Канат Сахария: "Эпидемии приходят и уходят, а жизнь продолжается"

3096

На смену многожанровому телевидению придет телевидение по интересам.

Канат Сахария: "Эпидемии приходят и уходят, а жизнь продолжается"

Карантин и режим ЧП, введенные, практически, по всему миру в связи с пандемией коронавируса, стали большим вызовом для средств массовой информации, главное предназначение которых – информировать людей. Продолжая тему о том, как работалось нашим, казахстанским, журналистам в последние два месяца, inbusiness.kz встретился с генеральным директором ТОО MEDIA HOLDING "ATAMEKEN BUSINESS" Канатом Сахария.

Канат Акылбаевич, возглавляемый Вами телеканал молодой и не относится к тем, кто получает гарантированную финансовую помощь от государства. В период карантина. Вы сразу же приняли решение отправить всех сотрудников холдинга на так называемую удаленку. В то же время журналисты относятся к той категории профессий, которые, несмотря на ЧП, продолжают выполнять свою работу. С какими трудностями Вам пришлось столкнуться при переходе на дистанционный режим? Не снизились ли от этого трудовая дисциплина и качество работы?

Знаете, по первому образованию я – медик, поэтому понимал необходимость всех эпидемиологических мер, предпринятых властями, понимаю механизм работы иммунной системы человека. Рано или поздно люди переболеют этим вирусом, и к нему выработается иммунитет. Это не первый вирус, с которым мы сталкиваемся.

Эпидемии приходят и уходят, а жизнь продолжается. А к незнакомому пока для нас COVID-19 мы будем относиться со временем как к обычному гриппу. Пока проблема для всех нас заключается в том, что нет вакцины, но человечество в любом случае сможет найти "противоядие" от коронавируса.

Поэтому мы сразу приняли решение отправить сотрудников на удаленный режим работы. Сегодня, находясь в режиме карантина, корреспонденты нашего информационного портала успешно пишут свои материалы "на дому" и выполняют свои обязанности. Что касается телевизионных журналистов, то мы разработали график дежурств и учли все моменты, чтобы работники не контактировали друг с другом и с внешним миром. И, после того как будет официально объявлено о снятии режима карантина, мы, сохранив всех наших людей, уверен, сможем быстро войти в привычное для нас русло.

Сейчас я много слышу разных заявлений о том, что мир в связи с новой пандемией поменялся и все теперь будет по-новому. Я не согласен с этим мнением. Хочу напомнить, что человечество за всю свою историю не раз сталкивалось с такими вот вызовами, как нынешняя пандемия коронавируса. И во все времена люди никогда не теряли интереса к "хлебу и зрелищам". Такова человеческая природа. К чему я это говорю: как ни парадоксально, но именно в карантин людей волновали два вопроса: это продукты питания и информация. Причем именно в период карантина при большом потоке информации и домыслов, например, о природе происхождения коронавируса или о теории заговора, возросла потребность в достоверной информации.

Именно в период карантина рейтинг нашего портала и телеканала вырос в десять раз.

Каким образом, если не секрет?

У нас молодой коллектив, но достаточно профессиональный. Наш телеканал появился в посткризисный период, после девальвации национальной валюты, на границе 2015-2016 годов. Отсюда отличительная способность нашего телеканала – быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Например, мы не привязаны к твердой сетке вещания и наш информационный поток составляют аналитические передачи. В то же время, когда происходят ЧП, мы тут же переходим на моноэфир, то есть снимаем ранее отснятые репортажи, а отдаем время эфира для освещения горящих событий, таких как взрыв в городе Арыси, крушение пассажирского самолета, сложение полномочий первого президента страны. То есть мы даем нашему зрителю актуальную информацию, ту, которая волнует всех в данный момент.

Мы смогли выстроить наш процесс так, что даже из дома журналисты могли делать репортажи. Режиссеры и осветители помогали им установить и наладить освещение и звук. Таким образом, мы смогли даже в период карантина выполнять нашу главную обязанность – информировать людей.

И, несмотря на то, что качество видео было слабым, наши зрители простили нам эти временные погрешности. Главное, что они смотрели и читали нас, чтобы получить достоверную и полную информацию.

Как руководитель, Вы не боитесь, что журналисты, привыкнув работать на дому, не захотят вернуться назад в большие коллективы? К тому же именно в период карантина наметилась тенденция, что многие мои коллеги – профессиональные журналисты открыли свои персональные телеканалы и стали вести передачи в социальных сетях, где они и ведущие, и режиссеры в одном лице. Что скажете на этот счет?

По роду моей деятельности я постоянно просматриваю YouTube-канал, социальные сети. Сегодня мы видим, что с появлением социальных сетей появилось много разных источников индивидуальной информации. Это так называемые блогеры. Такова реальность времени. Кто-то стал успешен и даже смог монетизировать свои каналы, а кто-то – нет.

У кого-то это получается хорошо, например, как у бывшего депутата Танирбергена Бердонгарова, открывшего свой телеканал в социальных сетях.

Это наглядный пример, когда не обязательно быть профессиональным журналистом, важно быть журналистом в душе, по призванию, человеком, который неравнодушен к любому проявлению несправедливости, с которой сталкиваются простые люди.

Но есть такие блогеры, о которых, мягко говоря, я могу сказать так: они хотели как лучше, но у них получилось как всегда, то есть скучно и слабо.

Юрий Дудь – хороший пример российского журналиста, который своим персональным телеканалом на матах "порвал рынок". Его успех, который многим непонятен, построен на использовании нецензурной речи в видеорепортажах. Это был неожиданный ход, который для зрительской аудитории, уставшей в тот момент от "прилизанных и отредактированных" телеведущих, стал интересен на тот момент.

И, отвечая на ваш вопрос, хочу заметить, что, возможно, некоторые профессиональные журналисты захотят работать индивидуально и "на удаленке". Тут выбор каждого. Пока автор – индивидуалист в кураже и азарте, он легко и быстро штампует видео или тексты для своего блога. Но любой персональный телеканал или блог – это каждодневный труд, причем на длительную дистанцию. Но такой метод работы не каждому по плечу. Есть такое понятие, как творческое выгорание. Вот в этом-то и отличие авторов-одиночек от коллектива. Редакция газеты, агентства, портала или телеканала – это как коллективный разум, это как система, которая вырабатывает защиту от творческого выгорания. Вот поэтому я – сторонник институциональности, а не индивидуальности.

Я уверен, что все равно журналисты нашего холдинга после завершения карантина вернутся в коллектив. И в подтверждение своих слов хочу привести слова Антуана Сент-Экзюпери: "Единственная роскошь – это роскошь человеческого общения". Никакая "удаленка" не может заменить полностью живое общение, которое по силе убеждающего воздействия и ввиду визуального контакта намного эффективнее и сильнее виртуального. Поэтому я уверен, что, когда будет снят карантин, мы вернемся в привычное русло и будем наслаждаться общением вживую.

Канат Акылбаевич, Вы сейчас затронули творческую составляющую вашего процесса. Холдинг, как было сказано выше, не государственный, работает на частные, спонсорские средства. В период карантина многие частные компании, фирмы и предприятия разорились. Как холдингу удается выживать в такое время?

Главная трудность, с которой мы столкнулись во время карантина, – это сокращение рекламных потоков, что очень важно для любого частного телеканала. Понимая наши проблемы, мы должны были оставаться на связи со своими клиентами – МСБ. Те, кто вчера были нашими рекламодателями, тоже остались без средств. Также мы запустили акцию для бизнеса и успешно помогали молодому и действующему предпринимателю. Мы сконцентрировались на решении проблем бизнеса. И моя задача, как менеджера, в такой период заключалась в том, чтобы решить эту проблему, чтобы люди, которые работают, могли получать зарплату. Часть коллектива мы отправили в трудовой отпуск, кто-то воспользовался отгулами. Таким образом, большая часть производства была сохранена и сотрудники холдинга продолжали работать, да с еще большей нагрузкой, чем до карантина, потому что обработка запросов была максимальной.

Канат Акылбаевич, в журналистском сообществе идут дискуссии относительно онлайн пресс-конференций, которые стали практиковаться в период карантина. Одни считают их удобными, другие – злом, так как журналист теряет возможность уточнить свой вопрос. Как Вы считаете?

Да, в момент карантина при онлайн пресс-конференциях у журналистов действительно не было возможности задать уточняющие вопросы, потому что модераторы задавали лишь те, которые были удобны для спикеров, а не те, которые были важны зрителям и читателям. Тут явно есть вопрос в выборе модераторов. Во-вторых, организаторы пресс-конференций должны выбирать такие средства связи, а сейчас они доступны при грамотных IT-службах, чтобы у журналистов была возможность задавать вопросы спикерам. Важно, чтобы было двухстороннее общение, пусть и в онлайн-формате. На мой взгляд, в будущем формат онлайн пресс-конференций не заменит живых брифингов, но в то же время при грамотном подходе этот формат можно также эффективно использовать.

Ну если Вы затронули тему формата работы, то не могу не задать вопрос о виртуальном ведущем, которого вы самые первые из всех телеканалов внедрили в казахстанское телевидение. И я помню, что, анонсируя эту новинку, вы делали акцент на то, что виртуальный ведущий может не спать ночами, работать в ночное время суток, не болеет и не устает. Такое ощущение, что вы знали о карантине и заранее к этому готовились. Поделитесь своими планами на будущее, будут ли еще такие вот технические новинки?

(Улыбается. – Прим. авт.). Вы забыли добавить, что виртуальные ведущие не болеют коронавирусом… Но если серьезно, то мы – молодая и амбициозная компания, которая ставит перед собой смелые цели – стать лидером на рынке. А это невозможно без использования новейших технологий. Так возникла идея о виртуальном ведущем, которую внедрили телекомпании Гонконга. А чем мы хуже? Были долгие пробы и пути поиска реализации нашей идеи. Результат вам известен: наши казахстанские айтишники смогли это разработать и внедрить. Следующий наш шаг – это реализовать проект виртуального ведущего, который будет говорить на казахском языке. Единственная проблема в том, что, в отличие от русского, или английского, или испанского языков, казахский до сих пор не оцифрован. И мы хотим этим заняться.

В планах реализация еще одного проекта, но о нем пока рано еще говорить. Он на стадии тестирования. И когда мы его реализуем, то это будет маленькая революция на отечественном рынке телевидения.

Вы меня заинтриговали! Возможно, речь идет об искусственном интеллекте?

Отчасти да, потому что сегодня медиа идут в сторону digital, и в ближайшем будущем будут меняться модели массмедиа. Сегодня мы видим, что практикуется подбор телеканалов по конкретному запросу. То есть будут появляться новые виды телеканалов, которые будут ориентироваться на индивидуальные предпочтения человека.

Именно поэтому сегодня на смену традиционным телеканалам, которые носят разножанровый характер, приходят так называемые нишевые телеканалы, специализирующиеся на определенной сфере, на конкретных интересах людей. Сейчас журналисту нужно не просто знать азы написания материала или отличить новость от аналитики или репортажа, сегодня важно быть профессионалом в какой-то определенной области. Когда ты специалист, например, в банковской сфере или в экономике, то журналистские навыки только помогают тебе лучше донести важную информацию до людей. Сегодня людям уже неинтересно слушать дилетантов, им важна профессиональная оценка того или иного события.

А к этому грамотно может подвести лишь тот журналист, который, как говорят, "в теме", который в ней разбирается, Например, такой жанр, как интервью, – это венец нашей деятельности. И тут журналист должен быть эмоционально выше того, у кого он берет интервью, чтобы раскрыть этого человека. Он должен уметь слушать своего интервьюируемого, он должен жить этой проблемой, чтобы дать нашему зрителю полную информацию.

Недавно ваш холдинг сообщил о том, что ваш телеканал будет вещать в соседнем Кыргызстане?

Да, сегодня вы видите, что финансово-экономические потоки между двумя нашими странами очень плотные. Интересы бизнес – структур двух республик только растут. Поэтому наш деловой контент, нацеленный на бизнес-аудиторию, он будет востребован. Затем в наших планах открытие вещания в Узбекистане и в целом по всей Центральной Азии. Следующим вызовом будет Евразия. И мы надеемся, что в будущем сможем вещать на весь мир, как BBC и Bloomberg. Не надо бояться ставить перед собой новые цели!

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться