Рустам Журсунов: "Повышение НДС – это фантазии должностных лиц"

6809

Налоговые ставки: чего ждать бизнесу?

Рустам Журсунов: "Повышение НДС – это фантазии должностных лиц"

Очередной выпуск телемарафона "Бизнес & государство" посвящен теме налогообложения малого и среднего бизнеса.

Помогли, но не всем

"Нужно ли повышать ставки НДС и КПН для МСБ и как совершенствовать налоговую политику государства?" – обозначил тему ведущий Данил Москаленко.

И обратился с первым вопросом к налоговому консультанту Айжан Балакешовой (Караганда): "Какой эффект дали антикризисные меры для бизнеса, принятые государством в части налогов?".

Гостья эфира отметила, что налоговые льготы предоставили, бизнес, действительно, поддержали, но только определенные категории. "Поддержали только 29 видов деятельности – до 1 октября их освободили от налогов и обязательных платежей в бюджет с фонда оплаты труда. Но остальные виды бизнеса, которые пострадали не меньше, не учтены. Ставки НДС снизили с 12% до 8%, но только на социально значимые товары. Сказать, что льгот нет, нельзя. Со стороны правительства поддержка идет, но очень медленно и поддерживают не весь МСБ", – говорит спикер.

Увеличение НДС и КПН будет катастрофой

Предприниматель Акмарал Абдразакова (Кызылординская область) на вопрос о том, есть ли у нее задолженность и помогли ли ей принятые меры, ответила, что задолженностей у нее нет: как бывший работник налоговой службы она знает, "чем это все грозит, поэтому заранее, еще до начала карантина, все налоги уплатила".

"Социальные сети несколько дней как "взорвало", все говорят о том, что НДС и КПН увеличат. Думаю, для нас всех это будет катастрофой. Потому что еще же хотят понизить порог на постановку на учет по НДС (миннацэкономики предлагает снизить порог дохода для постановки на учет в качестве плательщика НДС с 30 тыс. до 20 тыс. МРП. – Ред.). Получается, каждый второй предприниматель будет плательщиком НДС", – говорит спикер.

Она поясняет, что, если, например, ее бизнес станет плательщиком НДС, то к стоимости для потребителя придется добавлять 20%. "Естественно, сразу же будет отток посетителей. Мне нужно будет сокращать работников. И тогда получится, что и НДС я платить не буду, и по другим налогам будет уменьшение", – говорит собеседница.

50% предпринимателей могут обанкротиться

"Надо ли совершенствовать налоговую политику государства?" – обратился ведущий к председателю регсовета Палаты предпринимателей г. Алматы, основателю группы компаний "Учет" Максиму Барышеву.

"Однозначно – надо. Наша налоговая политика и система налоговых отчетов довольно сложная, ее надо улучшать, упрощать налоговую отчетность. И оптимизировать налоги", – считает спикер.

По его мнению, в предложенном к обсуждению пакете поправок есть "хороший момент", он касается объединения отчислений в фонды (пенсионный, медстрахования и т.д.).

"Нехороший момент – это снижение порога для постановки на учет по НДС с 30 тыс. МРП. Это может привести к негативным последствиям. Мы как регсовет, как Нацпалата предпринимателей отстояли, чтобы оставили 30 тыс. МРП и не снижали этот порог", – говорит спикер.

Он поясняет, что если НДС будет применяться к ИП, то будет сложно его администрировать. "Появляется стоимость администрирования – расчеты суммы, сдача налоговых отчетов. Сразу появится необходимость в бухгалтере или бухгалтерской компании, что увеличит расходы предпринимателя. Появится необходимость сдачи отчетов. Кроме того, у ИП зачастую нет зачетной стороны, и 12% НДС сразу же уйдут с общего оборота предпринимателя. Если средняя маржинальность у предпринимателя 20%, то после уплаты НДС в размере 12%, ему останется 8% на все остальные затраты. До 50% предпринимателей могут просто обанкротиться при применении этой ставки НДС", – объясняет Максим Барышев.

Айжан Балакешова считает, что увеличение административных расходов (на содержание бухгалтера) – это одна проблема. Другая может появиться, если предприниматель будет сдавать отчетность самостоятельно, и либо составит ее неправильно, либо не сделает это в срок. И получит за это штраф.

"Административное наказание вызовет недоверие к налоговым органам, и это только отдалит плательщика от налоговых органов, – говорит эксперт. – Кроме того, пострадают конечные потребители. Ни один бизнесмен работать себе в убыток не будет. Он просто поднимет стоимость товаров или услуг. Если зачетной стороны не будет, то это красная дорожка к теневому бизнесу. Часть бизнеса, конечно, будет платить НДС, но часть просто уйдет в тень".

Экспорт увеличит поступления

На взгляд Максима Барышева, есть два варианта увеличения налогов. Первый – увеличение налоговой базы простым увеличением ставок. Это самый простой способ, который лежит на поверхности.

"Но есть другой способ, с помощью которого можно увеличить налоговые поступления без увеличения налоговых ставок. Что это? Я предлагаю развить экспортный потенциал нашей страны. Когда наши производители, зарегистрированные в РК, начнут продукты и услуги отправлять на экспорт, тогда валово увеличатся налоги и валютные поступления от международных контрактов", – говорит спикер.

Он считает, что очень важно – поддержать бизнес, который занимается экспортом. Для этого нужно использовать возможности объединений, в которые входит Казахстан. ЕАЭС, например. Нужно, чтобы казахстанские продукты выходили на международные рынки, появлялись на полках соседних стран.

Также эксперт считает, что необходимо оставить налоговые ставки, налоговую систему такой, какая она есть сейчас. "Мое обращение к правительству: зафиксируйте на три года все ставки и правила. Потому что как только бухгалтера начинают привыкать к одним ставкам и нормам, начинаются изменения. А это значит, бухгалтеру нужно переучиться, нужно помнить, какие ставки и отчеты были в прошлые годы", – говорит он.

Снижение НДС: исторический опыт

Акмарал Абдразакова говорит, что работала в налоговых органах с 1991 по 2005 год, курировала НДС. "С 1995 года до нынешнего времени ставка НДС снизилась с 28% до 12%. И вот пример: в 2001 году ставку снизили с 20% до 16%. Тогда министерство госдоходов было очень обеспокоено, придумало программу, провело колоссальную работу по снижению ставки, потому что ожидали снижения поступлений НДС. С 1 июля 2001 года ввели новую ставку. На 1 августа поступлений было больше, чем годом ранее при ставке 20%", – приводит пример спикер.

Она уверена, что государство должно идти на снижение. "Когда ставка снижена, у налогоплательщиков появляется чувство добросовестности. Тем более, когда-то говорили, что ставка дойдет до 10%. Остановились на 12%. Мне кажется, нужно довести ее до 10%. И КПН немного снизить – до 15%. Думаю, для государства и предпринимателей это будет взаимовыгодным условием", – говорит собеседница.

Счет для налогов и окно возможностей

"Давайте я сразу попытаюсь снять интригу. В прошлую пятницу (5 июня. – Ред.) было заседание рабочей группы, где министерство нацэкономики презентовало эти предложения, – подключился к обсуждению уполномоченный по защите прав предпринимателей Рустам Журсунов. – Понятно, что это солянка. Отход от концепции освобождения дивидендов от налогообложения, повышение ставки НДС – это фантазии определенных должностных лиц, которые не основаны на счете. Я об это сразу сказал. Если мы говорим о налогах, то в первую очередь мы говорим о том, что необходим счет. Этого счета нет. Будет счет – будем рассматривать эти предложения".

Спикер рассказывает, что сейчас собрана рабочая группа, ей предоставлен доступ к определенным базам данных, и она как раз занимается расчетами. К концу месяца, вероятнее всего, цифры уже будут получены, и после этого начнется обсуждение с министерством нацэкономики и минфином.

"Сейчас есть окно возможностей: малый и микробизнес освободили на три года от проверок. Полгода уже прошло. Необходимо вернуться и посмотреть, во-первых, что делать с ЕСП, абсолютно непонятный режим. Во-вторых, что делать с теми, кто на патентном налоговом режиме, и с самозанятыми. В-третьих, – упрощенная декларация, по ней, я считаю, нужно переходить на кассовый метод. Большой вопрос – фиксированный вычет, который в принципе не "полетел". Надо посмотреть вкупе. Экономика Казахстана сама по себе небольшая. Поэтому основным драйвером ее должен быть экспорт. ИПшники на экспорт не ходят. Поэтому наша фискальная политика должна быть заточена на то, чтобы бизнес укрупнялся и рос", – считает Рустам Журсунов.

Он отмечает, что налогообложение в Казахстане "достаточно либеральное": общий коэффициент фискальных изъятий у нас чуть меньше 29%. В странах ОЭСР – 42%. "Налогообложение в Казахстане очень и очень льготное. У госорганов, понятно, есть аппетиты. Но нужен счет. Налоги любят счет", – уверен спикер.

"Бизнес & государство" – совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и НПП "Атамекен". К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов. Проект выходит в эфир с апреля.

Елена Тумашова

 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться