Предприниматели пожаловались бизнес-омбудсмену на "опричнину" Департамента госдоходов

12032

Экономический суд поддерживает 99% исков налоговиков к бизнесу.

Предприниматели пожаловались бизнес-омбудсмену на "опричнину" Департамента госдоходов

Этот и другие проблемные вопросы озвучили предприниматели во время визита в Караганду уполномоченного по защите прав бизнеса Казахстана Болата Палымбетова, на личную встречу с которым пришло 15 человек.

Основные проблемы бизнес-сообщества – это проверки, госзакупки и негативная практика рассмотрения дел в сфере признания сделок между субъектами предпринимательства недействительными.

За помощью к уполномоченному по защите прав бизнеса обращаются не олигархи и не квазигосударственный сектор с его миллиардными убытками, а тот самый малый и средний бизнес. Тот самый (опять же) средний класс –  надежда и опора любого приличного государства.

"Подозрение – мать обвинения"

"Суды, как и в случае со лжепредприятиями, доводы бизнеса не признают, основываясь только на предположениях органов госдоходов. А посему сотни добросовестных предпринимателей стоят перед выбором: либо заплатить значительные суммы доначисленных налогов и при этом что-то сохранить, но впоследствии уйти в теневой оборот, либо банкротиться. В обоснование своих исковых требований они приводят "предположение" о несостоятельности сделок, а значит, и счета-фактуры являются фиктивными", – заявила юрист Ассоциации застройщиков Карагандинской области Ботагоз Садуова. 

Свои истории "фиктивных" сделок бизнес-омбудсмену рассказали руководители:

  • ТОО DUVAER – Управление госдоходов Шахтинска по результату камерального дохода сделало доначисление, по решению суда регистрацию контрагентов признали недействительной.
  • ТОО GRAND SMITHY WORKS KAZAKHSTAN – признание налоговыми органами сделок с контрагентами недействительными.
  • ТОО "РЭЛТОН" – признание налоговыми органами сделок с контрагентами недействительными.
  • ТОО "Достар С" – признание налоговыми органами сделок с контрагентами недействительными.
  • ТОО "Карма Трэйд" – признание налоговыми органами сделок с контрагентами недействительными.
  • ТОО "Улар МК" – признание налоговыми органами сделок с контрагентами недействительными.
  • ТОО "Изоплюс Центральная Азия" – признание налоговыми органами сделок с контрагентами недействительными.

И все как под копирку. И все на основании "подозрения" налоговиков.

Эта тема уже поднималась 27 сентября текущего года на встрече главы НПП "Атамекен" Тимура Кулибаева и акима Карагандинской области Жениса Касымбека с предпринимателями региона.

"Если в 2017 году Департамент госдоходов выставил предпринимателям 116 исков, то в 2018-м уже 481. Процент удовлетворения исков налоговиков в 2017 году составил 98%, а в 2018-м – 99%. В обоснование своих исковых требований они приводят "предположение" о несостоятельности сделок, а значит, и счета-фактуры являются фиктивными", – заявила тогда Ботагоз Садуова.

Вот две истории из серии "фиктивных" сделок. В первом случае предприниматель купил и поставил материалы на "АрселорМиттал Темиртау". Однако налоговики посчитали сделку недействительной, предъявив иск не металлургической компании ("священную корову" трогать нельзя) и не первому продавцу (с него, как оказалось, реально нечего взять), а именно добросовестному поставщику.

Другой предприниматель поставил сырье компании, которая переработала его и отправила конечный продукт на экспорт. И опять при наличии документов и факта физического наличия сырья и физического же его перемещения внутри РК и в конечном итоге – в зарубежье, виновным в так называемой фиктивной сделке, по мнению ДГД Карагандинской области, оказался добросовестный поставщик.

Очень показательна в плане взаимоотношений "бизнес – фискалы" история ТОО "Казтрансметалл", которое принимало активное участие в строительстве Astana EXPO 2017, поставляя в столицу железобетонные изделия широкого профиля.

"Налоговики признали факты изготовления железобетонных изделий, отгрузки и доставки их в столицу автотранспортом. Но при этом утверждали, что указанные в документах три предприятия-перевозчика продукцию иногда (?) не перевозили. Причем факт доставки изделий признается многочисленными получателями в Астане и подтверждается актами приемки. Таким образом, перевезенная в Астану и полученная нашими заказчиками продукция оказалась "не перевезенной", а телепортированной. А раз так, то ТОО "Казтрансметалл" должно вернуть в бюджет более 50 миллионов тенге", – рассказывает директор предприятия Кирилл Саверский.

ДГД Карагандинской области опосредованно участвовал и в другом судебном процессе, в котором в августе сего года СМЭС заставил стать директором человека, уволившегося в 2016 году. Здесь сторону госоргана представлял банкротный управляющий, назначенный как раз Департаментом госдоходов. Второе слушание дела уже в апелляционной инстанции назначено на 4 декабря.

В творческом азарте карагандинские фискалы "мочат" и госпредприятия. В марте 2019 года по уведомлению Управления госдоходов района Казыбек би коммунальному государственному предприятию "Управление парками культуры, отдыха и скверами" акимата Караганды пришлось два раза по одной и той же сделке уплатить НДС. Фискалы имели претензии к ТОО "СтройГид KZ", которое выполняло работы по благоустройству городских скверов и Центрального парка. Несмотря на то, что работу подрядчика можно было увидеть в натуре и пощупать руками, тем не менее, налоговики решили, что ее в природе не существует, а значит, НДС в сумме 4,83 млн тенге, ранее отнесенный в зачет, госпредприятию придется уплатить еще раз.

Предприниматели региона во время визита в Караганду в ноябре 2018 года председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК) Алика Шпекбаев прямо сказали ему, что суды стали филиалами налоговой инспекции.

 В сентябре текущего года председатель правления НПП "Атамекен" Аблай Мырзахметов сообщил, что палатой "уже разработана поправка касательно внесения изменений в статью 216 УК РК (выписка фиктивных счетов-фактур) и в отдельные нормы Налогового кодекса. Кроме того, НПП "Атамекен" также внесла предложения в части изменения пункта 4 нормативного постановления ВС РК "О судебной практике применения налогового законодательства" в части признания сделок недействительными только в рамках судебного решения. У нас уже есть практика решенных вопросов, такого характера".

По завершении встречи уполномоченный по защите прав бизнеса Казахстана Болат Палымбетов отметил, что "в целом вопросы ожидаемые, и в большинстве они касаются лжепредпринимательства и закупок. Все эти проблемы и обращения мы возьмем на учет и не оставим их без конкретного решения и ответа".

Надеяться на то, что государство, "имеющее уши да услышит", бизнесу надо. В конце концов, была же отменена статья 215 УК РК "Лжепредпринимательство".

Закончу же словами одного карагандинского предпринимателя:

"Ни налоговики, ни суды не создают конечного продукта, не создают ВВП, однако они душат тех, кто делает экономику страны. Даже Тимур Кулибаев отметил, что объем выпуска продукции МСБ в 2018 году составил 1325 млрд тенге, что сопоставимо с объемами крупнейших казахстанских предприятий. У нас в области 35% занятости обеспечивают малый и средний бизнес. И поэтому нас надо трамбовать? "Опричнина" какая-то".

Олег И. Гусев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться