2 сентября Президент Касым-Жомарт Токаев обратится к народу Казахстана с первым посланием. О выборе этой даты он написал в своем твите 10 августа. Глава государства обозначил некоторые темы, на которые планирует говорить. В частности, это ужесточение уголовного наказания за наркодилерство, педофилию, сексуальное насилие и другие тяжкие преступления против личности. Парламенту и Правительству будут даны поручения по этому поводу.
Ранее inbusiness.kz поговорил с политологами о том, каким может быть обращение главы государства по содержанию и формату.
На сей раз экономисты поделились своим видением того, какие болевые точки экономики нуждаются в особом внимании Президента и какой вектор экономической политики сейчас был бы наиболее актуальным для страны.
Айдархан Кусаинов, экономист:
– Первый блок вопросов, который требует решения, связан с участием государства в экономике. У нас, когда хотят поддержать бизнес, создают нацкомпании – "Байтерек", "КазАгро", Kazakh Tourism и прочие, которые становятся операторами этой поддержки. Разрабатываются государственные программы, препятствующие развитию экономики. И это требует принципиальных изменений.
Второй блок вопросов связан, скажем так, с зачисткой реального сектора экономики. Зомби-компании нужно банкротить активнее, они мешают развитию экономики. И это очень тесно связано с программами поддержки бизнеса.
Третий блок, который, я надеюсь, прозвучит и будет объявлен, – это принципиальное изменение вектора. Вся экономическая политика Казахстана строилась на таком принципе: мы поддержим и разовьем бизнес, а уже поддержанный и развитый бизнес поддержит нас – зарплатой, социальной защищенностью и т. д.
Я абсолютный сторонник того, что идея "мы развиваем бизнес – бизнес развивает экономику" очень вредная. Нужно поддерживать население, способствовать росту его доходов, тогда население будет тратить, и через это будет развиваться бизнес.
Я был бы рад услышать вот эту риторику – что государство озаботилось ростом доходов населения не потому, что заботится о бедных. До сих пор все меры социальной поддержки – повышение заработной платы и т.д. – оказывались по принципу "экономика развивается и мы поддерживаем население, которое по каким-то причинам оказалось неудачником в новой экономической системе". И отсюда как следствие – претензии к населению на его жалобы, что поддержки недостаточно.
Принципиальное изменение идеологии: государство помогает не потому, что население лузер, которому подают подачку, а потому, что рост доходов населения приведет к развитию экономики и бизнеса.
Бизнес должен молиться на население и его доходы, потому что оно обеспечивает спрос, а не население должно молиться на бизнес, повысит он зарплату или нет.
Это тонкий и важный момент – что первично, что является основной для развития экономики. В нормальной экономической логике основой для развития экономики являются доходы населения, и их рост стимулирует бизнес и экономику. В извращенной логике, которая доминировала у нас в последние 20 лет, было наоборот: развитие бизнеса воспринималось как путь для роста доходов населения. Время показывает, что это неправильная логика.
Если экономическая политика развернется таким образом, как я говорю, то изменится подход: если раньше мы тратили, условно, полтриллиона на поддержку бизнеса, а он между тем все равно не развивался, потому что доходы населения не росли, то теперь эту же сумму государство будет тратить на увеличение доходов населения, и это в свою очередь приведет к развитию бизнеса.
В таком случае автоматически заработают такие механизмы, как банкротство. У бизнесменов закончатся аргументы типа: "Я бизнесмен, почему вы меня банкротите? Вы должны меня холить, лелеять и спасать". Если идеология поменяется, ему в ответ скажут: "Зачем тебя спасать? Во всем мире банкротство – естественный процесс. Ты бизнесмен, ты рискуешь. Не получилось – обанкроться". Вот это нормальная риторика.
Так что наболевшая для экономики страны проблема – неправильно расставленные приоритеты. И я очень надеюсь, что в этом послании будут озвучены новые приоритеты.
Арман Байганов, экономист:
– Необходимо обратить внимание на агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство – это рабочие места, экспорт. Бюджет Минсельхоза должен быть не меньше бюджета Министерства обороны или даже больше.
Необходимо улучшать условия финансирования, в первую очередь микрокредитования, в сельской местности – там проживает существенная часть населения и велика доля самозанятых. По факту различные пособия и те средства, которые выделяет Министерство труда и соцзащиты населения на поддержку социально незащищенных слоев, до них не доходят, так как это категория относится к самозанятым. Но реально у них доход очень низкий, ниже прожиточного минимума. Это порождает трудовую миграцию внутри страны, социальную напряженность. Необходимо предоставлять больше дешевого фондирования через финансовые институты, поскольку того, что выделяется, недостаточно.
