DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 287,89 Brent 36,55
«Идет планомерная налоговая эволюция»

«Идет планомерная налоговая эволюция»

Эксперт разъяснил, кто и как должен уплачивать единый совокупный платеж.

21 Январь 2019 17:23 11063

«Идет планомерная налоговая эволюция»

Автор:

Елена Тумашова

С 1 января 2019 года в Казахстане вводится единый совокупный платеж (ЕСП). Кто должен уплачивать этот налог, в каких случаях  он не уплачивается, насколько прост и понятен механизм, предусмотрены ли комиссии за перечисление платежа государству? Abctv.kz попросил доктора юридических наук, директора Научно-исследовательского института финансового и налогового права Евгения Порохова дать разъяснения по этим вопросам.

Налоговая политика: революция или эволюция?

– Евгений Викторович, в какую сторону движется политика государства в части налогообложения?

– Налоговая политика нашего государства движется в направлении современных стандартов и подходов к налогообложению, выработанных и существующих в цивилизованных государствах на основе принципов ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).

Поэтапно вводится всеобщее декларирование доходов и активов физических лиц. Внедряются цифровые технологии налогового учета и исполнения налоговых обязательств, совершенствуются механизмы налогообложения и налогового администрирования. Можно сказать, что налоговая политика Казахстана идет по пути поэтапной реализации принципов обязательности, всеобщности, справедливости и определенности налогообложения.

В скором будущем все слои населения будут охвачены всеобщим налоговым учетом и налогообложением. А налоговая нагрузка будет равномерно распределена на всех налогоплательщиков соразмерно с их уровнем жизни, доходов, благосостояния и платежеспособности.

Критерии же справедливости у всех свои. Это оценочная категория в сознании каждого человека. Но существуют еще общие – выработанные временем – критерии социальной справедливости, которые и проповедуются нашим государством в Конституции и других политико-правовых актах.

– Можно ли сказать, что с этого года в Казахстане началась налоговая революция?

– Никаких налоговых революций у нас не происходит. Идет планомерная налоговая эволюция, в ходе которой перед государством, обществом и налогоплательщиками ставятся, достигаются и разрешаются новые цели и задачи очередного этапа развития государства.

Неотвратимость наказания как лучший мотиватор

– В чем первоочередная задача введения ЕСП – он создан больше для удовлетворения нужд государства?

– Задача введения единого совокупного платежа была сформулирована Президентом Казахстана – учесть наличие в стране самозанятого населения и охватить его налогообложением. Аналогичная задача поставлена и решается на законодательном и исполнительном уровнях и у нашего соседа – Российской Федерации.

ЕСП как налог преследует, прежде всего, фискальную цель – пополнить доходы государства за счет налогоплательщиков с существующих у них объектов налогообложения, до сих пор не охваченных учетом.

Дополнительно к фискальной функции у ЕСП есть еще и регулирующая функция – создать механизм перераспределения доходов физических лиц, ранее не охваченных налогообложением, по их предпринимательской деятельности, не подлежащей государственной регистрации.

Первоочередная задача с введением ЕСП – это охватить налоговым учетом и налогообложением самозанятое население, вовлечь его в механизм налогообложения. Принципы обязательности налогообложения, социальной ответственности и неотвратимости наказания за совершенные правонарушения должны способствовать вовлечению самозанятого населения в систему налогообложения.

Конечно, в немалой степени самостоятельное надлежащее исполнение налогоплательщиками налоговых обязательств по ЕСП зависит от их сознательности и добросовестности. Но вместе с тем система налогового учета и контроля предпринимательской деятельности и финансово-хозяйственных операций со стороны налоговых органов также призвана содействовать своевременному выявлению и эффективному налогообложению самозанятых налогоплательщиков.

– На ваш взгляд, насколько ЕСП окажется эффективным механизмом вовлечения населения, не охваченного налогообложением, в эту систему, решит ли он проблему укрывания доходов?

– Всеобщий учет, налоговый контроль движения товаров, работ, услуг и встречного движения денег (в том числе с использованием контрольно-кассовых машин и POS-терминалов) и неотвратимое наказание за нарушение закона являются лучшими мотиваторами исполнения самозанятыми налогоплательщиками своих налоговых обязательств по ЕСП.

