Эпопея со строительством дороги, начавшаяся в начале 2017 года, должна была закончится к его истечению, однако в дверях уже 2021 год, а воз, как говорится, и ныне там. Видно только как трещины на стареющей бетонке становятся все шире и шире.
За это время за халатное отношение к поставленной задаче директора областного филиала "Казавтожола" понизили до заместителя, а его заместителя и главного инженера технадзора уволили. Затем вообще поменяли надзирающее предприятие. Подрядчика ТОО "СейСер" склоняли на всех углах и даже не выплатили всех полагающихся по контракту денег.
И только проектант дороги – ТОО "Каздорпроект" остался при своем, на манер одного отрицательного персонажа из фильма-сказки про деревянного мальчика, его папу и некий ключик, радостно восклицая: "А я тут не причем, совсем я не при чем!".
Редакция inbusiness.kz не раз ранее писала о проблеме дороги "Темиртау-Караганда", но под конец уходящего года, решила еще раз поднять эту тему.
Год 2018: Мины в фарватере
В 2017 году ТОО "СейСер" начало строить бетонку от металлургической столицы страны до столицы угольной. До конца года все работы подрядчик сделать не успел, а уже в июле 2018 году по совершенно новому полотну пошли трещины.
Тогда заместитель карагандинского филиала АО "НК "Казавтожол" Игорь Гафтон, объяснял: "там, где совсем разрушено, эти плиты будут убираться, по-новому будут класть бетон. А там, где волосяные трещины, их просто залечат, и все".
Участок дороги "Караганда- Темиртау" примыкание к северному обходу г. Караганды
Но трещины в дорожном покрытии оказались не единственной проблемой подрядчика.
Позже выяснилось, что часть дороги, примыкающего к Северному обходу Караганды проходит по природоохранной зоне – березовой роще, посаженной карагандинцами в 80-х годах прошлого столетия.
В областном центре поднялся скандал. Общественность выступила против уничтожения березовой рощи. В результате строительство развязки на этом участке было приостановлено до принятия специального постановления правительства.
Вторым камнем преткновения стал вопрос о переносе линий электропередач и водовода, снабжающего город Темиртау питьевой водой, которые оказались на месте строительства дорожной развязки.
К тому времени на бетонке (высотой 27 см) на протяжении 5,5 км появились уже сквозные трещины, которые по утверждению подрядчика появились из-за слишком большой ширины дороги.
"Мы строили дороги Алматы – Капчагай бетоном, "Западный Китай – Западная Европа" тоже бетоном, Алматы – Павлодар тоже бетоном. У нас там никаких нареканий не было. Сюда пришли – первый раз такое получилось. Там 9-11 метров, а здесь 13 метров. Больше причин нет", – заявляла вначале глава ТОО "СейСер" Сейдильда Пакинтаев.
Глава ТОО "СейСер" Сейдильда Пакинтаев
Потом оказалось, что виноваты шахты.
"Шахтные подработки, может, немного опустилось основание, может, ещё что-то, понимаете? Разное может быть. У нас были трещины на других объектах, но не в таком количестве и не такого характера", – оправдывался генподрядчик.
После чего генподрядчик снял с себя вину за брак, опосредованно переложив ее на технический надзор: "Здесь все, что мы делали, происходит через технадзор независимый, который всё проверяет. Все проходит, все нормально, сейчас хотим георадаром проверить и узнать причину".
В свою очередь главный инженер проекта технического надзора Бахытжан Нуртаев (ТОО "Жол Сапа") также не мог предположить, что же именно послужило причиной возникновения трещин.
"Мы почему и привлекаем дорожно-строительный институт – чтобы они нам дали заключение, что здесь произошло. Я понимаю, где-то в десяти местах, но не так же, чтобы на одной полосе и на протяжении всего участка? Это нонсенс", – удивился Бахытжан Нуртаев.
Затем он заверил СМИ, что "конструкция дорожной одежды и все материалы соответствует требованиям проекта".
"Тогда, может, у Вас в проекте что-то не то?" – задали ему вопрос журналисты. "Но это же проект!", – воздев руки к небу воскликнул представитель технадзора.
После обследования бракованных участков георадаром, было сделано заключение, что во всем виновата вода.
"Из-за переувлажнения произошло разуплотнение (слоев дорожной одежды. – Авт.). Они в динамике могут прогибаться из-за динамических нагрузок – движения транспорта. И в связи с этим жесткая конструкция железобетонного покрытия играла-играла, сколько могла себе позволить, и в итоге лопнула", – пояснил Игорь Гафтон.
Пока всем областным гамбузом с привлечением Комитета автодорог МИР РК и КаздорНИИ обсуждали два главных вопроса русской интеллигенции "Кто виноват?" и "Что делать?", закончился 2018 год.
Год 2019: Позор для отрасли
Мелкие трещины решено было лечить, замазывая специальным герметиком, а там, где имеются крупные трещины – демонтировать плиты и заливать бетон заново. За счет подрядчика, разумеется.
В марте 2019 года министр индустрии Роман Скляр назвал эту несчастную дорогу "позором для всей отрасли", а директор подрядной фирмы Сейдильда Пакинтаев обещал полностью сдать участок "Темиртау – Караганда" 1 октября 2019 года.
В начале апреля 2019 года начался демонтаж плит с большими трещинами и заливкой нового полотна. Но это оказалось настолько дорогостоящим делом – шесть тысяч погонных метров не шутка, что в конце концов все оставшиеся трещины решили заливать герметиком.
В декабре 2019 года в связи с неисполнением договорных обязательств Договор с ТОО "СейСер" был расторгнут. А компании отправили требование по возврату обеспечения исполнения договора и возмещении расходов на устранение дефектов, что в итоге привело к судебным разбирательствам.
В начале октября представители подрядчика, технадзора и областного филиала "Казавтожола" в эксклюзивном интервью Inbusiness.kz сообщили, что сдадут супердорогу 1 декабря 2019 года.
Год 2020: Ставки сделаны
С января 2020 года начались судебные процессы. ТОО "Сейсер" попытался оспорить расторжение договора с АО "НК "Казавтожол". Однако СМЭС Карагандинской области признал законными действия акционерного общества по расторжению договора и отзыву банковской гарантии.
В свою очередь Казавтожол также подал иск о принуждении теперь уже бывшего генподрядчика устранить дефекты и потребоавл включить его в перечень недобросовестных поставщиков.
Позже АО "НК "Казавтожол" заключило договор на оставшиеся работы с ТОО "СП "Сине Мидас Строй". Подрядчик взялся за выполнение работ.
Как отмечается в справке Казавтожола, предоставленной inbusiness.kz, в настоящее время совместно с Комитетом автомобильных дорог МИИР РК, АО "КазДорНИИ" и РГП "Центр качества дорожных активов" определяют метод устранения дефектов с учетом результатов инструментального исследования.
В сообщении также говорится, после определения стоимости работ по устранению дефектов, в соответствии с условиями договора она будет предъявлена для погашения первому подрядчику. Но денег-то у "СейСера" нет.
Справка, полученная Inbusiness.kz от АО "НК "Казавтожол" в июне 2020 года.
Кстати, в данной справке еще не указаны мостостроители, которых тоже наказали. А стоимость всего проекта подорожала на 3 млрд тенге, став местным аналогом столичного LRT.
Наконец стоит отметить, что 1 декабря 2020 года уже тоже прошло, но "заколдованный участок" трассы так и не доделали.
Ошибки проекта
Вместе с тем, как-то особо хочется рассортировать проблемы и выделить основные ошибки проектанта. Судя по качеству проектной документации, она "рисовалась" не выходя из теплых алматинских кабинетов и не выезжая на место будущей стройки.
Первая. Проект строительства дороги "Темиртау – Караганда" был разработан ТОО "Каздорпроект" до паводка 2015 года, затопившего 35 сел Карагандинской области. После такого природного катаклизма и перед началом строительства автодороги в 2017 году необходимо было провести новое обследование участка на предмет обнаружения влажной земли под основанием будущей дороги. Напомним, что такие области под треснувшим бетонным покрытием обнаружил георадар в 2018 году.
Вторая. Транспортная нагрузка автодороги превышала проектную: расчетная была 20 тыс. автомобилей в сутки в одном направлении (люди действительно сидели и считали проезжающие машины). Но когда начали строить вторую ветку (из Темиртау в Караганду), то весь поток автомобилей, а это 40 тыс. в оба конца, запустили по вновь построенной первой ветке (из Караганды в Темиртау). Ну и плюс влажное основание.
Эти первые два вывода подтверждает и ответ АО "НК Казавтожол" на наш запрос.
Третья. Пришахтинскую развязку ТОО "Каздорпроект" пустил по березовой роще – землям лесного фонда. Об этом строителям "стало известно" в июле 2018 года (хотя они собирались сдать дорогу еще в конце 2017 года).
Но только в начале августа 2019 года вышло постановление правительства о переводе этого участка в земли промышленности и транспорта. Фактически этот отрезок сдали только летом 2020 года.
Четвертая. Темиртаускую развязку проектант прилепил на коммунальной инфраструктуре: аккурат над городским водоводом и под ЛЭП, на минуточку, в 110 кВ.
В итоге путепровод мостостроители поставили еще в 2018 году, а вот съезд с него – примыкание к городской дороге под названием "Карагандинское шоссе" – сделали только после согласования и переноса водопроводных и электрических сетей уже в 2020 году.
Странности проекта
В зоне строительства автодороги находятся золоотвалы доменного шлака "АрселорМиттал Темиртау". Руководство комбината еще в 2011 году начало совместную работу с Казахским научно-исследовательским и проектным институтом дорожно-транспортных проблем "ДОРТРАНС" по исследованию возможности применения щебня и гранулированного доменного шлака в дорожном строительстве. "ДОРТРАНСом" были проведены химико-минералогические исследования свойств доменных и конвертерных (сталеплавильных) шлаков. В результате исследований было доказано, "что использование доменных шлаков образует монолитный слой, обеспечивающий равномерное восприятие напряжения от веса "дорожной одежды" и транспортных нагрузок и равномерное распределение их на нижележащие слои земляного полотна". Участок "Осакаровка – Темиртау" автодороги Темиртау – Астана был построен с применением щебня из доменных шлаков АМТ.
Кроме того, пункт12.14 раздела 12 "Охрана окружающей среды" Строительных Норм и Правил РК № 3.03-09-2006 "Автомобильные дороги", утвержденных приказом Комитета по делам строительства и ЖКХ МИТ РК от 20.12.2006 г. №467 гласит:
"При строительстве автомобильных дорог следует максимально использовать находящиеся в зоне строительства пригодные для применения отвалы и производственные твердые отходы предприятий горнодобывающей, перерабатывающей промышленности, тепловых электростанций (гранулированные металлургические и фосфорные шлаки, золы и золошлаковые смеси ТЭС, отходы углеобогащения, фосфогипс, бокситовый шлам и др.). При применении отходов производства следует учитывать их агрессивность и токсичность по отношению к окружающей природной среде".
Также, в соответствии с Государственной программой "Нурлы Жол" и переходом Казахстана в строительном производстве на "Зеленую экономику", одним из приоритетных направлений является утилизация отходов промышленных предприятий.
Однако, ТОО "Каздорпроект" рекомендовал подрядчику – ТОО "СейСер" специального поставщика природного щебня и песчано-гравийной смеси – ТОО "Техноиндустрия". А следом удивительным образом на дороге Темиртау – Караганда протяженностью всего 15 км появились разворотные площадки.
А теперь вопрос: сколько таких разворотных площадок вы видели, например, на участке Нур-Султан – Темиртау протяженностью 180 км? Правильно – ни одной.
И не менее удивительным образом эти разворотные площадки оказались в районе примыкания к бетонной трассе проселочной (!) дороги, идущей как раз от ТОО "Техноиндустрия".
А сколько вы видели примыканий к бетонке проселочных дорог, ведущих не к населенным пунктам? Опять же – ни одной, ибо это далеко не безопасно.
Более того, все съезды и заезды всегда выполнены согласно СНиП и примыкают к трассе совсем не под углом 90 градусов. Да и на других новых бетонках, связывающих города нашей необъятной родины, ни вышеуказанных разворотов на трассе, ни прямоугольных примыканий проселочных дорог что-то не наблюдается. Отчего вдруг у проектировщика ТОО "Каздорпроект" возникла такая нежная забота по отношению к ТОО "Техноиндустрия", да еще и за наши налоги?
К слову, вопрос об ответственности проектанта поднимался Inbusiness.kz не раз.
Не смотря на заявление Карагандинского филиала АО "НК "Казавтожол", так и не слышно ни о судах с участием проектанта, ни о том, чтобы ТОО "Каздорпроект" было включено в реестр недобросовестных поставщиков государственных закупок.
За 4 года странной стройки все "сестры получили по серьгам": подрядчика отстранили и не выплатили всех денег за выполненные работы; мостостроителей, что возводили две развязки, оштрафовали и тоже не доплатили; в Карагандинском областном "Казавтожоле" сменилось руководство. И только великолепный "Каздорпроект" напевает известную песенку: "А я тут не при чем, совсем я не при чем!".
Олег И. Гусев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!