Еще одна больная тема казахстанской экономики – теневой сектор. Необходимо больше стимулировать безналичные платежи. Они у нас развиваются, но не в той степени, в какой хотелось бы. Бизнес, особенно мелкий, не хочет обслуживать эквайринговую систему: она очень дорогая, комиссия составляет 2-3%. Необходимо решать этот и подобные этому вопросы, и тогда теневой сектор экономики снизится.
Необходимо пересмотреть инвестиционную политику ЕНПФ и Нацфонда. Требуется диверсификация портфеля – нужно больше вкладывать в акции зарубежных компаний, как это делается в Норвегии. Считаю, что до 50% инвестиционного портфеля Нацфонда необходимо размещать в ценные бумаги мировых компаний, остальную часть можно и в казахстанские проекты, но обязательно те, которые приносят прибыль. Также возможно привлечение иностранных топ-менеджеров с опытом управления активами пенсионного фонда и национального фонда, чтобы они инвестировали по международным стандартам. Сейчас этими средствами мы больше финансируем дефицит бюджета, бюджетные программы. Но это будущие пенсии и доходы населения, и накопления необходимо приумножать.
Тимур Абилкасымов, экономист и автор Telegram-канала RiskTakerKz:
– В послании Президента 2 сентября не стоит ожидать кардинального изменения экономической политики. Будет продолжен озвученный ранее курс на повышение благосостояния народа и экономический рост. Весьма вероятно, будет также сделан акцент на привлечение инвестиций и поддержку экспорта, что должно положительно отразиться на экономическом росте.
Конечно же, отдельно будет отмечен курс национальной валюты, с поручением по выработке мер для стабилизации валюты. Не останется без внимания банковский сектор, который довольно длительное время демонстрирует нестабильность.
Многочисленные дефолты банков и проводимый в настоящее время в 14 банках AQR может стать поводом для критики. Не отходя далеко от банковского сектора, будут затронуты вопросы роста кредитования и МСБ.
Если говорить о необходимых реформах, хочу отметить пенсионную систему. Она должна вызывать в первую очередь доверие. То, что сейчас видит население и какое отношение получает от ЕНПФ, вызывает в основном негатив. Например, неоднократные провалы системы риск-менеджмента ЕНПФ и впоследствии его управляющего активами только создают стимулы для уклонения от уплаты обязательных пенсионных отчислений.
Все помнят неудачные инвестиции в "Бузгул Аурум", Международный банк Азербайджана. Теперь мы инвестируем в квазигосударственный сектор и банки второго уровня. Примерно 14% портфеля ЕНПФ – это облигации квазигосударственного сектора и 12,3% – облигации БВУ. Если заглянуть в инвестиционную структуру ЕНПФ по состоянию на 1 августа, то можно найти вложения с рейтингом от Fitch Ratings "СС". Даже неопытный финансист знает, что рейтинг "СС" означает высокорисковый инструмент, который может не выполнить свои обязательства. Так доверие к ЕНПФ и пенсионной системе вряд ли вернется, не говоря уже о дополнительных взносах, которые так необходимы фонду.
Олжас Тулеуов, заместитель директора ЦИПЭ (Центр исследований прикладной экономики) и автор телеграм-канала Tengenomika:
– Я считаю, что в своем послании Президент непременно уделит внимание вопросам экономической политики, так как это нераздельно связано с повышением уровня благосостояния граждан – основной целью его предвыборной программы.
В связи с этим можно ожидать, что в послании будет освещена необходимость повышения производительности труда в экономике путем реализации соответствующих мер государственной поддержки, а также более эффективного привлечения прямых иностранных инвестиций и стимулирования внутренних инвестиций.
На мой взгляд, лишь эти действия, а не периодическое увеличение затрат в рамках социальной политики (погашение кредитов социально уязвимых слоев населения, выделение адресной социальной помощи, выдача жилищных сертификатов) способны в среднесрочной перспективе повысить реальный уровень благосостояния населения страны.
Сейчас очень остро встал вопрос о формировании в Казахстане института банкротства физических лиц. Неразрешенность проблем, связанных с финансовыми затруднениями, отсутствие правовой защищенности граждан создают целый пласт преград при реализации более эффективной экономической и социальной политики. Поэтому, думаю, этот вопрос нуждается в реформировании и, соответственно, отражении в послании главы государства.
Елена Тумашова