Туризм признан одной из наиболее пострадавших от коронакризиса отраслей. Меры поддержки были оказаны, часть проблем решена, но не все вопросы сняты с повестки дня. "Бизнес ожидал, что произойдет нормальный летний сезон, и за счет него он покроет свои издержки, но "вмешались" вопросы санитарных норм, повторного карантина, что существенно повлияло на экономическую деятельность", – сказала в ходе онлайн-совещания по вопросам туристской отрасли, организованного НПП "Атамекен", член правления, заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Юлия Якупбаева.
По ее словам, существенное влияние на туристский бизнес оказало то, что в каждом регионе реализация санитарных требований идет в своем режиме. "Нацпалата выступала против этого, мы направили очередное письмо в правительство. Наше предложение таково: нормы главного государственного санврача должны были едиными для всех регионов, чтобы бизнес четко понимал правила игры. А не так, что в одном месте требуется ПЦР-тест, в другом не требуется, где-то можно только купаться, где-то – только загорать. А комплексно четких правил игры нет. Правила игры должны быть унифицированными и исходить из центра", – обозначила проблему спикер.
Отметим, что ранее в выпусках телемарафона "Бизнес & государство" на телеканале ATAMEKEN BUSINESS представители туристического бизнеса говорили о том, как такие "разногласия" и в целом карантинные ограничения сказываются на бизнесе. Например, управляющий оздоровительного комплекса в Боровом рассказывал во время эфира в конце мая, что курорт оказался в подвешенном состоянии из-за того, что закрыли трассу на Нур-Султан, а отель получает 75% именно из столицы. "На данный момент четкого плана выхода с карантина у нас нет. Мы не знаем даты открытия, не понимаем по проценту загрузки, целесообразно ли в принципе открывать отель", – говорил тогда собеседник.
Регионы "играют" по своим правилам?
"У нас все правила игры уже включены в нормативно-правовой акт – санитарные правила. Требования к работе объектов "сидят" в нормативно-правовом акте. Требования к проверочным листам, по которым будут привлекать в случае нарушения, – это только нормативно-правовой акт, не постановление", – прокомментировала руководитель управления санитарно-гигиенического надзора комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг министерства здравоохранения РК Марал Рахимжанова.
Она пояснила: постановление главного госсанврача не является нормативным актом, это как мера ограничения каких-либо действий. И это временное ограничение, оно не может быть постоянным.
"Есть санитарные правила, в которые мы внесли изменения и дополнения, например, по ношению масок. Это нормативно-правовой акт. По всей стране нет специальных требований, дополнительных, к проведению ПЦР-теста. Но при этом в Восточно-Казахстанской области, где на фоне всей страны в течение последних полутора-двух месяцев идет стойкое увеличение заболеваемости, ввели такое требование, и там, в принципе, изначально требовали ПЦР для своих посетителей, для отдыхающих", – говорит спикер.
Внутри каждый регион решает. Например, в Урджарском районе (ВКО. – Ред.) "вспыхнуло", поэтому там ввели дополнительные ограничения на субботу-воскресенье – запрет на въезд на территорию района. Это санитарная мера, чтобы оградить местное население и чтобы приезжающие не заболели.
Вот, по словам Марал Рахимжановой, что такое постановление главного госсанврача. "Это какие-то ограничения на деятельность объектов, они временные – двухдневные, трехдневые, на субботу-воскресенье. А в целом требования, правила игры – на каком объекте носить маску, каким должно быть расстояние между столами – прописываются в нормативно-правовом акте, и сами санврачи эти правила регламентировать не могут. Даже если они сейчас напишут и издадут такое постановление, то в любом случае привлечь вас к административной ответственности не смогут. Потому что в Предпринимательском кодексе имеется прямая норма: требования должны излагаться в нормативно-правовом акте, проверка или профконтроль должны осуществляться на основании требований, предусмотренных в проверочном листе, а там конкретно идет ссылка на нормативно-правой акт. Я так понимаю, что вас как бизнес не должны смущать какие-то требования, которые устанавливают главгоссанврачи территорий", – заключила представитель КККБТУ.
Юлия Якупбаева отметила, что "в регионах запутываются". "Есть нормы санврача региона, где он главнее, чем главный санврач страны. Ограничения тогда тоже должны согласовываться в центре, что вот это вы санврачу из региона разрешили. Правила игры должны быть четкие и понятные, чтобы не было потом ни штрафов, ни закрытий, потому что бизнес и так еле дышит, честно говоря. Там оптимизировали всех сотрудников, кто-то болеет, кого-то уволили, кто-то уволился, все свой ФОТ сокращают. А с учетом проверок вообще невозможно жить", - говорит она.
Детям нужен отдых перед учебой, но пока – нет
Председатель ассоциации детско-юношеского туризма РК Кайрат Султанов предлагает обратить внимание на компании, которые занимаются экскурсиями. Многие взяли автобусы в лизинг, и с марта они стоят. "Необходимо решить этот вопрос и разрешить после 17 августа (дата, по которую в стране продлен карантин. – Ред.) экскурсии для детей длительностью хотя бы один-два-три дня. Если с лагерями не получается. Детей надо занять перед началом учебного сезона", – считает спикер.
"Дети, действительно, не отдохнули, все лето просидели вместе с родителями (дома. – Ред.). Если разрешать делать экскурсии, то нужно, чтобы по всей стране действовали единые стандарты. Не надо забывать о регионах, там точно такие же дети, как в Алматы и Нур-Султане", – поддерживает председатель Ассоциации внутреннего и въездного туризма Альбина Веймер.
Вопрос по детским оздоровительным организациям (детским лагерям) прокомментировала Марал Рахимжанова. "Однозначная позиция минздрава, только что обсуждалась с главным госсанврачом: пока – нет. Мы еще раз продлили карантин. В основных регионах добились стойкого снижения заболеваемости, но сейчас задача – добиться этого по всей стране. Мы должны понимать, что должны выдержать еще двухнедельный карантин", – сказала она.
Время для "правильного внутреннего туризма"
Туризм в регионах в депрессивном состоянии, продолжает Альбина Веймер. "Нужно что-то делать. Сейчас пришло время внутреннего туризма, и это время ни в коем случае нельзя упустить. Посмотрите, как Россия шагнула (в развитии внутреннего туризма. – Ред.). Вместе с государством нам надо сформировать правильные программы. Много лет мы просили государство услышать нас, пожалуйста, услышьте сейчас. Субсидии и гранты мы просим не для обогащения, а для того, чтобы двинуть внутренний туризм, потому что люди насиделись дома и хотят ездить. Вы увидели, что получилось, по озеру Кобейтуз: мы, туроператоры, не можем ездить, а "дикие" туристы ездят, теневой бизнес расправил крылья, едут на машинах, автобусах". Мы видим, что творится в горах", – говорит эксперт.
По ее мнению, необходимо составить реестр туроператоров, которые работают во внутреннем туризме не менее трех лет, они имеют опыт, ездят, знают, что к чему, и уже "набили шишки" в этой сфере. Именно такие компании могут сделать "правильный внутренний туризм". Нужно вырабатывать культуру отдыха.
"Совместно с министерством культуры и спорта нужно продумать программы. Первый этап – сказать людям, что в Казахстане есть, где отдыхать. Они поверили и теперь своими ногами проходят, хотя могли бы это делать с участием туркомпаний. Думаю, будет отторжение со стороны общественности по этим предложениям. Нужно хорошее обоснование этому", – прокомментировала Юлия Якупбаева.
Чего не могут дикари, могут туроператоры
"Одно из наших предложений – разрешить казахстанским туроператорам, занимающимся въездным и внутренним туризмом, формировать организованные туры по всему Казахстану по всем туруслугам для групп от восьми до 50 человек. Обоснование – туроператоры могут контролировать соблюдение туристами всех санитарных и эпидемиологических требований", – продолжает директор ТОО "Туризм Казахстана" Михаил Клименко.
"Что вы думаете по экскурсионному туризму? Мы видим, что идет большая волна, люди стали не организованно и скученно выезжать. На те же пляжи, например. Бизнес предлагает узаконить организованные экскурсионные туры, где можно все контролировать. Группы до 50 человек – это, наверное, много, но 8-20 человек – допустимо. Может быть, это будет цивилизованно работать через бизнес и вам поможет контролировать ситуацию", – обратилась Юлия Якупбаева к Марал Рахимжановой.
