11 мая на заключительном заседании госкомиссии по ЧП президент Касым-Жомарт Токаев высказал мнение, что пришло время проработать вопрос введения прогрессивной шкалы ИПН в отношении заработных плат и других видов дохода. На следующий день он предложил примерную градацию ставок этого налога: для тех, кто получает 250-300 тыс. тенге, – 7%, у кого зарплата от 300 тыс. до 1,5-2 млн, – 10%, более 25 млн в год – до 15%. Глава государства поручил правительству внести предложения, затем вопрос обсудят с общественностью, депутатами и экспертами. Окончательное решение, вводить прогрессивную шкалу или нет, примет глава государства.
"Казахстанский Налоговый кодекс имеет пример применения прогрессивной шкалы налогообложения – в части расчета налога на имущество с недвижимости физических лиц", – говорит налоговый консультант, директор тренинг-центра для бухгалтеров Yantsen Company Наталья Янцен.
– Наталья, есть ли сегодня те, кто платит ИПН по ставке 0%?
– На сегодняшний день применяется единая ставка ИПН для всех видов активных доходов физических лиц, и она равна 10%, а дивиденды облагаются по ставке 5%. Это так называемая плоская шкала.
Отдельные суммы доходов работников не подлежат обложению налогом. В частности, сумма дохода в размере минимальной заработной платы (МЗП) – 42 500 тенге. Кроме того, к заработным платам, которые не превышают 25 месячных расчетных показателей, применяется корректировка 90% от суммы начисленной зарплаты, минус вычеты ("пенсионка" и МЗП). По Налоговому кодексу в случае корректировки применяется МРП, установленный на 1 января. Соответственно, при действующей системе расчета индивидуальный подоходный налог с суммы 25 МРП (66 275 тенге) практически отсутствует (171 тенге).
– Если взять для отсчета 300 тысяч тенге, сколько сейчас составляет подоходный налог с этой суммы?
– Сегодня с 300 тысяч тенге начисленной заработной платы работника, для которого это единственное место работы и который не является пенсионером, при ставке 10% и текущем расчете сумма ИПН составит 26 550 тенге:
300 000 х 10% = 30 000 (ОПВ, обязательные пенсионные отчисления);
(300 000 – 30 000 – 42 500 (МЗП)) х 10% = 26 550 тенге.
– Может ли прогрессивная шкала дать реальное снижение налога для большого количества граждан?
– Если представить, что система расчета налогов останется такой же, то есть будут применяться вычеты и необлагаемые доходы, а ставки при этом станут прогрессивными, то исходя из предложенной президентом градации существует вероятность как снижения суммы налогов, так и ее увеличения.
Вопрос только в том, как именно будет исполнено поручение президента. То есть начиная с какой суммы правительство предложит увеличенную ставку по сравнению с действующей и останется ли система расчета, как я сказала выше, прежней.
Если вернуться к примеру с начисленной заработной платой в 300 тысяч тенге, то при ставке налога до этой суммы в 7% и прежней системе расчетов (вычеты, необлагаемые доходы) сумма налога уменьшится:
300 000 х 10% = 30 000 (ОПВ);
(300 000 – 30 000 – 42 500 (МЗП)) х 7% = 15 925 тенге.
Фактически при описанном подходе, если нечто подобное будет реализовано, увеличение индивидуального подоходного налога возникнет только с суммы заработных плат свыше 1,5-2 млн тенге. Таких работников в Казахстане меньшинство.
– Насколько велики риски ухода зарплат в тень?
– Для увеличения налоговой базы и вывода заработных плат низкого и среднего уровня из тени налогообложение должно быть более выгодным, нежели сейчас.
Например, с суммы доходов до 25 МРП (66 275 тенге), к которой сейчас применяется корректировка доходов на 90% и ИПН максимально составляет 171 тенге, при новой системе прогрессивного налога ИПН, в принципе, не должен применяться, чтобы не было ухудшения с налогообложением заработных плат этого уровня. А таких в Казахстане по регионам очень много, в сельских районах, да и в городах, кроме областных и приравненных к ним, большинство людей получают такую заработную плату.
С сумм дохода свыше 25 МРП (66 275 тенге) и до 250-300 тыс. тенге, о чем говорил президент, ставка налога должна быть меньше 10%, например, предложенные президентом 7%, опять же для того, чтобы новая система была более стимулирующей по сравнению с единой ставкой 10% сейчас.
А вот уже с сумм свыше пойдет применение действующего размера ставки 10% до предложенных сумм доходов в 1,5-2 млн тенге, и размер налоговой нагрузки в этом случае останется прежним.
И только свыше сумм доходов возможна уже более высокая ставка, нежели текущая 10%.
Если будет реализован именно такой подход с обязательным сохранением существующей системы вычетов и необлагаемых доходов, то произойдет реальное снижение подоходного налога для большинства граждан РК, налоговая нагрузка на бизнес снизится, что приведет к постепенному выводу заработных плат из тени и, соответственно, к увеличению налоговой базы.
– Как быстро проявится этот эффект?
– Первоначально, конечно, будет снижение поступления индивидуального подоходного налога в бюджет, но с ростом налоговой базы в долгосрочной перспективе это даст и увеличение доходов государства от зарплатных налогов.
И тогда можно говорить о плюсах прогрессивного налогообложения для большинства людей и бизнеса и реализации поставленных главой государства целей.
– Как Вы думаете, нужно ли вместе с введением прогрессивной шкалы ИПН менять всю структуру налогов и платежей с заработной платы?
– Помимо индивидуального подоходного налога, с доходов работников взимается еще пять видов платежей. Для легализации всех малых и средних доходов желательно бы посмотреть еще в сторону других платежей, которые значительны.
Сейчас вместе с ИПН налоговая нагрузка на предпринимателя на каждые 100 тыс. тенге, выданные сотруднику на руки, составляет дополнительно 32 тыс. тенге, то есть 32% налогов и социальных платежей он уплачивает в казну и государственные фонды. Если налоговая нагрузка снизится только по ИПН, то эффект будет не такой быстрый, нужны дополнительные меры снижения нагрузки и по другим платежам с заработных плат.
Однако общество, исходя из многочисленных комментариев в социальных сетях в аккаунтах профессиональных сообществ бухгалтеров, да и не только там, сейчас опасается, что государство может предусмотреть совсем другой сценарий, при котором произойдет увеличение сумм ИПН с доходов физических лиц и налоговой нагрузки бизнеса.
При негативном сценарии с увеличением нагрузки на зарплаты как минимум до 300 тыс. тенге, мы неизбежно получим обратный эффект, различного рода "оптимизации" бизнесом налогов с заработных плат, опять конверты и т. д. для поддержания привычного уровня налогообложения.
– На Ваш взгляд, какие принципиально важные моменты нужно учитывать при введении прогрессивной шкалы ИПН?
– Индивидуальный подоходный налог у нас применяется не только к доходам работников, но также к доходам физических лиц по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). И если, например, вы пишите книгу, проводите исследование и т. п. и получаете гонорар свыше 2 млн тенге, то тогда налоговая нагрузка на вас существенно увеличится, поскольку при расчете подоходного налога с таких доходов не учитываются те же вычеты, которые есть при зарплатах, и плюс более высокая ставка налога.
Также индивидуальный подоходный налог взимается с предпринимательских доходов индивидуальных предпринимателей, работающих на общеустановленном налоговом режиме, с имущественных доходов при реализации недвижимости и т. д.
В описанных случаях суммы доходов могут быть значительными, и, соответственно, налоговая нагрузка существенно увеличится по сравнению с действующей ставкой 10%, если к данным доходам применят такой же подход прогрессивной ставки ИПН.
Я считаю, что по предпринимательским доходам, имущественному налогу, доходам по договорам ГПХ нужно тщательно продумать, стоит ли применять прогрессивную ставку или лучше оставить их налогообложение в нынешнем виде.
А еще есть и дивиденды, в настоящий момент ставка по ним 5%, и есть льгота по освобождению от налога, если учредитель является таковым уже более трех лет. Важен вопрос, что будет с дивидендами при прогрессивной шкале налогообложения. Оставят для них сниженную и единую ставку 5% или нет?
– Насколько сложно будет применять на практике прогрессивную шкалу?
– Для бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей в прогрессивной системе налогообложения минусами является сложность расчетов в сравнении с плоской единой шкалой. Соответственно, вероятность ошибок увеличивается. Особенно это скажется на ситуациях, когда первоначально какие-то доходы работников не были учтены в силу различных причин, и бухгалтер будет производить доначисление дохода и налогов, пересдавать налоговые отчеты. Он имеет на это право в течение срока исковой давности.
С прогрессивной шкалой налогообложения, когда доначисление приведет к той сумме, что попадает под более высокую ставку, возникнут сложности даже не столько в самих расчетах, сколько в отражении доначислений в дополнительной налоговой отчетности.
– Достаточно ли хорошо выстроено налоговое администрирование в Казахстане, чтобы собираемость ИПН была на высоком уровне при использовании прогрессивной шкалы?
– Администрирование прогрессивных ставок индивидуального подоходного налога государственными органами будет гораздо более сложным.
В Казахстане основной контроль налогоплательщиков осуществляется не через налоговые проверки, а посредством камерального контроля, в том числе по сданным налоговым отчетам. И если по очередным отчетам налогоплательщиков будет возможно настроить алгоритмы проверки правильности исчисления ИПН по градациям прогрессивной шкалы, то с учетом дополнительных форм налоговой отчетности и сменой ставки в связи с увеличением/уменьшением облагаемой базы это будет уже гораздо более сложной задачей.
И эти моменты надо тщательно продумывать при реализации концепции прогрессивного индивидуального подоходного налога.
Елена Тумашова