Эксперт разъяснил, кто и как должен уплачивать единый совокупный платеж | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
$ 384.87 € 432.52 ₽ 6.11
Погода:
+31Нур-Султан
+25Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
«Идет планомерная налоговая эволюция»

«Идет планомерная налоговая эволюция»

5523 21 Январь 2019 17:23

Эксперт разъяснил, кто и как должен уплачивать единый совокупный платеж.

«Идет планомерная налоговая эволюция»

Автор: Елена Тумашова

С 1 января 2019 года в Казахстане вводится единый совокупный платеж (ЕСП). Кто должен уплачивать этот налог, в каких случаях  он не уплачивается, насколько прост и понятен механизм, предусмотрены ли комиссии за перечисление платежа государству? Abctv.kz попросил доктора юридических наук, директора Научно-исследовательского института финансового и налогового права Евгения Порохова дать разъяснения по этим вопросам.

Налоговая политика: революция или эволюция?

– Евгений Викторович, в какую сторону движется политика государства в части налогообложения?

– Налоговая политика нашего государства движется в направлении современных стандартов и подходов к налогообложению, выработанных и существующих в цивилизованных государствах на основе принципов ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).

Поэтапно вводится всеобщее декларирование доходов и активов физических лиц. Внедряются цифровые технологии налогового учета и исполнения налоговых обязательств, совершенствуются механизмы налогообложения и налогового администрирования. Можно сказать, что налоговая политика Казахстана идет по пути поэтапной реализации принципов обязательности, всеобщности, справедливости и определенности налогообложения.

В скором будущем все слои населения будут охвачены всеобщим налоговым учетом и налогообложением. А налоговая нагрузка будет равномерно распределена на всех налогоплательщиков соразмерно с их уровнем жизни, доходов, благосостояния и платежеспособности.

Критерии же справедливости у всех свои. Это оценочная категория в сознании каждого человека. Но существуют еще общие – выработанные временем – критерии социальной справедливости, которые и проповедуются нашим государством в Конституции и других политико-правовых актах.

– Можно ли сказать, что с этого года в Казахстане началась налоговая революция?

– Никаких налоговых революций у нас не происходит. Идет планомерная налоговая эволюция, в ходе которой перед государством, обществом и налогоплательщиками ставятся, достигаются и разрешаются новые цели и задачи очередного этапа развития государства.

Неотвратимость наказания как лучший мотиватор

– В чем первоочередная задача введения ЕСП – он создан больше для удовлетворения нужд государства?

– Задача введения единого совокупного платежа была сформулирована Президентом Казахстана – учесть наличие в стране самозанятого населения и охватить его налогообложением. Аналогичная задача поставлена и решается на законодательном и исполнительном уровнях и у нашего соседа – Российской Федерации.

ЕСП как налог преследует, прежде всего, фискальную цель – пополнить доходы государства за счет налогоплательщиков с существующих у них объектов налогообложения, до сих пор не охваченных учетом.

Дополнительно к фискальной функции у ЕСП есть еще и регулирующая функция – создать механизм перераспределения доходов физических лиц, ранее не охваченных налогообложением, по их предпринимательской деятельности, не подлежащей государственной регистрации.

Первоочередная задача с введением ЕСП – это охватить налоговым учетом и налогообложением самозанятое население, вовлечь его в механизм налогообложения. Принципы обязательности налогообложения, социальной ответственности и неотвратимости наказания за совершенные правонарушения должны способствовать вовлечению самозанятого населения в систему налогообложения.

Конечно, в немалой степени самостоятельное надлежащее исполнение налогоплательщиками налоговых обязательств по ЕСП зависит от их сознательности и добросовестности. Но вместе с тем система налогового учета и контроля предпринимательской деятельности и финансово-хозяйственных операций со стороны налоговых органов также призвана содействовать своевременному выявлению и эффективному налогообложению самозанятых налогоплательщиков.

– На ваш взгляд, насколько ЕСП окажется эффективным механизмом вовлечения населения, не охваченного налогообложением, в эту систему, решит ли он проблему укрывания доходов?

– Всеобщий учет, налоговый контроль движения товаров, работ, услуг и встречного движения денег (в том числе с использованием контрольно-кассовых машин и POS-терминалов) и неотвратимое наказание за нарушение закона являются лучшими мотиваторами исполнения самозанятыми налогоплательщиками своих налоговых обязательств по ЕСП.

Со временем на каждого налогоплательщика (физическое лицо) в налоговом органе будет заведено налоговое досье, в рамках которого будет вестись налоговая история всей его налогооблагаемой деятельности и исполнения налоговых обязательств.

Никто не окажется в стороне от налогового учета и контроля со стороны государства и его налоговых органов. Вопросы о составе имущества и источниках доходов и расходов перестанут быть риторическими и для всех граждан станут непраздными. Каждому придется отвечать перед налоговым органом о каждом полученном или потраченном тенге и уплаченных с него налогах.

Когда нужно уплачивать ЕСП, а когда – нет?

Один из основных спорных моментов – определение категории населения, которое должно уплачивать ЕСП. Сложилось ли четкое понимание, кто будет включен в эту категорию?

– Категория плательщиков ЕСП с 1 января 2019 года определяется законодателем в статье 774 Налогового Кодекса РК.

Согласно указанной норме, плательщики единого совокупного платежа – это те же предприниматели – физические лица, которые при этом не подлежат государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не используют труд наемных работников и оказывают свои услуги или реализуют сельхозпродукцию со своего личного подсобного хозяйства собственного производства (кроме подакцизных товаров) исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами.

Это и есть виды предпринимательской деятельности, которые могут осуществлять самозанятые физические лица для обложения их ЕСП. Все остальные виды деятельности облагаются в общем порядке, установленном в Налоговом Кодексе РК для подлежащих регистрации индивидуальных предпринимателей.

– Является ли сумма дохода ограничением для определения тех категорий граждан, которые могут и должны уплачивать ЕСП?

– Максимальный доход физического лица за календарный год для признания его плательщиком ЕСП установлен в п. 2 статьи 774 Налогового кодекса РК. Это 1175-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. В 2019 году это 2966875 тенге дохода в год (с 1 января 2019 года 1 МРП составляет 2525 тенге).

Если доход физического лица от указанных выше видов деятельности превышает максимальный предел, то самозанятый налогоплательщик перестает быть плательщиком ЕСП за этот налоговый период и должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать налоги по ставкам и в порядке, установленным для ИП.

– Есть ли исключения – какие категории граждан не должны платить ЕСП?

– В п. 3 статьи 774 Налогового кодекса РК законодатель устанавливает отдельные категории лиц, которые не признаются в качестве плательщиков единого совокупного платежа.

Это лица, осуществляющие указанные выше виды деятельности на территории объектов коммерческой недвижимости, а также на территории торговых объектов, в том числе находящихся на праве собственности, аренды, пользования, доверительного управления.

Также это лица, предоставляющие в имущественный наем (аренду) имущество, за исключением жилища; лица, занимающиеся частной практикой; иностранцы и лица без гражданства, за исключением оралманов; лица, имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Указанные категории уже существующих налогоплательщиков не смогут стать плательщиками ЕСП и, соответственно, не смогут перейти на более выгодные для них условия налогообложения ЕСП.

По своей сути, обложение ЕСП является разновидностью самообложения физических лиц.

Физическое лицо само определяет, когда оно планирует получить доходы от оказания услуг физическим лицам или от реализации им сельхозпродукции собственного производства, и уплачивает ЕСП, становясь его плательщиком. По п. 4 статьи 774 Налогового кодекса РК физические лица признаются плательщиками единого совокупного платежа со дня, в котором произведена уплата такого платежа, до последнего дня месяца, за который производилась уплата единого совокупного платежа.

ЕСП – это платеж, уплачиваемый один раз в месяц, но не являющийся при этом ежемесячным. Когда надобность в самообложении ЕСП отпадает в связи с отсутствием планируемых к получению доходов, налогоплательщик перестает платить ЕСП и, соответственно, автоматически перестает быть плательщиком ЕСП. Такой вот упрощенный порядок возникновения и прекращения статуса плательщика ЕСП и его самообложения без дополнительных и сложных механизмов внутреннего налогового учета и регистрации.

О проценте с дохода и адекватности

– Какой размер ЕСП установлен? По вашей оценке, насколько это адекватный процент для уплаты этого налога?

– Размер ЕСП привязан не к доходу, а к МРП. Это твердая (не процентная) налоговая ставка в 1 МРП в месяц – для плательщиков ЕСП в городах республиканского и областного значения, столице, и 0,5 МРП – для плательщиков ЕСП во всех других населенных пунктах.

За календарный год, если платить каждый месяц, это получается 12 МРП (или шесть МРП) соответственно. С 1 января 2019 года при МРП в 2525 тенге сумма ЕСП составит 2525 тенге (или 1263 тенге) в месяц, 30300 тенге (или 15150 тенге) в год. Если посчитать, 30300 (15150) тенге – это и есть приблизительно 1% (0,5%) с установленного в статье 774 Налогового кодекса РК предельного годового дохода для самозанятых плательщиков ЕСП.

Но можно ведь и весь максимальный годовой доход получить за один месяц и уплатить с него ЕСП в размере 1 (0,5) МРП за месяц получения всего дохода. Соответственно, ставка в таком случае в процентном соотношении с доходом будет уже в 12 раз меньше, чем при ежемесячной уплате платежа ЕСП за весь год, и составит всего 0,085 (0,043) процента от максимально возможного к получению за год дохода (1 МРП / 1175 МРП).

В обоих случаях (от 0,085% до 1 %) это вполне приемлемая ставка налогообложения для самозанятых предпринимателей при указанном предельном годовом доходе. Более комфортных условий налогообложения, пожалуй, не существует.

Но если такой доход будет у налогоплательщика фактически меньше, то соотношение уплаченной абсолютной суммы ЕСП к такому доходу будет расти, что означает увеличение фактической ставки в процентном соотношении. Менять же установленную в законе ставку для отдельных плательщиков ЕСП в зависимости от фактически полученного ими дохода никто не будет.

Но и превышать сумму предельного дохода в 1175-кратном размере МРП тоже нельзя. Иначе это будет чревато переходом на общеустановленный налоговый режим для ИП и применением к доходам уже ставки ИПН в размере 10% от совокупного годового дохода.

Как уплачивать налог фрилансерам

– Евгений Викторович, большой вопрос – определение доходов, с которых должен уплачиваться единый совокупный платеж. Например, если человек имеет официальное трудоустройство и подработку, должен ли он будет уплачивать ЕСП с дополнительного заработка? Или, если фрилансер работает на нескольких работах, с какого дохода он должен уплачивать ЕСП?

– ЕСП уплачивается только с двух видов предпринимательской деятельности физических лиц: оказание услуг физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, и реализация сельхозпродукции собственного производства с личных хозяйств физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами.

ЕСП не привязан в своем исчислении строго к сумме полученного самозанятым дохода. Важно только, чтобы полученный в календарном году доход не превышал установленный в статье 774 Налогового кодекса РК максимальный годовой предел, о котором мы говорили выше. За этим и должен будет следить человек, уплачивающий ЕСП.

Если фрилансер работает на двух работах (имеется в виду по трудовому или гражданско-правовому договору) у работодателя или предпринимателя, то каждый из таких работодателей или предпринимателей является налоговым агентом и обязан исчислить, удержать и уплатить ИПН по общей ставке ИПН в размере 10% без учета исчисления и уплаты самим фрилансером ЕСП.

Если человек официально трудоустроен (работает по трудовому договору) и имеет при этом подработку (опять-таки, по договору по совместительству), то уплату ИПН за него с его доходов по ставке 10% производят его работодатели. ЕСП же будет уплачиваться таким человеком, если дополнительно к своему основному месту работы он сам в свое свободное время оказывает услуги физлицам (ремесленники, кустари и прочие услугодатели) или реализует им сельхозпродукцию собственного производства со своего ЛПХ (дачники, огородники, садоводы, бахчеводы, пчеловоды, животноводы).

Сельхозпродукция с подворного хозяйства, обращаемая физическим лицом в свою собственность и потребляемая им лично и членами его семьи, хоть и является доходом по определению в виде плодов и результатов личной деятельности, тем не менее, не будет подвергаться налогообложению ЕСП, поскольку в данном случае отсутствует объект обложения ЕСП – реализация продукции физическим лицам.

– Минтруда давало оценку: 70-100 тыс. уже зарегистрированных ИП могут перейти на ЕСП. По вашему мнению, стоит ли опасаться таких перетоков, или, наоборот, это и есть цель введения ЕСП?

– Опасений нет. Есть ожидания по принципу: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Это нормально, если сам законодатель это позволяет делать в правовом поле и в законном русле. Категория ИП, которая соответствует указанным в статье 774 Налогового кодекса требованиям, естественно, перетечет в новообразовавшуюся нишу налогообложения. Для таких налогоплательщиков это и создавалось. Важно только соблюсти при этом предусмотренную законом процедуру перехода на новый режим налогообложения. Ведь по требованию пп. 5) п. 3 статьи 774 Налогового кодекса плательщиками ЕСП не могут быть лица, имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, для перехода на ЕСП необходимо будет прежде сняться с регистрационного учета в качестве ИП в установленном для этого в Налоговом кодексе порядке и затем уже становиться плательщиком ЕСП.

Кроме того, нишу плательщиков ЕСП пополнят и те физические лица, которые ранее занимались предпринимательством без регистрации. Это тоже нормально. Существовавший в налогово-правовой природе вакуум с самообложением (необложением) самозанятых предпринимателей, наконец, заполнится.

Естественно, что нововведением могут попытаться и злоупотреблять, когда плательщики не будут соответствовать критериям уплаты ЕСП. Но это уже вопрос добросовестности налогоплательщиков и бдительности налоговых и правоохранительных органов. Для этого предназначены существующие по Налоговому кодексу РК механизмы учета объектов налогообложения, наличных и безналичных расчетов и платежей (банковские счета и банковский контроль, контрольно-кассовые машины, POS-терминалы, а также косвенные методы определения доходов).

Насколько прост и прозрачен механизм уплаты ЕСП?

– Как ЕСП связан со всеобщим декларированием доходов и имущества, которое планируют ввести в Казахстане в 2020 году?

– Пока ЕСП никак не связан со всеобщим декларированием, поскольку исчисление и уплата самозанятыми каждый месяц своего ЕСП не сопровождается обязанностью ведения ими какого-либо налогового учета или представления налоговой отчетности по ЕСП. Не исключено, что впоследствии – после введения всеобщего декларирования для всех физических лиц – им придется отражать в своих декларациях о доходах, расходах, активах и обязательствах также сведения о полученных ими доходах с деятельности, облагаемой ЕСП. Конечно, если ЕСП к тому времени еще будет существовать и не трансформируется в другие формы и виды обложения самозанятых.

ЕСП вводится в действие с 1 января 2019 года и действует до 1 января 2024 года.

– На ваш взгляд, насколько продуман механизм уплаты ЕСП? Какие преимущества и недоработки вы в нем видите, насколько он прост и удобен для пользователей – потенциальных налогоплательщиков?

– Согласно п. 4 статьи 775 Налогового кодекса РК, ЕСП уплачивается плательщиком единым платежом, общей суммой путем перечисления денег через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет Государственной корпорации «Правительство для граждан».

По определению п.1 статьи 775 Налогового кодекса РК, в единый совокупный платеж включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога и социальных платежей. При этом, согласно п. 3 статьи 775 Налогового кодекса, индивидуальный подоходный налог плательщика единого совокупного платежа по полученным (подлежащим получению) им от осуществления облагаемых ЕСП видов деятельности доходам, составляет всего лишь 10% от суммы единого совокупного платежа. Соответственно, 90% от суммы ЕСП – это социальные платежи в Государственный фонд социального страхования, Фонд социального медицинского страхования, единый накопительный пенсионный фонд.

Порядок уплаты, распределения и перечисления ЕСП в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, по требованию законодателя, должно определить Правительство РК. А осуществлением учета, распределения и перечисления этих платежей займется уже, по закону, Государственная корпорация «Правительство для граждан». На нее законодатель возложил определенные функции и обязанности в рамках единого совокупного платежа. Первое – вести персонифицированный учет плательщиков единого совокупного платежа на базе индивидуального идентификационного номера. Второе – обновлять персонифицированный учет плательщиков единого совокупного платежаю. Третье – распределять и перечислять сумму единого совокупного платежа в фонды и в бюджет по месту жительства плательщика. Четвертое – осуществлять возврат ошибочно (излишне) уплаченных сумм единого совокупного платежа.

При этом указанная деятельность Государственной корпорации «Правительство для граждан» будет осуществляться не бесплатно. Цены на ее работы и услуги будут, по требованию законодателя, устанавливаться уполномоченным органом, определяемым решением Правительства РК из числа центральных государственных органов, по согласованию с антимонопольным органом и уполномоченным органом (Министерством финансов РК).

В любом случае каждому конкретному плательщику ЕСП (как пользователю этой новой системы уплаты ЕСП) это не будет стоить ровным счетом ничего, кроме комиссии банка за перечисление ЕСП на банковский счет Госкорпорации.

К тому же плательщик ЕСП освобожден от всех громоздких процедур по учету и разделению ЕСП на составляющие его части для последующего перечисления их конечным получателям (трем фондам и бюджету) по их назначению, а также по составлению и представлению в налоговые органы отчетности по ЕСП.

Таким образом, механизм уплаты ЕСП максимально продуман, прост и удобен для конечного пользователя – каждого конкретного плательщика ЕСП. А преимущества и недоработки этого механизма нам смогут показать только время и практика. Сейчас что-то загадывать, прогнозировать, предвещать и пророчествовать на счет будущего ЕСП – это дело преждевременное и, как известно, неблагодарное. Поживем – увидим. Время покажет.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: