию актуальной страновой позиции".

Какие принципы – основополагающие?

Принципов, по которым будут развивать отрасль торговли, восемь. Они будут распространяться и на внешнюю, и на внутреннюю торговлю, и при их применении на практике будут учитываться интеграционные процессы.

Первый принцип касается качества товаров, работ и услуг – необходимо обеспечивать его на высоком уровне. Также – повышать конкурентоспособность, соблюдать стандарты качества. Интересный момент здесь – признание результатов измерений и испытаний на международном уровне.

Второй принцип – поощрение создания универсальной, основанной на международных правилах, открытой, недискриминационной и справедливой многосторонней торговой системы.

Третий принцип – доступность информации для всех участников торговой деятельности.

Четвертый принцип – равенство субъектов торговой деятельности.

Пятый принцип – о том, что предприниматели и инвесторы "должны обладать соответствующими компетенциями" для осуществления торговой деятельности, и их необходимо повышать.

Шестой принцип предполагает, что торговая деятельность должна стимулироваться, защищаться и поддерживаться в "приоритетных областях".

Седьмой принцип – фокус на экспорт обрабатывающей промышленности и перспективных видов услуг.

Восьмой принцип – продвижение целей устойчивого развития. В числе таковых перечислены ответственное потребление и производство, достойные условия труда, охрана окружающей среды.

"Эти принципы призваны помочь достижению экономической эффективности, расширению рынка сбыта товаров, работ и услуг и осуществлению справедливой торговли", – поясняется в концепции.

Что должны получить в результате?

В концепции прописаны целевые индикаторы, они соответствуют Национальному плану развития Республики Казахстан до 2025 года.

Индикаторы следующие:

  • Объем несырьевого экспорта товаров и услуг должен составить $41 млрд в 2025 году;
  • производительность труда в оптовой и розничной торговле должна составить 11,8% относительно уровня 2019 года;
  • инвестиции в основной капитал в оптовой и розничной торговле должны увеличиться на 40% к показателю 2019 года;
  • доля ненаблюдаемой (теневой) экономики в оптовой и розничной торговле должна составлять 5% в ВВП в 2025 году.

Реформа по формированию в торговой сфере качественного человеческого капитала позволит к 2025 году подготовить и обучить примерно 20,6 тыс. субъектов торговли. Реформа по развитию торговой инфраструктуры будет способствовать увеличению к этому же году количества многоформатных торговых объектов.

Конкуренция в отрасли будет создаваться на основе максимально открытой внутренней торговой политики. "Для этого государство будет стимулировать повышение конкурентоспособности отечественных производителей и создавать благоприятные условия для развития массового предпринимательства во внутренней торговле", – говорится в концепции.

Кроме того, госрегулирование в этой сфере будет нацелено на устранение административных барьеров, стимулирование процесса "ретейлизации", который должен стать ключевым фактором развития внутреннего производства.

В стране будет создана торгово-распределительная система, в нее войдут производители, торгово-логистические компании, ретейлеры, рынки и магазины "у дома". Эта система позволит повысить эффективность производства и снизить издержки, связанные с доставкой товара до конечного потребителя.

Товаропроводящая инфраструктура будет ориентирована на экспорт казахстанских товаров и транзит зарубежных товаров через Казахстан.

Количество экспортеров планируется увеличить

Экспорту в концепции отводится важная роль, и, если судить по всем предлагаемым мерам, государство планирует систематизировать работу в этом направлении. В числе прочего это предполагает слаженную работу загранучреждений и национальных институтов, выработку единых подходов к формированию переговорной позиции госорганов, участвующих в переговорах по заключению соглашений о свободной торговле (эти подходы будут учитывать сильные и слабые стороны казахстанской экономики).

Количество активных экспортеров планируется увеличить до 1000, в 2025 году, как ожидается, будет заключено пять соглашений о торговле товарами и услугами. Реформы по продвижению экспорта несырьевых товаров и услуг и активному развитию экономической и торговой дипломатии будут этому способствовать.

Казахстанские производители смогут "встраиваться" в международные цепочки поставок, конкурентоспособность казахстанской продукции перерабатывающего сектора повысится и на внутреннем, и на внешних рынках.

Биржевая и электронная

Кроме того, в документе прописано, что доля биржевой торговли в общем объеме оптовой торговли вырастет до 14%. Администрирование и регулирование в этой сфере будет совершенствоваться, законодательство – гармонизироваться в рамках ЕАЭС, что привлечет в биржевую торговлю и казахстанских, и иностранных игроков.

Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли увеличится до 15%. E-commerce будут развивать в двух направлениях – как инструмент продвижения производителей на внутреннем рынке и как инструмент выхода производителей товаров и услуг на экспорт.

Охват видов продукции, подлежащей госконтролю в сфере техрегулирования и метрологии, составит 35% (в рамках мер по обеспечению оптимизированного цифрового торгового процесса и развития инфраструктуры качества).

Таковы планы и ожидания к 2025 году. Для реализации целей, решения обозначенных задач и достижения ключевых индикаторов будут определены направления и меры, их пропишут в Национальном проекте развития торговли до 2025 года.

Елена Тумашова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться