RU KZ

Куда Женис Касымбек завел Карагандинскую область?

05 Января 2021 11:02 103448

Куда Женис Касымбек завел Карагандинскую область?

Автор: Олег Гусев

И почему ниже опускаться уже нельзя.

В предновогодние дни глава шахтерско-металлургического края Женис Касымбек выступал по телевидению, отписывался у себя на странице в соцсети, а его пресс-служба также активно выдавала на-гора пресс-релизы об итогах работы «Жениса и его команды» за уходящий год.

Но еще в начале года – 29 февраля 2020 года – бывший замглавы кабмина РК дал эксклюзивное интервью inbusiness.kz о планах своей работы на предстоящий год. Автор тогда выразился в том духе, что «мы рады, что к нам в регион пришел вице-премьер, потому что это выгодно для области». А выгода состояла в том, что новому акиму нужно будет доказать, что он не зря занимал такой высокий пост. И лучшее тому доказательство – новые проекты и реальный рост региональной экономики.

В связи с чем и возник тогда главный вопрос: «А что дополнительно Карагандинская область может получить благодаря прежнему опыту Вашей работы?». Именно об этом «дополнительном» и пойдет речь в настоящей статье.

Но прежде стоит отметить одну интересную закономерность: зачастую отдельные пункты повестки заседания кабинета министров РК удивительным образом совпадает с повесткой аппаратного совещания Карагандинского областного акимата, прошедшего накануне. И, таким образом, получается, что самый индустриальный регион страны движется в правильном направлении, иногда даже слегка опережая кабмин.

Например, 29 декабря «Министр экологии предложил расширить меры господдержки рыбоводных хозяйств», а 28 декабря на аппаратном совещании в Караганде было озвучено, что с 2021 года в регионе начнется реализация программы развития рыбного хозяйства.

Итак, что же получила Карагандинская область в 2020 году?

Инвестиции в основной капитал по сравнению с 2019 годом (800,4 млрд тенге) просели сильно: «всего» 640 млрд. Однако не стоит забывать, что основную массу прироста 2019 года дал республиканский газопровод «Сарыарка» и по сравнению с 2018 годом (470 млрд) динамика очень даже неплохая.

Из-за связанных с пандемией ограничений в регионе, как и в целом по стране, в падучей бились транспорт и торговля. И если последняя уже почти оклемалась, то транспортникам еще долго шагать по шпалам за последней электричкой.

Согласно данных Бюро национальной статистики

Наибольший рост показали строительство – 103% и сельское хозяйство – 105,5. Более подробно о региональной экономике можно узнать здесь. Inbusiness.kz же выбрал несколько наиболее важных, на наш взгляд, проектов 2020 года.

«Наш медбронепоезд стоит на запасном пути»

В медицине была проведена огромная подготовительная работа.

«В этом году приобрели 223 ИВЛ-аппарата, закупили 2500 концентраторов кислорода, 2600 пульсоксиметров, 40 цифровых рентген-аппаратов. В 25 госпиталях установлены централизованные системы подачи медицинских газов на 710 точек. В области функционируют 22 кабинета компьютерной томографии, это самая высокая обеспеченность КТ на душу населения в РК. Создано 288 мобильных поликлинических бригад. Приобретено дополнительно 122 легковых автомобиля и 60 реанимобилей, парк санитарного автотранспорта скорой помощи до конца года будет полностью обновлен. Девять передвижных медкомплексов подготовлены для работы в отдаленных селах. В области функционируют девять ПЦР-лабораторий общей мощностью до 10,5 тыс. исследований в сутки. Число коек для лечения КВИ будет доведено до 5,2 тыс., сейчас заполняемость коек не превышает 4%. В целом область к работе в условиях возможной новой волны КВИ готова», – заявил Женис Касымбек на брифинге в СЦК в ноябре прошлого года.

Строительство шинного завода KamaTyresKZ в Сарани

Производственная мощность совместного с российской «Татнефтью» завода составит 3 млн шин для легковой техники и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов.

Премьер-министр РК Аскар Мамин и президент Татарстана Рустам Минниханов на презентации завода

Будет создано свыше 1 тыс. новых рабочих мест. Общий объем инвестиций составит порядка 111 млрд тенге. Введение завода в эксплуатацию запланировано на 2022 год.

Запущено производство пассажирских автобусов и спецтехники Yutong

Стоимость проекта составляет 23 млрд тенге, здесь вместе со смежными отраслями будет создано свыше 1000 новых рабочих мест. Годовая проектная мощность – 1200 автобусов и электробусов, а также 500 единиц спецтехники.