"Мне нужен окончательный, согласованный, принятый всей туротраслью список правил, регламентов, алгоритмов, которые вы предлагаете. Пара дней у вас осталась, чтобы его подготовить. С главным государственным санврачом все требования, которые проговариваем, будем обсуждать", – ответила собеседница.
Она согласилась с тем, что те санитарно-эпидемиологические правила, которые вступили в силу 7 июля, имеют недостатки. "Мы это сами увидели и плюс соцсети помогли, некоторые комментарии были не в бровь, а в глаз. Если ваши предложения будут концептуальными и очень интересными, мы готовы их рассмотреть и включить", – сказала Марал Рахимжанова.
Юлия Якупбаева отметила, что рынку очень важно получить разрешение работать по детским лагерям, санаториям и экскурсионному туризму, который гипотетически круглогодичен. Если отработать вопросы и дать разрешение, то какая-то часть прибыли туроператорам и турагентам вернется. "Давайте, коллеги, сведем ваши предложения и в виде алгоритма передадим в минздрав. В ваших интересах, чтобы их включили в нормативный акт, который мы просим", – обратилась зампред правления НПП к представителям отрасли.
В нацпарк – только через туркомпанию
Председатель комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта РК Дастан Рыспеков рассказал, что ведомство поддерживает идею открыть доступ в национальные парки (и это нужно было сделать уже давно). Он озвучил подготовленные предложения по внесению изменений в действующее постановление главного санврача по национальным природным паркам.
"На примере конкретной области – Алматинской – мы прописываем алгоритм работы: посещение территории допустимо в составе организованных групп туристов через туроператоров. При этом маршрут должен быть согласован с нацпарком, группа туристов должна быть сформирована, должны быть поданы данные о транспорте и водителе, о сопровождающих гидах. Это нужно будет согласовывать предварительно. Туристы и сопровождающие работники должны быть обеспечены масками и санитарными растворами. Состав группы не должен превышать 15 человек. Доступ и транспортировка на территорию нацпарка будет осуществляться в соответствии с утвержденными эпидемиологическими нормами для общественного транспорта", – озвучил предложение спикер.
На это Юлия Якупбаева заметила, что междугородние перевозки запрещены очень давно и пригородные поездки в нацпарк, по сути, запрещены. "Мы много раз говорили о том, что разницы нет, по городу едет автобус или на другую территорию, если при посадке пассажиров соблюдается дистанцирование. Давайте это пропишем. Предлагаю, чтобы мы вместе, может быть, даже с представителями минздрава подумали над этим механизмом", – говорит она.
Бизнес-ивенты, льготные кредиты, субсидии на отдых
Михаил Клименко перечислил еще несколько предложений от отрасли. Одно из них – разрешить проведение бизнес-мероприятий от 20 до 100 гостей с соблюдением всех мер безопасности и протоколов минздрава по Covid-19. "Бизнес-мероприятия отличны по структуре и сути от семейных и личных. Личные и семейные не подлежат какому-либо контролированию со стороны организаторов в отличие от бизнес-мероприятий, которые могут быть контролируемыми", – считает спикер.
Также в числе предложений – расширение списка стран с безвизовым режимом до ранее существовавшего, смягчение условий получения электронных виз для остальных иностранных гостей. Это позволит ввести систему по въездному туризму, что позволит реабилитировать и восстановить группу въездного туризма.
По господдержке турбизнеса: необходимо льготное финансирование в тенге не менее чем на три года по ставке от 5% до 8% на действующие и вновь открывающиеся кредитные линии. "Сейчас БВУ просто отказываются кредитовать МСБ в сфере туризма", – отмечает Михаил Клименко.
В качестве дополнительной меры представители отрасли просят рассмотреть возможность оказать содействие во взаимном открытии наземных границ с сопредельными и граничащими странами для пересечения организованными группами иностранных граждан стран Центральной Азии – Узбекистана, Кыргызстана и также – России. "Нужно делать организованный туризм", – аргументирует эксперт.
"Также сейчас рассматриваются вопросы субсидирования внутреннего туризма – возможно, дотации по аналогии другими странами, субсидирование авиаперелетов, проживания, питания. Варианты прорабатываем и в ближайшее время представим их на обозрение", – говорит спикер.
Турфирмы не работают, многие думают о закрытии
Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова акцентировала внимание на трех проблемах – самых острых в настоящее время для туристского рынка.
"Одна из самых важных и злободневных проблем – отсрочка налогов по фонду оплаты труда. Мы встречались с Даленовым (Руслан, министр нацэкономики. – Ред.) в режиме онлайн и неоднократно обращали его внимание на это. Мы не просили даже отмены всех этих налогов, потому что абсолютно очевидно, что бизнес не сможет платить то, чего у него нет, у бизнеса нет денег. Перед Даленовым теперь стоит дилемма: или отменять вообще этот налог, или, как мы просили, перенести его хотя бы до 1 июня 2021 года. Потому что это самые большие налоги, и они связаны с сохранением персонала", – обрисовывает спикер первую проблему.
Вторая проблема – ситуация с выплатой 42500 тенге, которая сложилась на сегодняшний день. "С одной стороны, правительство признало туризм как одну из самых пострадавших отраслей экономики. С другой, туристскому и гостиничному рынку отказывают в выплате этой суммы сейчас, когда идет вторая волна выплат, обосновывая тем, что этому бизнесу было разрешено работать. Если мягко сказать, ситуация достаточно циничная", – говорит Рашида Шайкенова.
И поясняет: выездного и въездного турима нет. Есть маленькие попытки организовывать внутренний туризм и путешествия. "Вы помните весь наш энтузиазм в начале, когда мы думали, что сейчас компании хорошо заработают на внутреннем туризме. Но ввели ограничения, связанные с распространением коронавируса. Мы как граждане понимаем опасность и необходимость этого, но не понимаем, почему сегодня нашему рынку запрещено работать. Очень прошу "Атамекен" обратить внимание на эту очень серьезную проблему. Турфирмы не открывались, не работали и не работают, и если на работу вышла мизерная часть, эти компании по пальцам можно пересчитать, то они уже думают о закрытии бизнеса", – делится спикер.
"Мы автоматически попадаем в злостные неплательщики"
Третья острая проблема, озвученная Рашидой Шайкеновой, связана с ОКЭДами. "Не понятно, каким образом министерство нацэкономики выделило два ОКЭДа – туроператоров и турагентов. Не советовались с нами, не рассматривали наши предложения. Мы неоднократно обращались к Даленову с этим вопросом. Потому что за бортом осталось бронирование билетов, средств размещения. Из одного ОКЭД – 7900 – "вынули" туроператоров и турагентов, а остальных просто оставили. Где логика в таком "вытаскивании" определенных ОКЭДов, почему нельзя было дать преференции всей отрасли? В результате этого рынок сегодня стоит перед задачей платить налоги из бюджета, которого нет. Денег на это нет. Мы автоматически попадаем в злостные неплательщики с вытекающими отсюда последствиями", – говорит спикер.
Юлия Якупбаева пояснила, что по ФОТу предложено дать пострадавшим отраслям отсрочку до 1 апреля 2021 года или, если не получается, хотя бы до конца этого года, "потому что ситуация аховая". "Мы обновили и дополнили список ОКЭДов, чтобы туризм тоже в него вошел. Представители социального блока Нацпалаты говорили, и Аблай Мырзахметов (председатель правления НПП "Атамекен". – Ред.) тоже говорил о том, что это неправильно, что сейчас выплатили выборочно, не как в первый раз, и какие-то отрасли выпали. Вопросы по "42500" есть, берем их на контроль", – добавила она.
В качестве заключения приведем мысль, которую Юлия Якупбаева высказала в начале дискуссии: "Добросовестный бизнес, который работает в соответствии с санитарными нормами, разработанными на уровне главного санитарного врача, и не допускает вспышек, должен иметь возможность работать вне зависимости от введенного карантина. А закрываться должны те объекты, в которых была обнаружена вспышка инфекции, с учетом эпидемиологических расследований, с учетом обоснований, а не просто с учетом рейдовых проверок".
Елена Тумашова
Подпишитесь на наш канал Telegram!