Со временем на каждого налогоплательщика (физическое лицо) в налоговом органе будет заведено налоговое досье, в рамках которого будет вестись налоговая история всей его налогооблагаемой деятельности и исполнения налоговых обязательств.

Никто не окажется в стороне от налогового учета и контроля со стороны государства и его налоговых органов. Вопросы о составе имущества и источниках доходов и расходов перестанут быть риторическими и для всех граждан станут непраздными. Каждому придется отвечать перед налоговым органом о каждом полученном или потраченном тенге и уплаченных с него налогах.

Когда нужно уплачивать ЕСП, а когда – нет?

Один из основных спорных моментов – определение категории населения, которое должно уплачивать ЕСП. Сложилось ли четкое понимание, кто будет включен в эту категорию?

– Категория плательщиков ЕСП с 1 января 2019 года определяется законодателем в статье 774 Налогового Кодекса РК.

Согласно указанной норме, плательщики единого совокупного платежа – это те же предприниматели – физические лица, которые при этом не подлежат государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не используют труд наемных работников и оказывают свои услуги или реализуют сельхозпродукцию со своего личного подсобного хозяйства собственного производства (кроме подакцизных товаров) исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами.

Это и есть виды предпринимательской деятельности, которые могут осуществлять самозанятые физические лица для обложения их ЕСП. Все остальные виды деятельности облагаются в общем порядке, установленном в Налоговом Кодексе РК для подлежащих регистрации индивидуальных предпринимателей.

– Является ли сумма дохода ограничением для определения тех категорий граждан, которые могут и должны уплачивать ЕСП?

– Максимальный доход физического лица за календарный год для признания его плательщиком ЕСП установлен в п. 2 статьи 774 Налогового кодекса РК. Это 1175-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. В 2019 году это 2966875 тенге дохода в год (с 1 января 2019 года 1 МРП составляет 2525 тенге).

Если доход физического лица от указанных выше видов деятельности превышает максимальный предел, то самозанятый налогоплательщик перестает быть плательщиком ЕСП за этот налоговый период и должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать налоги по ставкам и в порядке, установленным для ИП.

– Есть ли исключения – какие категории граждан не должны платить ЕСП?

– В п. 3 статьи 774 Налогового кодекса РК законодатель устанавливает отдельные категории лиц, которые не признаются в качестве плательщиков единого совокупного платежа.

Это лица, осуществляющие указанные выше виды деятельности на территории объектов коммерческой недвижимости, а также на территории торговых объектов, в том числе находящихся на праве собственности, аренды, пользования, доверительного управления.

Также это лица, предоставляющие в имущественный наем (аренду) имущество, за исключением жилища; лица, занимающиеся частной практикой; иностранцы и лица без гражданства, за исключением оралманов; лица, имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Указанные категории уже существующих налогоплательщиков не смогут стать плательщиками ЕСП и, соответственно, не смогут перейти на более выгодные для них условия налогообложения ЕСП.

По своей сути, обложение ЕСП является разновидностью самообложения физических лиц.

Физическое лицо само определяет, когда оно планирует получить доходы от оказания услуг физическим лицам или от реализации им сельхозпродукции собственного производства, и уплачивает ЕСП, становясь его плательщиком. По п. 4 статьи 774 Налогового кодекса РК физические лица признаются плательщиками единого совокупного платежа со дня, в котором произведена уплата такого платежа, до последнего дня месяца, за который производилась уплата единого совокупного платежа.

ЕСП – это платеж, уплачиваемый один раз в месяц, но не являющийся при этом ежемесячным. Когда надобность в самообложении ЕСП отпадает в связи с отсутствием планируемых к получению доходов, налогоплательщик перестает платить ЕСП и, соответственно, автоматически перестает быть плательщиком ЕСП. Такой вот упрощенный порядок возникновения и прекращения статуса плательщика ЕСП и его самообложения без дополнительных и сложных механизмов внутреннего налогового учета и регистрации.

О проценте с дохода и адекватности

– Какой размер ЕСП установлен? По вашей оценке, насколько это адекватный процент для уплаты этого налога?

– Размер ЕСП привязан не к доходу, а к МРП. Это твердая (не процентная) налоговая ставка в 1 МРП в месяц – для плательщиков ЕСП в городах республиканского и областного значения, столице, и 0,5 МРП – для плательщиков ЕСП во всех других населенных пунктах.

