/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
Кто в карантине угощал казахстанских селебрити индейкой?

Кто в карантине угощал казахстанских селебрити индейкой?

Бизнес-история Андрея Пака завораживает, впечатляет и мотивирует.

08:33 26 Июнь 2020 2514

Кто в карантине угощал казахстанских селебрити индейкой?

Автор:

Мадина Ерик

Однажды перестав чинить автомобили на СТО, Андрей всего спустя полтора года сумел оказаться в кругах казахстанских звезд шоу-бизнеса, театра и кино. Вместе с супругой и дочерью он организовал бизнес по готовке и доставке так называемой праздничной еды – коктала, барашка на вертеле, индейки и многого другого. Угощает своих клиентов Андрей лично, и делает это мастерски, с элементами шоу. Как родилась идея семейного бизнеса? Что позволяет оставаться востребованными при высокой конкуренции? И как пандемия коронавируса сказалась на доходах в сфере доставки еды? Обо всем этом Андрей Пак рассказал в интервью корреспонденту Inbusiness.kz.

Андрей, в определенных кругах Вы славитесь как бизнесмен, который сумел раскрутиться в рекордно короткие сроки – всего за полтора года. Конечно, это не заводы и фабрики, но, тем не менее, Вы сумели поставить семейный бизнес. Расскажите, как пришла идея, как начинали? Что сегодня у Вас в ассортименте?

Я всегда любил готовить для себя и семьи, любительски, но с душой. В то время, когда мне пришла идея пожарить барашка целиком, коммерческих целей я не преследовал, профессиональных навыков у меня не было, но я всегда был полон решимости, новых идей и проектов. Посмотрев в Интернете все устройства, которые предназначены для этого, я понял, что ни один из них не соответствует представлению о жарке большой туши. Я решил сделать свой ящик для жарки барашка, померив на рынке самого большого барашка, я приехал домой и сделал чертежи. В течение месяца воплотил идею в реальность. Так появилось первое оборудование для жарки барашка. Сейчас я готовлю не только барашка, в меню добавились коктал, индейка, утка, говядина. Все рецепты, включая гарнир, а также оборудование для готовки, упаковка – все сделано и разработано мной самостоятельно (с помощью Интернета, конечно же). Все блюда, конечно же, готовятся по правилам халал.

Каким был Ваш стартовый капитал? Сколько вложили и на что? Когда стала поступать первая прибыль? Помните своего первого клиента?

Как такового стартового капитала не было, да и, как я уже говорил ранее, не думал, что это когда-то станет моим бизнесом. Прибыль я до сих пор особо не чувствую, стараюсь все вкладывать в бизнес. На первых этапах главное – сделать максимальные усилия. Первого клиента я получил из газеты, об этом расскажу позже. Могу только отметить, что стоимость барашка на вертеле с моим личным выездом увеличилась почти в 1,5 раза.

А был ли у Вас до этого бизнес-опыт? Я к тому спрашиваю – насколько Ваш подход к Вашему делу был выверенным или действовали по наитию? Изучали ли рынок, спрос, конкурентов?

Бизнес-опыта у меня не было, я тогда еще работал на СТО. Первой «бизнес-мыслью» было дать объявление в местной газете (мы жили тогда в Талдыкоргане), так и поступил, получив свой первый заказ. В то же время создали инстаграм-страничку @sezon.bbq и за год развили до первых 2000 подписчиков. Мне повезло, что у моего хорошего друга сестра давно живет в Алматы и является популярным блогером, бизнесвумен. Она прорекламировала нас в «Инстаграме», меня стали приглашать разные звезды телевидения, эстрады и спорта, так, количество подписчиков и клиентов возросло. Моя услуга стала востребована, оставаясь уникальной до сих пор, так как я сумел создать настоящее шоу из простого приготовления еды. Было принято решение переехать из Талдыкоргана в Алматы. С этого времени прошел год. Сейчас я живу в Алматы, развиваю бизнес в полной мощности, и, надеюсь, это только начало.

Андрей, насколько мне известно, сегодня в Вашем бизнесе Вы, Ваша супруга и дочь. Это чисто семейный бизнес? Не могу также не спросить Вас о том, как пережили жесткий карантин? Вопреки некоторым прогнозам, многие предприниматели сегодня заявляют, что получили новый виток развития для своего дела именно в условиях карантина. Учитывая специфику Вашего бизнеса, наверняка, подавно. Как «уходили» утка, коктал у Вас? Возникали ли какие-либо проблемы с организацией доставки в период ЧП?

Когда наступил карантин, заказов сначала не было. Проанализировав наше предложение, мы пришли к решению, что нужно снизить средний чек и увеличить бюджет на рекламу. Рекламой занимается моя дочь (коуч по маркетингу в соцсетях), а также обрабатывает заявки и работает с курьерами. На момент карантина и даже сейчас мы сотрудничаем с «Яндекс.Доставка», поэтому проблем с доставкой еды нет. Мы также наладили бесконтактный закуп и доставку продуктов. После всех внедренных улучшений заказов стало больше, чем до карантина. Пик заказов пришелся на Рамадан. На данный момент количество заказов держится на должном уровне. За последние пару месяцев мы увеличились в 10 раз, и это больше, чем результат за 1,5 года. Своему достижению я благодарен своей семье, в особенности моей супруге. Она, помимо своей безграничной веры и поддержки, помогает мне в мариновании рыбы и мяса. На данный момент мы также формируем свою команду и расширяем штат.

Очень впечатляет. А насколько вы конкурентоспособны в плане ценовой политики? Насколько сегодня доступна ваша продукция? Не было повышения цен в период ЧП? И давайте поймем, из чего складывается цена на вашу продукцию?

Честно говоря, цена нашей продукции выше среднего и выше многих предложений на рынке. Однако это все обусловлено стоимостью продуктов и способа приготовления. Все блюда мы готовим из ингредиентов высшего качества, приправы заказываем сборные, специально разработанные для наших блюд. Концепция нашей компании – «все готовится на углях», а это тяжелее, чем в обычной духовке или на газу, к примеру. На момент ЧП мы, напротив, снизили средний чек, как я уже сказал ранее. Считаю, что наша продукция доступна каждому среднестатистическому алматинцу, цены хоть и выше среднего, но вполне оправданы, ведь мы не пытаемся гнаться за количеством и ценами, а ориентируемся на качество.

Давайте вернемся к вашим успехам за полтора года. Как Вы считаете, в чем секрет такого стремительного развития? Правильный маркетинг, хорошее соотношение цены и качества или настолько у нас любят запеченные утку и рыбу?

Не считаю нынешнее достижение успехом. Скорее отправной точкой. Как я уже озвучил ранее, к этому уровню мы пришли не за 1,5 года, а за два месяца. Нельзя выделить что-то одно, повлиял и качественный маркетинг, и вкус нашей еды. Не могу не отметить развитие личного бренда – стараюсь чаще появляться в ваших лентах «Инстаграма»! Людям нравится, многие отмечают не только вкусную еду, но и неиссякаемую харизму повара. (Улыбается.) Кушают наши люди хорошо. Детям по душе пришлась уточка в фирменной медовой глазури благодаря своему сладковатому вкусу и мягкому сочному мясу; молодежи – брискет по-техасски, они любят все новое и заморское; взрослым – коктал, так как это не только вкусное блюдо, но и исконно казахское блюдо.

Андрей, как Вы в целом сегодня оцениваете положение МСБ в Казахстане? Готовитесь ли Вы сами к «тяжелым временам», которые пророчат аналитики и СМИ?

Насколько я помню, во все времена кризис никогда не влиял на всех одинаково. Для кого-то кризис – это конец, для кого-то – начало. Положение МСБ на сегодняшний день довольно нестабильно, но также хочу отметить – не для всех. Многие смогли переквалифицироваться, например мы. Ранее я относил свой бизнес к сфере ивента, а на момент карантина мы неплохо сработали как «еда на вынос». В Алматы, мне кажется, всегда можно найти любимое занятие, которое будет приносить прибыль. Главное – продолжать упорно работать и следить за трендами рынка. Не нужно сдаваться или бояться начать что-то новое. В самые тяжелые времена главное – следовать за своей мечтой и видеть четкие цели. И, я думаю, для нас самые тяжелые времена уже позади.

Поговорим о Ваших планах. Куда и как планируете развиваться?

Идей много. Все карты на стол выкладывать не стану, все-таки, моя основная «фишка» – удивлять людей. В основе лежат не только личные и коммерческие цели, но и социальные. Один секрет я вам открою – в поддержку национального духа страны планирую организовать масштабный «Фестиваль коктала». На данный момент уже готов план проведения данного мероприятия. Обо всем буду рассказывать на своей страничке @sezon.bbq.

Спасибо за беседу, Андрей, успехов Вам!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Причины банкротства ресторанов в столице

Почему в Нур-Султане открылись не все кафе.

10 Июнь 2020 08:17 10737

Причины банкротства ресторанов в столице

Фото: Мария Матвиенко

В мае в Казахстане разрешили работать кафе и ресторанам с определенными требованиями, но некоторые из них так и не открылись. Жители столицы увидели двери своих любимых заведений закрытыми.

Только навскидку можно сказать, что более пяти уютных мест в Нур-Султане остановили свою деятельность. Что происходит в сфере HoReCa, за комментарием мы обратились в столичный Клуб рестораторов, к его руководителю Веронике Нурпеисовой.

Что происходит на рынке HoReCa, почему такая печальная статистика?

Ориентировочно около 30-40% заведений города Нур-Султана на данный момент закрылись, причем половина из них со статьей «банкрот», – говорит она. – В столице порядка 3200 заведений. Вот и считайте. Основные причины – не потянули аренду, есть расходы за коммунальные услуги, на поставщиков и по заработной плате сотрудникам. За время карантина на те же продукты питания цены поднялись на 20-30%. Не все сотрудники получили 42 500 тенге. Что изменится на рынке? Выживут сильнейшие рестораторы, те, у кого есть другой вид бизнеса, благодаря которому они удержатся на плаву. На самом деле сейчас рестораны работают в минус. За время ЧП только половина арендодателей пошла навстречу, снизив аренду на 50%, кто на 20-30%. Никто на 100% не снижал, может, единицы по городу.

Нельзя закрывшихся отнести к одной группе. Это разные заведения, от «шаурмушек» до известных заведений на Левом берегу, в том числе в Экспо-городке. Они уже не откроются, скорее всего, поменяются хозяева, будет ребрендинг.

Сколько сейчас посетителей могут принимать кафе?

В заведениях до 50 мест разрешены только 30 человек, свыше 50 – только 50 человек, при условии что между спинками стульев будет два метра. В наши заведения (460 участников клуба) по городу зайдите, там все нормы СанПиН соблюдены, есть журнал производственного контроля, антисептики, санитайзеры, перчатки.

Я сейчас нахожусь в одном ресторане, приехала проконсультировать владельца. Содержать такую махину очень накладно. Благо, что этот ресторан в собственности, здесь только работников кухни в сокращенном виде 12 человек: повара, помощники, официанты.

Запретили караоке, бильярды, тои. Люди уже разорены, потому что обычно тои проводятся с мая по октябрь, до конца года нам сказали, что не будет банкетов. В заведениях среднего калибра работают до 50 человек, все они остаются без работы.

Мы обращались ранее к президенту, я очень благодарна, что он нас услышал, в своем выступлении в марте он четко ответил на все наши вопросы. Но этого оказалось недостаточно. Нам дали отсрочку по кредитам, но вместе с ней банки повысили последующие платежи.

HoReCa потихоньку умирает, это как маленькая страна, где работают и другие объекты услуг – ивент-агентства, музыкальные коллективы, декораторы, продуктовые магазины, специалисты по вентиляции, мастера холодильников, производители сиропов и алкоголя и другие. Все они теряют доход.

Как нам в Алматы чиновники сказали: «Пусть ваши работники идут дороги строить, в сельское хозяйство, а вы наймите себе роботов». Но это же не смешно.

На заседании госкомиссии НПП «Атамекен» предложила выдавать бизнесу беспроцентные кредиты, и если работодатель сохранит в течение года рабочие места, то заем прощается. Что Вы думаете по этому поводу?

Это предложение Клуба рестораторов. Основная идея нашего государства – развитие туризма. Если сейчас кафе и рестораны слягут, каким образом мы будем развивать туризм в Казахстане?!

Если бы эта инициатива нашла поддержку, то благодаря этому предприниматели погасили бы свои задолженности по зарплате. Даже если мы сейчас возьмем кредиты в банке, мы отнесем их арендодателю, коммунальным службам и работникам. Те, в свою очередь, заплатят за коммуналку и свои кредиты. На развитие бизнеса практически ничего не остается.

Недавно мы встречались с такими музыкальными барами, как Zima, Zoloto, Echo и другими, будем писать письмо на имя президента с просьбой увеличить рабочее время, хотя бы до трех ночи. Потому что, сами знаете, в столице люди много работают, поздно возвращаются с работы. И идти в кафе или музыкальный бар, который работает до 12 ночи, нет смысла. В свою очередь, музыкальные бары готовы нести соответствующие обязательства по санитарным нормам, по требованиям к отдыху посетителей.

Айгуль Тулекбаева

Как рестораторы в карантин замеряют уровень счастья клиента

О том, что кризис – время новых возможностей, реалии сегодняшнего дня не устают напоминать казахстанским предпринимателям. Утешение сомнительное. Тем не менее бизнесмены принимают вызовы и адаптируются к карантину и его последствиям.

09 Июнь 2020 08:48 3081

Как рестораторы в карантин замеряют уровень счастья клиента

Арслан Айнакулов – один из совладельцев ресторана Take Eat Easy. В кейсе партнеров – различные проекты в Нур-Султане в сфере общепита. Однако новый проект по части запуска и ведения стал одним из самых рисковых. О том, как живет сегодня ресторанный бизнес и насколько серьезно доставка еды на дом может заменить привычное живое общение в кафе и ресторанах, – об этом Арслан Айнакулов рассказал в интервью нашему изданию.

Арслан, мы сегодня с Вами говорим о ресторанном бизнесе на примере развития Take Eat Easy. Какой путь Вам и Вашим партнерам пришлось пройти и какой полученный опыт Вы вложили в развитие Take Eat Easy?

Если говорить о текущем нашем проекте Take Eat Easy, нам понадобилось больше двух лет, чтобы выстроить структуру, наладить взаимодействие и осознать простой принцип: «каждый должен делать то, что он лучше всего умеет». Изначально помещение арендовали для сети бургерных, но, начав анализировать локацию, мы приняли решение уходить в высокий сегмент гостей, использовать лучшие продукты на рынке, сделать акцент на атмосфере и сервисе и давать определенной аудитории, живущей в Highvill, тот продукт, за которым они обычно летают в Европу. Стратегия сработала, подправляем тактику. Если бы получилось наоборот, было бы тяжелее. На словах все просто – в ресторане нужна хорошая команда, вкусные блюда, дисциплина, четкая система учета товаров и денег. Но на практике это огромный труд всей команды. Мы учимся до сих пор и, наверное, будем учиться еще долго. Общепит – это бизнес деталей. Здесь могут даже самые мелкие просчеты и недочеты убить лучшую систему. Зачем быстрое приготовление, если блюдо невкусное? Зачем вкусное блюдо, если его несут 40 минут? Зачем красивый интерьер, если в один из дней не убрали в каком-нибудь углу мусор? Зачем большие продажи, если высокий фудкост и не организован закуп? Зачем крутая команда, если нет дисциплины? Зачем опираться на настоящее, если не защищено юридически будущее? И еще сотня таких примеров. Ресторан должен быть гармоничным.

Вот, наверное, поэтому Вы часто называете Take Eat Easy «творческим объединением», а не традиционной компанией... Как Вы распределяете обязанности среди партнеров?

Мы – группа рестораторов. Руслан и Аина Байдаулетовы, Мухамед Ахатов и я весь год пробовали разные комбинации, и пока самая эффективная структура получилась следующая: есть две главные группы управления. Везде четкое распределение обязанностей и вертикальное управление. Всякие красивые гипотезы по построению бирюзовой компании, делегированию результата и прочее мы не смогли внедрить. В первой группе мы с партнерами. Каждый ответственен по своему фронту за конечный результат, также формирует систему, по которой будет действовать вторая группа. Распределение следующее: операционные вопросы и персонал, маркетинг и развитие, финансы и юридические вопросы. Во второй группе наш менеджмент, туда входят менеджеры, шеф-повар, бренд-бармен и бухгалтер. Все они выполняют функцию исполнительного органа. Действуют в рамках выстроенной системы.

Давайте определим все плюсы и минусы ресторанного бизнеса. Наверняка, Вы для себя определяли все преимущества и риски перед запуском? И почему, кстати, именно на этом секторе Вы остановились, были ли другие варианты, бизнес-идеи?

Сложно четко разделить, часто плюсы оказываются минусами и наоборот. Поэтому просто напишу особенно важные аспекты в нашем бизнесе:

  • Требуется капитал. Для старта нужен внушительный капитал. И, как правило, размер вложений пропорционален будущим доходам. То есть если вы хотите сэкономить на ремонте, оборудовании или вентиляции – это потом может сильно ограничить оборот или принести дополнительные расходы.
  • Источники капитала. Капитал должен окупаться, средняя окупаемость в общепите – три-четыре года. Что тоже гораздо выше других бизнес моделей. Капитал также придется откуда-то брать и возвращать, есть три классических источника. 1. Вкладывать свои деньги, что мало кто может. 2. Найти инвестора, но, к сожалению, сейчас это сделать стало немного сложнее. 3. Заем, кредит. Тут нужен залог недвижимости, и перед банком вы обязуетесь все риски нести лично, как физлицо.
  • Высокие риски. В общепите нужно учитывать ряд факторов риска. Первую половину можно избежать на опыте, вторую половину – на везении. Риск может быть связан с неправильной локацией, неправильным подсчетом сметы, неправильно подобранным персоналом, неверно определенной целевой аудиторией. К слову, все эти ошибки мы с командой совершили.
  • Сложная экономика. Рентабельность в общепите, как правило, варьируется с 5% до 25%. И успех часто зависит не только от увеличения оборота, а от жесткого и эффективного распределения финансов. Поэтому в общепите нельзя не считать.
  • Учет продуктов. Именно в общепите, помимо стандартных финансовых и бухгалтерских операций, самое важное – это достоверное ведение калькуляции, ревизий, складского учета, движения товаров.
  • Человеческий фактор. Общепит – это в первую очередь люди, которые делают сотни действий каждый день. Поэтому практически каждый сотрудник ресторана, будь это повар, официант или бухгалтер, может повлиять на общий результат.
  • Воровство. К сожалению, это главный враг общепита. Мы пострадали от этого внушительно. Воровства (на этапе стройки, выбора поставщика, закупа, движения товаров, расчетов гостей и т. д.) можно избежать лишь при жестком контроле.
  • Системный бизнес. Общепит требует системных внедрений на каждом этапе. И, если вы хотите расти дальше, нужно суметь сначала выстроить работающую систему.

Очень обстоятельно и доходчиво. Спасибо! Давайте перейдем к не менее актуальной сегодня теме выживания в карантин. Какой пандемия была и остается для Вашего бизнеса? Какие выводы сделали для себя?

При введении карантина мы, конечно, упали в продажах, так как были ориентированы полностью на работу с залом. Доставка у нас занимала порядка 3-5% от общих продаж. Но ситуацию нужно было принять и работать с тем, что имеем. Каждый день буквально вели ручное управление бизнесом, первое время практически каждые несколько часов поступала информация, и мы быстро принимали решение. Утвердили финансовый план на время ЧС, стали суперэффективными, все силы пустили на доставку. Буквально за несколько дней запустили сайт, адаптировали меню под доставку, ввели жесткий учет финансов, мощнейший маркетинг, внедрили кешбэк-систему и СМС-систему, по которой делаем опрос и замеряем NPS – индекс счастья клиента. Благо маркетинг – один из лучших наших навыков. В результате мы подняли продажи доставки в среднем в 10 раз. Что, конечно, позволило нам не только выжить, но и отточить систему, поднять эффективность по всем фронтам и сплотиться как команда. Во время карантина мы работали, пожалуй, даже больше, чем до. Продумывая выход из карантина, мы утвердили новый финансовый план. К счастью, благодаря нашей активности, когда все остальные, условно говоря, «спали», мы нарастили новую и удержали старую базу гостей. И сейчас опережаем свой план в полтора раза. В первые выходные с момента возобновления работы зала мы поставили рекорд по продажам за все время работы заведения. Даже в праздничные дни бывало меньше.

 

Как адаптируетесь к новым санитарным правилам в период карантина? Насколько это затратно?

Мы социально ответственное заведение, об этом знают все гости и партнеры. К примеру, курьерам разных агрегаторов мы поставили воду в парадной. Поэтому в первую очередь мы думаем о здоровье гостей. В ущерб своим доходам мы разъединили столы до 1,5 м друг от друга и не разрешаем садиться за одним столом более четверым людям. Приобрели тепловизор, три раза в день ведем учет температуры сотрудников, сшили на заказ маски всей команде и часто дарим гостям, на входе и в зоне санузла стоят антисептики. К сожалению, таких простых и на самом деле не сильно дорогих мер придерживается далеко не каждый общепит. Для нас репутация дороже всего. А еще мы, пожалуй, первые в Казахстане (возможно, в СНГ) сделали настоящее бесконтактное меню. Сначала думали делать одноразовые меню – поел и выкинул. Но пошли еще дальше, сейчас гость берет только свой личный телефон, наводит на QR-код, прикрепленный к столу, и у него открывается сайт с нашим меню. Выбирает блюда и показывает официанту. Официант дальше консультирует. Это просто в использовании, и для нас это оказалось также просто во внедрении. «Позаимствовали» эту идею у мишленовского ресторана Noma в Дании, больше не видели, чтобы кто-то использовал. Хотя смотрим за рынком постоянно. В мае нам ровно год. За это время мы заработали имя, высокие рейтинги и отзывы гостей и выстроили десятки процессов внутри. Но, конечно, работы впереди еще очень много.

Арслан, какие рестораны, по-Вашему, выстоят в непростое посткарантинное время? На что нужно делать акцент, чтобы выжить?

Я точно знаю, что все не выживут, потому что кому-то аренду не скостят, кто-то уйдет в депрессию и закроется, у кого-то есть долговая нагрузка, и он не сможет договориться с банками, произойдет кассовый разрыв, мы все это хорошо понимаем. Повторюсь, абсолютно все точно не выживут, до 20%, думаю, закроются. Все еще зависит от того, когда полноценно закончится карантин. Если для ресторанов это произойдет в течение июня – это хорошо. Мы откроем наши двери, придут гости, и мы все будем делать для того, чтобы им было комфортно. Если нет, мы будем вынуждены адаптироваться под новые реалии. Скорее всего, после карантина будет массовое сокращение потребительского спроса. Потому что многие казахстанцы несколько месяцев сидят без зарплаты, некоторые успели привить себе привычку питаться дома. Они научились вкусно готовить и теперь будут предпочитать домашнюю еду. Но мы ведь все равно социальные люди. Мы хотим быть в обществе, и понятно, что если раньше мы хотели «выйти в люди» два раза в неделю, то теперь это будет один раз.

Сегодня представители разных секторов бизнеса обращаются к государству за помощью. Рассматриваете ли Вы для себя такие меры и в каком формате Вы бы могли говорить о сотрудничестве с государством?

До начала карантина ходили в фонд «Даму», узнавали по финансированию, которое нужно еще постараться получить. Рассмотрение занимает около двух месяцев, я ходил в два банка, там были, на мой взгляд, жесткие условия, например то, что мы не можем обеспечить – залог, чтобы получить деньги под хорошие проценты, от 8,5% до 13%. Что касается других форм поддержки, также еще до карантина ввели мораторий по налогам для малого бизнеса и сейчас ввели отсрочки по зарплатным налогам. У нас сумма выплат – около 300 тысяч тенге в месяц, мы лучше сейчас отдадим эти деньги поставщикам и сотрудникам. Также есть отсрочка по коммунальным платежам. И, конечно, 42 500 тенге получили практически все, кого мы вынужденно отправляли в отпуск. К слову, сейчас все вернулись на рабочие места. И МЗП помогла этим семьям. У нас суммарно около 60 человек работают, и перед каждым мы несем ответственность, а когда государство разделяет с нами эту ответственность, давление уже не такое сильное.

Спасибо за беседу, успехов в бизнесе!

Мадина Ерик