/img/tv1.svg
RU KZ
Когда казахи заговорят на казахском и почему молодежь не хочет работать в ауле?

Когда казахи заговорят на казахском и почему молодежь не хочет работать в ауле?

О чем писали журналисты изданий на казахском языке. Обзор прессы за неделю на inbusiness.kz.

08:00 05 Июнь 2020 14803

Когда казахи заговорят на казахском и почему молодежь не хочет работать в ауле?

Автор:

Гульмира Камзиева

Фото: Серикжан Ковланбаев

Qamshy.kz. «Когда казахи заговорят на казахском?», задается вопросом издание. Автор материала посчитал количество казахстанских детей, получающих образование на государственном языке, и задался вопросом – что мешает?

По официальным данным 2018 года, в стране 7393 школы. Среди них 3797 казахских, 1312 русских, 12 узбекских, 11 уйгурских, и одна школа ведет обучение на таджикском языке, более 2000 смешанных школ. Количество людей, овладевших казахским языком, достигло 90%. И, по мнению экспертов, важно не количество людей, знающих государственный язык, а употребление языка.

«100% населения могут овладеть казахским языком, но какая от этого польза, если они не применяют язык на практике? Для этого должна быть потребность в этом. В законах страны должны быть пункты, согласно которым существовала бы потребность. В наших законах русский язык приравнен с государственным языком, поэтому толком не используется казахский язык», – сказал политолог Дос Кошим.

Далее в материале автор описал открытое письмо казахской интеллигенции, которые требовали отмены пункта 2 статьи 7 Конституции.

Aikyn.kz. Почему молодые специалисты не хотят работать в ауле? По данным газеты, такой вопрос часто задают педагогам. Потому что многие из них, получив диплом учителя, не хотят учить сельских детей. В результате существует определенная разница в образовании сельских и городских детей. 

Качеству сельского образования посвятили очередной материал этой газеты. И, по данным этого издания, в некоторых школах аула из-за нехватки кадров одна учительница может преподавать детям по три-четыре предмета. В результате школьники теряют интерес к определенным предметам. Например, в одном из аулов страны учительница информатики три года учила детей русскому языку. Сейчас она – учитель естествознания.

«Молодые учителя не едут в аул по нескольким причинам. В ауле слабый Интернет, сельские условия не сравнить с городскими, школы аула плохо оснащены компьютером. Поэтому специалисты с образованием учителя предпочитают другую работу в городе, нежели учить сельских детей», – пишет автор материала.

Turkystan.kz. «Где найти качественное образование?» Статью, посвященную работе высших учебных заведении Казахстана, опубликовали на странице республиканской газеты. По данным Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», 60% выпускников казахстанских вузов не востребованы и сидят без работы. Эти данные показывают уровень казахстанского образования. 

По данным газеты, до 2025 года кардинально реформируют систему казахстанского образования. Таковы требования нового времени. Поэтому официальные власти страны намерены уделить большое внимание качеству казахстанского образования и закрыть учебные заведения, не соответствующие требованиям.

«По сведениям министерства образования и науки, в Казахстане функционируют 132 высших учебных заведения, 65 из них являются частными вузами. По мнению экспертов, возможно, работу по сокращению и улучшению качества образования начнут с частных вузов. Такая тенденция существуем в международной практике», – пишет автор материала.

В материале, посвященном казахстанскому образованию, автор перечислила рейтинги вузов. Указала, какие вузы Казахстана успели занять места в этом рейтинге. Своим мнением относительно этих рейтингов поделился эксперт. И, по словам этого эксперта, рейтинги не дают объективную оценку. Поэтому любой желающий получить хорошее образование должен трудиться и совершенствоваться.

Abai.kz. «Мы остались на уровне мастеров советовать и любителей чинопочитания», пишет интернет-портал. Такое мнение относительно казахского поведения написал Сакен Алдашбаев. Автору не нравится, что казахи любят говорить о своих достижениях, а на деле ничего не делают и ничему не научились. 

По мнению Сакена Алдашбаева, в Казахстане часто говорят о достижениях в науке. У нас очень много ученых, умных детей, которые получают хорошее образование, красные дипломы, аттестаты с отличием, а на деле в стране нет не то что завода, цеха по производству иголок. Всей необходимой техникой для добычи полезных ископаемых обеспечивают иностранцы. И без них мы даже уголь не стали бы добывать.

«И такими мы стали не за один день, мы и раньше такими были. Да, казахи остались на том же уровне. Мастера советовать, чинопочитать, хорошие ораторы, образованы, но на деле не работают. Поэтому терпят беды. И это не показатель сегодняшнего дня, это показатель последнего столетия. Простой тому пример – пандемия коронавируса. Швейные цеха не могли быстро взяться за шитье масок, они тянули и еле научились их шить. Не дай Боже, но если иностранные компании откажутся от добычи полезных ископаемых, то мы можем умереть от голода. Потому что ничего не умеем делать», – написал автор.

Далее Сакен Алдашбаев описывает сегодняшнее состояние страны. Население Казахстана на 100% грамотное. Часто в этой стране говорят о наличии умных детей, а насколько эти знания полезны самому обществу? Сегодня много молодых людей, которые имеют не по два, а по пять дипломов.

«Но, если вы пойдете на рынок и захотите купить что-нибудь из казахстанского производства, не купите. Все товары изготовлены на технике, которую изобрели и изготавливают за рубежом. Мы даже аппарата по изготовлению иголок не можем изобрести», – написал Сакен Алдашбаев.

Поэтому автор статьи предлагает поднять зарплату людям, увлеченным наукой и образованием. Изобретателей поощрять премиями за частое использование их изобретений. Кроме этого, он предлагает уменьшить зарплату государственным служащим и ограничить их. Тогда, по его мнению, в государственную службу придут настоящие патриоты.

Гульмира Камзиева