За календарный год, если платить каждый месяц, это получается 12 МРП (или шесть МРП) соответственно. С 1 января 2019 года при МРП в 2525 тенге сумма ЕСП составит 2525 тенге (или 1263 тенге) в месяц, 30300 тенге (или 15150 тенге) в год. Если посчитать, 30300 (15150) тенге – это и есть приблизительно 1% (0,5%) с установленного в статье 774 Налогового кодекса РК предельного годового дохода для самозанятых плательщиков ЕСП.

Но можно ведь и весь максимальный годовой доход получить за один месяц и уплатить с него ЕСП в размере 1 (0,5) МРП за месяц получения всего дохода. Соответственно, ставка в таком случае в процентном соотношении с доходом будет уже в 12 раз меньше, чем при ежемесячной уплате платежа ЕСП за весь год, и составит всего 0,085 (0,043) процента от максимально возможного к получению за год дохода (1 МРП / 1175 МРП).

В обоих случаях (от 0,085% до 1 %) это вполне приемлемая ставка налогообложения для самозанятых предпринимателей при указанном предельном годовом доходе. Более комфортных условий налогообложения, пожалуй, не существует.

Но если такой доход будет у налогоплательщика фактически меньше, то соотношение уплаченной абсолютной суммы ЕСП к такому доходу будет расти, что означает увеличение фактической ставки в процентном соотношении. Менять же установленную в законе ставку для отдельных плательщиков ЕСП в зависимости от фактически полученного ими дохода никто не будет.

Но и превышать сумму предельного дохода в 1175-кратном размере МРП тоже нельзя. Иначе это будет чревато переходом на общеустановленный налоговый режим для ИП и применением к доходам уже ставки ИПН в размере 10% от совокупного годового дохода.

Как уплачивать налог фрилансерам

– Евгений Викторович, большой вопрос – определение доходов, с которых должен уплачиваться единый совокупный платеж. Например, если человек имеет официальное трудоустройство и подработку, должен ли он будет уплачивать ЕСП с дополнительного заработка? Или, если фрилансер работает на нескольких работах, с какого дохода он должен уплачивать ЕСП?

– ЕСП уплачивается только с двух видов предпринимательской деятельности физических лиц: оказание услуг физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, и реализация сельхозпродукции собственного производства с личных хозяйств физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами.

ЕСП не привязан в своем исчислении строго к сумме полученного самозанятым дохода. Важно только, чтобы полученный в календарном году доход не превышал установленный в статье 774 Налогового кодекса РК максимальный годовой предел, о котором мы говорили выше. За этим и должен будет следить человек, уплачивающий ЕСП.

Если фрилансер работает на двух работах (имеется в виду по трудовому или гражданско-правовому договору) у работодателя или предпринимателя, то каждый из таких работодателей или предпринимателей является налоговым агентом и обязан исчислить, удержать и уплатить ИПН по общей ставке ИПН в размере 10% без учета исчисления и уплаты самим фрилансером ЕСП.

Если человек официально трудоустроен (работает по трудовому договору) и имеет при этом подработку (опять-таки, по договору по совместительству), то уплату ИПН за него с его доходов по ставке 10% производят его работодатели. ЕСП же будет уплачиваться таким человеком, если дополнительно к своему основному месту работы он сам в свое свободное время оказывает услуги физлицам (ремесленники, кустари и прочие услугодатели) или реализует им сельхозпродукцию собственного производства со своего ЛПХ (дачники, огородники, садоводы, бахчеводы, пчеловоды, животноводы).

Сельхозпродукция с подворного хозяйства, обращаемая физическим лицом в свою собственность и потребляемая им лично и членами его семьи, хоть и является доходом по определению в виде плодов и результатов личной деятельности, тем не менее, не будет подвергаться налогообложению ЕСП, поскольку в данном случае отсутствует объект обложения ЕСП – реализация продукции физическим лицам.

– Минтруда давало оценку: 70-100 тыс. уже зарегистрированных ИП могут перейти на ЕСП. По вашему мнению, стоит ли опасаться таких перетоков, или, наоборот, это и есть цель введения ЕСП?