Предприятие запущено на базе бывшего завода резинотехнических изделий, и что очень важно – с автозаводом возрождается целая градообразующая для Сарани индустриальная зона. Автошины с «Татнефтью» будут производить в этой же зоне.

Одно из важнейших достижений прошлого года – это то, что нехотя, но…

…«Священная корова» «АрселорМиттал Темиртау» стала давать молоко

«Мы ставим для себя две задачи: требовать улучшения экологической ситуации и увеличения казахстанского содержания в производстве. Эти два вопроса у меня на постоянном контроле. Если покупают, например, автобус, то пусть покупают его в Семее, Кокшетау, Костанае или Алматы. Новое руководство АМТ идет навстречу. Думаю, мы должны увидеть первые результаты в этом году», – сказал в феврале 2020 года Женис Касымбек.

Вопрос взаимоотношений региональных властей с АМТ достаточно сложный. Прямого («Сделайте то или это!») влияния на администрацию бывшей казахстанской магнитки не имеет даже премьер-министр РК. И дело здесь не в личности главы кабмина, а в том подчиненном положении, в котором находится наша страна по отношению к транснациональной корпорации ArcelorMittal.

Повторимся: у правительства нет рычагов влияния на «АрселорМиттал Темиртау». Более того, правительство обязано помогать благодетелю-инвестору, раз за разом заключая с ним как бы инвестиционные соглашения о модернизации комбината и увеличении производства, которые тот исполнять не будет, но исправно будет получать преференции из наших с вами налогов, о чем детально уже было ранее рассказано в статье «Господин 420».

Но вдруг случилось страшное. 19 декабря 2019 года на совещании, вошедшем в историю как «Строгий разговор со «священной коровой», Женис Касымбек заявил:

«Из всего объема закупок «АрселорМиттал Темиртау» без учета сырья карагандинское содержание составляет 3%. В ваших закупках из 32 млрд тенге карагандинское содержание всего 900 млн тенге. Это вопиющие цифры. По работам и услугам похожая ситуация: из 45 млрд тенге в целом казахстанские компании всего 12 млрд тенге имеют. Если мы сами не будем наш МСБ поддерживать, тогда кто его будет поддерживать? Мы под ваши потребности можем целые заводы построить, только дайте нам понимание – что вам требуется на ближайшие 5-10 лет. Наши коллеги – узбеки, россияне и белорусы именно так и работают. Для нас это большой и больной вопрос. Мы везде видим понимание: и с «Казахмысом», и с «Казцинком» и с Шубаркулем, но именно по вашему предприятию цифры гораздо меньше. Дальше мы будем это контролировать».

И в итоге нахмуренная бровь акима области произвела долгожданный эффект: компания «АрселорМиттал Темиртау» научилась нашу Родину любить.

Согласно данных акимата Карагандинской области

«И так любовь на ней сказалась, что это стало всем заметно!». Именно эта цитата из «Собаки на сене» уважаемого Лопе де Вега приходит на ум, когда смотришь на эти цифры.

Посудите сами: только за девять месяцев доля местного содержания в несырьевых закупках АМТ увеличилась не в два, как было предписано меморандумом, а почти в пять раз – до 24,5 млрд тенге!

А прибавив к ним еще 5 млрд тенге от «Казахмыса», имеем почти 30 млрд тенге внутрирегиональных инвестиций, полученных в результате вдумчивого анализа практически на ровном месте.

Вместе с радостными восклицаниями регионального бизнеса, получившего массу заказов в кризисный год, вся область слышала и страшный вой: это бесновались некоторые работники снабжения, разом лишившиеся привычного гешефта на ликвидированных коррупционных схемах.

Развитие местного содержания в закупках системообразующих предприятий – это, пожалуй, главное достижение Жениса Касымбека на посту акима Карагандинской области в 2020 году.

Возвращаясь к заголовку настоящей статьи (и, простите, к прошедшим праздникам), необходимо отметить, что понижать градус никак нельзя. То поступательное движение, в которое пришла Карагандинская область за прошедший кризисно-коронавирусный год, останавливать преступно. Нам нужны новые внутренние инвестиции, новые производства, новые рабочие места и новые налоги для развития социалки. Отката от достигнутого в 2020 году уже быть не должно.

Во время развала мировой экономики и слома нынешней модели либерального капитализма надеяться можно только на собственные силы и внутренние резервы. А они, как мы могли убедиться, есть

А вот о планах региона на 2021 год и путях их реализации inbusiness.kz расскажет в следующий раз.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!