– Опасений нет. Есть ожидания по принципу: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Это нормально, если сам законодатель это позволяет делать в правовом поле и в законном русле. Категория ИП, которая соответствует указанным в статье 774 Налогового кодекса требованиям, естественно, перетечет в новообразовавшуюся нишу налогообложения. Для таких налогоплательщиков это и создавалось. Важно только соблюсти при этом предусмотренную законом процедуру перехода на новый режим налогообложения. Ведь по требованию пп. 5) п. 3 статьи 774 Налогового кодекса плательщиками ЕСП не могут быть лица, имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, для перехода на ЕСП необходимо будет прежде сняться с регистрационного учета в качестве ИП в установленном для этого в Налоговом кодексе порядке и затем уже становиться плательщиком ЕСП.

Кроме того, нишу плательщиков ЕСП пополнят и те физические лица, которые ранее занимались предпринимательством без регистрации. Это тоже нормально. Существовавший в налогово-правовой природе вакуум с самообложением (необложением) самозанятых предпринимателей, наконец, заполнится.

Естественно, что нововведением могут попытаться и злоупотреблять, когда плательщики не будут соответствовать критериям уплаты ЕСП. Но это уже вопрос добросовестности налогоплательщиков и бдительности налоговых и правоохранительных органов. Для этого предназначены существующие по Налоговому кодексу РК механизмы учета объектов налогообложения, наличных и безналичных расчетов и платежей (банковские счета и банковский контроль, контрольно-кассовые машины, POS-терминалы, а также косвенные методы определения доходов).

Насколько прост и прозрачен механизм уплаты ЕСП?

– Как ЕСП связан со всеобщим декларированием доходов и имущества, которое планируют ввести в Казахстане в 2020 году?

– Пока ЕСП никак не связан со всеобщим декларированием, поскольку исчисление и уплата самозанятыми каждый месяц своего ЕСП не сопровождается обязанностью ведения ими какого-либо налогового учета или представления налоговой отчетности по ЕСП. Не исключено, что впоследствии – после введения всеобщего декларирования для всех физических лиц – им придется отражать в своих декларациях о доходах, расходах, активах и обязательствах также сведения о полученных ими доходах с деятельности, облагаемой ЕСП. Конечно, если ЕСП к тому времени еще будет существовать и не трансформируется в другие формы и виды обложения самозанятых.

ЕСП вводится в действие с 1 января 2019 года и действует до 1 января 2024 года.

– На ваш взгляд, насколько продуман механизм уплаты ЕСП? Какие преимущества и недоработки вы в нем видите, насколько он прост и удобен для пользователей – потенциальных налогоплательщиков?

– Согласно п. 4 статьи 775 Налогового кодекса РК, ЕСП уплачивается плательщиком единым платежом, общей суммой путем перечисления денег через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет Государственной корпорации «Правительство для граждан».

По определению п.1 статьи 775 Налогового кодекса РК, в единый совокупный платеж включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога и социальных платежей. При этом, согласно п. 3 статьи 775 Налогового кодекса, индивидуальный подоходный налог плательщика единого совокупного платежа по полученным (подлежащим получению) им от осуществления облагаемых ЕСП видов деятельности доходам, составляет всего лишь 10% от суммы единого совокупного платежа. Соответственно, 90% от суммы ЕСП – это социальные платежи в Государственный фонд социального страхования, Фонд социального медицинского страхования, единый накопительный пенсионный фонд.

Порядок уплаты, распределения и перечисления ЕСП в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, по требованию законодателя, должно определить Правительство РК. А осуществлением учета, распределения и перечисления этих платежей займется уже, по закону, Государственная корпорация «Правительство для граждан». На нее законодатель возложил определенные функции и обязанности в рамках единого совокупного платежа. Первое – вести персонифицированный учет плательщиков единого совокупного платежа на базе индивидуального идентификационного номера. Второе – обновлять персонифицированный учет плательщиков единого совокупного платежаю. Третье – распределять и перечислять сумму единого совокупного платежа в фонды и в бюджет по месту жительства плательщика. Четвертое – осуществлять возврат ошибочно (излишне) уплаченных сумм единого совокупного платежа.

При этом указанная деятельность Государственной корпорации «Правительство для граждан» будет осуществляться не бесплатно. Цены на ее работы и услуги будут, по требованию законодателя, устанавливаться уполномоченным органом, определяемым решением Правительства РК из числа центральных государственных органов, по согласованию с антимонопольным органом и уполномоченным органом (Министерством финансов РК).

В любом случае каждому конкретному плательщику ЕСП (как пользователю этой новой системы уплаты ЕСП) это не будет стоить ровным счетом ничего, кроме комиссии банка за перечисление ЕСП на банковский счет Госкорпорации.

К тому же плательщик ЕСП освобожден от всех громоздких процедур по учету и разделению ЕСП на составляющие его части для последующего перечисления их конечным получателям (трем фондам и бюджету) по их назначению, а также по составлению и представлению в налоговые органы отчетности по ЕСП.

Таким образом, механизм уплаты ЕСП максимально продуман, прост и удобен для конечного пользователя – каждого конкретного плательщика ЕСП. А преимущества и недоработки этого механизма нам смогут показать только время и практика. Сейчас что-то загадывать, прогнозировать, предвещать и пророчествовать на счет будущего ЕСП – это дело преждевременное и, как известно, неблагодарное. Поживем – увидим. Время покажет.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Кого освободят от НДС

Импорт запчастей для самолетов освободят от уплаты НДС.

19 Май 2020 10:34 1343

Кого освободят от НДС

Техобслуживание авиации освободят от НДС до конца года, сообщает inbusiness.kz.

По словам министра национальной экономики Руслана Даленова, до конца текущего года для поддержки летного состояния судов импорт запасных частей к самолетам будет освобожден от НДС, а также аэропорты – от земельного налога и платы за ее пользование.

«Кроме того, техобслуживание и другие услуги в сфере авиации будут освобождены от НДС за нерезидента до конца года», – сообщил он.

Министр также рассказал о мерах по поддержке логистики и туризма.

«Предусматривается освобождение от уплаты НДС автобусных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам. Будут предоставлены налоговые преференции при реализации туристических инвестиционных проектов в приоритетных туристических зонах. Это льготы по КПН, налогу на имущество и земельному налогу», – сказал он.

Для снижения административной нагрузки на шесть месяцев будет отменен 10-кратный размер сбора за хранение грузов, простаивающих свыше 48 часов с момента уведомления, продолжил Даленов.

«Также будет отменен таможенный досмотр контейнерных поездов при транзите. А при импорте досмотр будет проводиться один раз на станции назначения. Уровень субсидирования железнодорожных перевозчиков будет сохранен с учетом ограничительных мер. Срок действия предельных уровней тарифов на услуги судозахода будет продлен», – резюмировал он.

Дана Карина

Прогрессивный ИПН: во всех ли случаях он нужен?

Стоит ли применять шкалу ставок в сделках с недвижимостью, при получении дивидендов и по договорам ГПХ.

18 Май 2020 09:13 959

Прогрессивный ИПН: во всех ли случаях он нужен?

11 мая на заключительном заседании госкомиссии по ЧП президент Касым-Жомарт Токаев высказал мнение, что пришло время проработать вопрос введения прогрессивной шкалы ИПН в отношении заработных плат и других видов дохода. На следующий день он предложил примерную градацию ставок этого налога: для тех, кто получает 250-300 тыс. тенге, – 7%, у кого зарплата от 300 тыс. до 1,5-2 млн, – 10%, более 25 млн в год – до 15%. Глава государства поручил правительству внести предложения, затем вопрос обсудят с общественностью, депутатами и экспертами. Окончательное решение, вводить прогрессивную шкалу или нет, примет глава государства.

«Казахстанский Налоговый кодекс имеет пример применения прогрессивной шкалы налогообложения – в части расчета налога на имущество с недвижимости физических лиц», – говорит налоговый консультант, директор тренинг-центра для бухгалтеров Yantsen Company Наталья Янцен.

– Наталья, есть ли сегодня те, кто платит ИПН по ставке 0%?

– На сегодняшний день применяется единая ставка ИПН для всех видов активных доходов физических лиц, и она равна 10%, а дивиденды облагаются по ставке 5%. Это так называемая плоская шкала.

Отдельные суммы доходов работников не подлежат обложению налогом. В частности, сумма дохода в размере минимальной заработной платы (МЗП) – 42 500 тенге. Кроме того, к заработным платам, которые не превышают 25 месячных расчетных показателей, применяется корректировка 90% от суммы начисленной зарплаты, минус вычеты («пенсионка» и МЗП). По Налоговому кодексу в случае корректировки применяется МРП, установленный на 1 января. Соответственно, при действующей системе расчета индивидуальный подоходный налог с суммы 25 МРП (66 275 тенге) практически отсутствует (171 тенге).

– Если взять для отсчета 300 тысяч тенге, сколько сейчас составляет подоходный налог с этой суммы?

– Сегодня с 300 тысяч тенге начисленной заработной платы работника, для которого это единственное место работы и который не является пенсионером, при ставке 10% и текущем расчете сумма ИПН составит 26 550 тенге:

300 000 х 10% = 30 000 (ОПВ, обязательные пенсионные отчисления);

(300 000 – 30 000 – 42 500 (МЗП)) х 10% = 26 550 тенге.

– Может ли прогрессивная шкала дать реальное снижение налога для большого количества граждан?

– Если представить, что система расчета налогов останется такой же, то есть будут применяться вычеты и необлагаемые доходы, а ставки при этом станут прогрессивными, то исходя из предложенной президентом градации существует вероятность как снижения суммы налогов, так и ее увеличения.

Вопрос только в том, как именно будет исполнено поручение президента. То есть начиная с какой суммы правительство предложит увеличенную ставку по сравнению с действующей и останется ли система расчета, как я сказала выше, прежней.

Если вернуться к примеру с начисленной заработной платой в 300 тысяч тенге, то при ставке налога до этой суммы в 7% и прежней системе расчетов (вычеты, необлагаемые доходы) сумма налога уменьшится:

300 000 х 10% = 30 000 (ОПВ);

(300 000 – 30 000 – 42 500 (МЗП)) х 7% = 15 925 тенге.

Фактически при описанном подходе, если нечто подобное будет реализовано, увеличение индивидуального подоходного налога возникнет только с суммы заработных плат свыше 1,5-2 млн тенге. Таких работников в Казахстане меньшинство.

– Насколько велики риски ухода зарплат в тень?

– Для увеличения налоговой базы и вывода заработных плат низкого и среднего уровня из тени налогообложение должно быть более выгодным, нежели сейчас.

Например, с суммы доходов до 25 МРП (66 275 тенге), к которой сейчас применяется корректировка доходов на 90% и ИПН максимально составляет 171 тенге, при новой системе прогрессивного налога ИПН, в принципе, не должен применяться, чтобы не было ухудшения с налогообложением заработных плат этого уровня. А таких в Казахстане по регионам очень много, в сельских районах, да и в городах, кроме областных и приравненных к ним, большинство людей получают такую заработную плату.

С сумм дохода свыше 25 МРП (66 275 тенге) и до 250-300 тыс. тенге, о чем говорил президент, ставка налога должна быть меньше 10%, например, предложенные президентом 7%, опять же для того, чтобы новая система была более стимулирующей по сравнению с единой ставкой 10% сейчас.

А вот уже с сумм свыше пойдет применение действующего размера ставки 10% до предложенных сумм доходов в 1,5-2 млн тенге, и размер налоговой нагрузки в этом случае останется прежним.

И только свыше сумм доходов возможна уже более высокая ставка, нежели текущая 10%.

Если будет реализован именно такой подход с обязательным сохранением существующей системы вычетов и необлагаемых доходов, то произойдет реальное снижение подоходного налога для большинства граждан РК, налоговая нагрузка на бизнес снизится, что приведет к постепенному выводу заработных плат из тени и, соответственно, к увеличению налоговой базы.

– Как быстро проявится этот эффект?

– Первоначально, конечно, будет снижение поступления индивидуального подоходного налога в бюджет, но с ростом налоговой базы в долгосрочной перспективе это даст и увеличение доходов государства от зарплатных налогов.

И тогда можно говорить о плюсах прогрессивного налогообложения для большинства людей и бизнеса и реализации поставленных главой государства целей.

– Как Вы думаете, нужно ли вместе с введением прогрессивной шкалы ИПН менять всю структуру налогов и платежей с заработной платы?

– Помимо индивидуального подоходного налога, с доходов работников взимается еще пять видов платежей. Для легализации всех малых и средних доходов желательно бы посмотреть еще в сторону других платежей, которые значительны.

Сейчас вместе с ИПН налоговая нагрузка на предпринимателя на каждые 100 тыс. тенге, выданные сотруднику на руки, составляет дополнительно 32 тыс. тенге, то есть 32% налогов и социальных платежей он уплачивает в казну и государственные фонды. Если налоговая нагрузка снизится только по ИПН, то эффект будет не такой быстрый, нужны дополнительные меры снижения нагрузки и по другим платежам с заработных плат.

Однако общество, исходя из многочисленных комментариев в социальных сетях в аккаунтах профессиональных сообществ бухгалтеров, да и не только там, сейчас опасается, что государство может предусмотреть совсем другой сценарий, при котором произойдет увеличение сумм ИПН с доходов физических лиц и налоговой нагрузки бизнеса.

При негативном сценарии с увеличением нагрузки на зарплаты как минимум до 300 тыс. тенге, мы неизбежно получим обратный эффект, различного рода «оптимизации» бизнесом налогов с заработных плат, опять конверты и т. д. для поддержания привычного уровня налогообложения.

– На Ваш взгляд, какие принципиально важные моменты нужно учитывать при введении прогрессивной шкалы ИПН?

– Индивидуальный подоходный налог у нас применяется не только к доходам работников, но также к доходам физических лиц по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). И если, например, вы пишите книгу, проводите исследование и т. п. и получаете гонорар свыше 2 млн тенге, то тогда налоговая нагрузка на вас существенно увеличится, поскольку при расчете подоходного налога с таких доходов не учитываются те же вычеты, которые есть при зарплатах, и плюс более высокая ставка налога.

Также индивидуальный подоходный налог взимается с предпринимательских доходов индивидуальных предпринимателей, работающих на общеустановленном налоговом режиме, с имущественных доходов при реализации недвижимости и т. д.

В описанных случаях суммы доходов могут быть значительными, и, соответственно, налоговая нагрузка существенно увеличится по сравнению с действующей ставкой 10%, если к данным доходам применят такой же подход прогрессивной ставки ИПН.

Я считаю, что по предпринимательским доходам, имущественному налогу, доходам по договорам ГПХ нужно тщательно продумать, стоит ли применять прогрессивную ставку или лучше оставить их налогообложение в нынешнем виде.

А еще есть и дивиденды, в настоящий момент ставка по ним 5%, и есть льгота по освобождению от налога, если учредитель является таковым уже более трех лет. Важен вопрос, что будет с дивидендами при прогрессивной шкале налогообложения. Оставят для них сниженную и единую ставку 5% или нет?

– Насколько сложно будет применять на практике прогрессивную шкалу?

– Для бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей в прогрессивной системе налогообложения минусами является сложность расчетов в сравнении с плоской единой шкалой. Соответственно, вероятность ошибок увеличивается. Особенно это скажется на ситуациях, когда первоначально какие-то доходы работников не были учтены в силу различных причин, и бухгалтер будет производить доначисление дохода и налогов, пересдавать налоговые отчеты. Он имеет на это право в течение срока исковой давности.

С прогрессивной шкалой налогообложения, когда доначисление приведет к той сумме, что попадает под более высокую ставку, возникнут сложности даже не столько в самих расчетах, сколько в отражении доначислений в дополнительной налоговой отчетности.

– Достаточно ли хорошо выстроено налоговое администрирование в Казахстане, чтобы собираемость ИПН была на высоком уровне при использовании прогрессивной шкалы?

– Администрирование прогрессивных ставок индивидуального подоходного налога государственными органами будет гораздо более сложным.

В Казахстане основной контроль налогоплательщиков осуществляется не через налоговые проверки, а посредством камерального контроля, в том числе по сданным налоговым отчетам. И если по очередным отчетам налогоплательщиков будет возможно настроить алгоритмы проверки правильности исчисления ИПН по градациям прогрессивной шкалы, то с учетом дополнительных форм налоговой отчетности и сменой ставки в связи с увеличением/уменьшением облагаемой базы это будет уже гораздо более сложной задачей.

И эти моменты надо тщательно продумывать при реализации концепции прогрессивного индивидуального подоходного налога.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: